СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар по теме Проектные задачи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар по теме Проектные задачи»

Семинар по теме «Проектная задача»

I. Введение.

К результатам начальной школы относятся не только знания, умения и навыки, не только уровни сформированности мышления, но и учебное сотрудничество, умение учиться и т.п. Однако оценить это через проверочные работы практически нет возможности. Поэтому предлагается специальный тип задач, с помощью которых можно было бы организовать внешнюю экспертную оценку «поведения» младших школьников в квазиреальной межпредметной, разновозрастной ситуации.

Такой тип  задачи был назван «проектная задача». Такой тип задач предоставляют  большие возможности именно для организации разновозрастного сотрудничества учащихся.

II. Сравнение конкретно-практической, учебной и проектной задачи

В образовательной практике развивающего обучения до сих пор использовались в основном два типа задач: конкретно-практическая и учебная. Мы предлагаем еще один тип задач – проектная задача, который имеет свои специфические цели, способы, место применения. Кратко дадим характеристику этим типам задач.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Учебная задача относится только к таким ситуациям, которые побуждают детей искать общие способы решения нового класса конкретно-практических задач. Учебная задача – всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «сходу» она не может быть решена учащимися. Это – поисковая задача. Именно в ходе организации поиска через определенное время дети смогут решить такую задачу1. Результатом решения подобного типа задач является общий способ решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Можно сказать, что проектная задача занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами (учебными ли конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе.

 III. Основные признаки, отличающие проектную задачу.

А. Отличия проектной задачи от учебных и конкретно-практических задач:

­–­ наличие  квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия;

– неопределенность относительно способа решения и конечного результата (отсутствия  явной ориентации на определенную тему, область знания; результат, как правило, невыразимый конкретным числом, определенным, однозначным ответом и т.п.);

­– значительный объем материала, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объема необходимой информации, что требует  самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо содержится в сопровождающей справочной информации;

– отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящее для описания результатов  работы.

Б. Отличия проектной задачи от проекта:

– цель, замысел задаются извне (учителем);

– способ проектирования задается через последовательность отдельных заданий;

– продукт решения проектной задачи носит учебный характер.

IV. Особенности проектной задачи.

Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

V. Виды проектных задач.

Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными, стартовые и итоговые, тематические, межвозрастные. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

VI. Возможности проектных задач.

Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

VII. Требования к «проектной» задаче:

  • имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

  • двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

  • задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

  • заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).


VIII. Алгоритм составления проектной задачи.


  1. Определить место проектной задачи в тематическом планировании.

    • Монопредметная или тематическая задача – рассмотреть тематическое планирование по какому – либо предмету.

    • Межпредметная задача, тематическая, стартовая, итоговая, межвозрастная – найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах.


  1. Сформулировать цель проектной задачи.

  2. Сформулировать проблему (условие задачи).

  • Наличие квазижизненной ситуации.

  • Наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).

  • Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).


  1. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).

  • Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).

  • Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).

  • Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).


  1. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).


  1. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).


  1. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).











IX. Алгоритм решения проектной задачи.

  1. Определить роль каждого участника групповой работы.

  2. Ознакомиться с условием задачи.

  3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.

  4. Ознакомиться с инструкцией.

  5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания, ведёт по инструкции.

  6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.

  7. Предъявление готового продукта.

  8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

  9. Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).