Семинар по теме «Проектная задача»
I. Введение.
К результатам начальной школы относятся не только знания, умения и навыки, не только уровни сформированности мышления, но и учебное сотрудничество, умение учиться и т.п. Однако оценить это через проверочные работы практически нет возможности. Поэтому предлагается специальный тип задач, с помощью которых можно было бы организовать внешнюю экспертную оценку «поведения» младших школьников в квазиреальной межпредметной, разновозрастной ситуации.
Такой тип задачи был назван «проектная задача». Такой тип задач предоставляют большие возможности именно для организации разновозрастного сотрудничества учащихся.
II. Сравнение конкретно-практической, учебной и проектной задачи
В образовательной практике развивающего обучения до сих пор использовались в основном два типа задач: конкретно-практическая и учебная. Мы предлагаем еще один тип задач – проектная задача, который имеет свои специфические цели, способы, место применения. Кратко дадим характеристику этим типам задач.
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.
Учебная задача относится только к таким ситуациям, которые побуждают детей искать общие способы решения нового класса конкретно-практических задач. Учебная задача – всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «сходу» она не может быть решена учащимися. Это – поисковая задача. Именно в ходе организации поиска через определенное время дети смогут решить такую задачу1. Результатом решения подобного типа задач является общий способ решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.
Можно сказать, что проектная задача занимает промежуточное положение между «обычными» предметными задачами (учебными ли конкретно-практическими) и полноценным «проектом» в основной школе.
III. Основные признаки, отличающие проектную задачу.
А. Отличия проектной задачи от учебных и конкретно-практических задач:
– наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия;
– неопределенность относительно способа решения и конечного результата (отсутствия явной ориентации на определенную тему, область знания; результат, как правило, невыразимый конкретным числом, определенным, однозначным ответом и т.п.);
– значительный объем материала, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объема необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо содержится в сопровождающей справочной информации;
– отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящее для описания результатов работы.
Б. Отличия проектной задачи от проекта:
– цель, замысел задаются извне (учителем);
– способ проектирования задается через последовательность отдельных заданий;
– продукт решения проектной задачи носит учебный характер.
IV. Особенности проектной задачи.
Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
V. Виды проектных задач.
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными, стартовые и итоговые, тематические, межвозрастные. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.
VI. Возможности проектных задач.
Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.
Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.
VII. Требования к «проектной» задаче:
имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;
заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).
VIII. Алгоритм составления проектной задачи.
Определить место проектной задачи в тематическом планировании.
Монопредметная или тематическая задача – рассмотреть тематическое планирование по какому – либо предмету.
Межпредметная задача, тематическая, стартовая, итоговая, межвозрастная – найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах.
Сформулировать цель проектной задачи.
Сформулировать проблему (условие задачи).
Наличие квазижизненной ситуации.
Наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).
Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).
Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).
Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).
Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).
Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).
Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).
Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).
Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).
IX. Алгоритм решения проектной задачи.
Определить роль каждого участника групповой работы.
Ознакомиться с условием задачи.
Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.
Ознакомиться с инструкцией.
Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания, ведёт по инструкции.
Подготовиться к презентации решения проектной задачи.
Предъявление готового продукта.
Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).
Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).