Семинар 2
Методологические аспекты реализации ФГОС общего образования
ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (№273-ФЗ)
Статья 12 . Образовательные программы
Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Основная образовательная программа образовательного учреждения
ОПРЕДЕЛЯЕТ
- Цели
- СОДЕРЖАНИЕ
- ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная общеобразовательная программа – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса и обеспечивающей выполнение ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников.
Статья 13. Общие требования к содержанию образования
- Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
- 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
- Программа развития универсальных учебных действий, включая формирование компетенций учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности
- Программы учебных предметов, курсов
- Программа воспитания и социализации учащихся
- Программа коррекционной работы
- Учебный план
- Календарный учебный график
- План внеурочной деятельности
- Система условий реализации основной образовательной программы
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
представляют собой систему
- ведущих целевых установок и
- ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы
Основной объект системы оценки результатов образования, её содержательная и критериальная база (в соответствии с ФГОС)
- требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы.
Основные цели оценочной деятельности
- оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального регионального и федерального уровней;
- оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур;
- оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.
Система оценки включает процедуры
- Внутренней оценки
- стартовую диагностику,
- текущую и тематическую оценку,
- портфолио,
- внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
- промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
- Внешней оценки
- государственная итоговая аттестация,
- независимая оценка качества образования и
- мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Объект итоговой оценки подготовки учащихся ( в соответствии со структурой ПР)
- планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ
Процедуры итоговой оценки подготовки учащихся
- Все процедуры итоговой оценки освоения учащимися ООП ООО носят персонифицированный характер .
- Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации – с учётом стартового уровня и динамики образовательных достижений
Процедуры текущей и промежуточной оценки подготовки учащихся
- Процедуры текущей и промежуточной оценки освоения учащимися ООП ООО могут носить как персонифицированный , так и н еперсонифицированный (анонимный) характер
Проблема оценивания в российской школе
- отсутствие четко определенных и заранее известных критериев оценивания
- неопределенность системы оценивания при работе учащихся в группах
- субъективность оценки
- использование оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины и т.п.
- Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.
- Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников.
- Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.
Система оценки: «знаниевая» и «деятельностная» парадигмы
- Обязательный минимум (ОМ)
- Планируемые результаты (ПР)
- Освоение всех элементов ОМ
- Способность к решению учебных задач 5-9 (1-9) классов
- Контроль за освоением ОМ
- Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик
- Ориентация учебного процесса
- Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого
- Контроль за достижением ПР
Предмет оценки
Основные функции
Система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач :
- 1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний ;
- 2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний ;
- 3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем /проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости;
- 4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества ;
- 5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации ;
- 6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции ;
- 7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии ;
- 8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок ;
- 9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся ,
- В соответствии с реализуемой ФГОС деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития.
Основные положения учения Л.С. Выготского
Уровни овладения:
- актуального развития , т. е. на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически);
- зоны ближайшего развития , т. е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
В структуре планируемых результатов выделяются:
- 1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования
- 2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ:
- «Выпускник научится»
- «Выпускник получит возможность научиться»
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования
- Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок , развитие интереса , целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов.
- Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ:
Блоки:
- «Выпускник научится»
- «Выпускник получит возможность научиться»
Описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые предъявляются в ходе изучения каждого раздела
Предмет: Русский язык Раздел: Речь и речевое общение
Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
«Выпускник научится»
- в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале 1 , овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.
1 Выделяемый в системе планируемых результатов учебный материал
в соответствии с Требованиями стандарта должен иметь опорный характер , т. е. служить основой для последующего обучения.
«Выпускник научится»
- Достижение планируемых результатов данного блока выносится на итоговую оценку .
- Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.
уровень действий, составляющих зону ближайшего развития оценивается с помощью заданий повышенного уровня
уровень исполнительской компетентности 1 учащихся оценивается с помощью заданий базового уровня
1 уровень действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически
«Выпускник получит возможность научиться»
- в блоке приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.
«Выпускник получит возможность научиться»
- Оценка достижения этих результатов ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации .
- невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
Частично задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться» , могут включаться в материалы итогового контроля.
На уровне основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
- четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
- учебных программ по всем предметам — «Русский язык. Родной язык», «Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Итоговая оценка
- по предмету складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки и результаты выполнения итоговой работы по предмету . Такой подход позволяет обеспечить полноту охвата планируемых результатов и выявить кумулятивный эффект обучения, обеспечивающий прирост в глубине понимания изучаемого материала и свободе оперирования им. По предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая оценка ставится на основе результатов только внутренней оценки.
- по междисциплинарным программам ставится на основе результатов внутришкольного мониторинга и фиксируется в характеристике учащегося.
Особенности оценки предметных результатов
- Установлено четыре уровня достижений:
- Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый :
- Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
- Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
- Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового , целесообразно выделить :
- 4. Пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
Особенности оценки предметных результатов
- Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в рабочих программах учителей-предметников.
Рабочие программы учебных предметов, курсов (модулей)
- Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какого-либо учебного предмета, курса (модуля), основывающийся на примерной (авторской) программе по учебному предмету
- Учебный предмет: основная структурная единица образовательного процесса
- Учебный курс: какой-либо из этапов обучения; серия учебных занятий по одному предмету
- Учебный модуль : автономная организационно-методическая структура учебного предмета
- Назначение рабочей программы: планирование, организация и управление образовательным процессом по учебному предмету, курсу (модулю)
- Задачи рабочей программы: определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета, курса (модуля) с учетом особенностей образовательного процесса в ОУ и контингента учащихся
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании РФ»
- Статья 47 Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 3. педагогические работники пользуются следующими правами и свободами: 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденными рабочими программами
Обязательные структурные элементы рабочих программ, реализующих ФГОС
- пояснительная записка
- общая характеристика учебного предмета
- описание места учебного предмета в учебном плане
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- результаты освоения конкретного учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные)
- содержание учебного предмета
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373
Обязательные структурные элементы рабочих программ, реализующих ФГОС
- 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
- 2) общую характеристику учебного предмета, курса;
- 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- 5) содержание учебного предмета, курса;
- 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897
При составлении рабочей программы
Учитель имеет право:
- расширять перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки
- конкретизировать и детализировать темы
- изменять последовательность изучения учебного материала
- перераспределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, и, исходя из материально-технических ресурсов ОУ
- конкретизировать требования к результатам освоения учащимися ООП
- выбирать методики, технологии обучения и контроля уровня подготовленности учащихся