Семинар - практикум: «Организация и проведение дидактических игр по ознакомлению с комнатными растениями»
Цель: актуализировать знания о системе работы по ознакомлению с комнатными растениями в разных возрастных группах, организации и проведении дидактических игр по ознакомлению с комнатными растениями.
Задачи:
- актуализировать знания по трем основным блокам системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с комнатными растениями;
- рассмотреть задачи и дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями в разных возрастных группах;
- уточнить требования к отбору комнатных растений;
- ознакомить на практике с различными видами дидактических игр по ознакомлению с комнатными растениями.
Оборудование: доклад, презентация, игры «Узнай по силуэту», «Геометрические пазлы», «Четвертый лишний», мнемотаблица для описания комнатных растений, комнатные растения.
Ход семинара-практикума
Теоретическая часть
Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями.
Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков:
1) занятия, как специально организованная форма обучения;
2) совместная деятельность воспитателя с детьми;
3) самостоятельная деятельность детей.
В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем блоке детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, применяя накопленные знания и опыт.
1-Й БЛОК : СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Сюда следует отнести занятия и экскурсии.
На занятиях проводятся:
- наблюдения за комнатными растениями (это могут быть распознающие, сравнительные, наблюдения за ростом и развитием растений)
-изобразительная деятельность (особенно в старших группах)
-обучение труду по уходу за отдельными видами комнатных растений
-это могут быть также занятия по развитию речи (например: составление описательных рассказов, загадок, придумывание сказок, этические беседы и т. п.)
-занятия по обобщению представлений и классификации с использованием моделей или в форме специально организованных дидактических игр.
2-Й БЛОК: СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
-это наблюдения в уголке природы
-дидактические игры
-рассказы воспитателя или чтение художественной литературы
-беседы с детьми
-рассматривание иллюстраций в книгах (сейчас выпускается огромное количество иллюстрированных справочников и энциклопедий комнатных растений)
-несложные опыты
-просмотры диа - и видеофильмов
-работы с моделями
-различные виды изобразительной деятельности.
3-Й БЛОК: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
В старших группах, при достаточном опыте, навыках и умениях, - дети могут самостоятельно выполнять поручения воспитателя по несложному уходу за растениями.
Это, прежде всего, полив растений, обтирание влажной тряпочкой растений с плотными кожистыми листьями, обметание пыли, мытье поддонов. Необходимо отметить, что особенностью такого вида деятельности является то, что воспитатель предварительно обсуждает с детьми план проведения работы и последовательность выполняемых действий, а затем поручения выполняются самостоятельно, но при постоянном контроле со стороны воспитателя.
-также это может быть самостоятельная изобразительная деятельность.
-рассматривание иллюстрированных альбомов и книг.
Рассмотрим подробнее значение дидактических игр в работе по ознакомлению с комнатными растениями.
Дидактическая игра в процессе ознакомления детей с растениями - специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действия, и в то же самое время она требует, чтобы у ребенка, как участника игры, было сформировано достаточно большое количество конкретных представлений о растительном мире.
Необходимо, чтобы структура дидактической игры была простой, чтобы дети могли играть легко и просто, запоминая растения, участь выделять их характерные признаки, классифицировать. Дидактические игры, в ознакомлении дошкольников с растениями, в частности, с комнатными, имеют важное значение. Дети учатся рассуждать, делать выводы, при этом развивают свою память, внимание и произвольное восприятие. При решении игровой задачи воспитатель часто объяснять свои действия, а это способствует развитию речи.
Последовательность проведения игр дается с постепенным усложнением дидактических задач. Для детей разного возраста рекомендуется проводить одни и теже игры в разных вариантах. Они усложняются за счет увелечения колличества растений, более разнообразных правил и игровых действий.
Проводя дидактические игры с дошкольниками надо учитывать возрастной уровень знаний детей, т.к.намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение.
В играх задание усложняется в такой последовательности:
1 – дети называют признаки, отвечая на вопросы воспитателя;
2 – несколько детей совместно состовляют описание, а кто – то один отгадывает;
3 – один ребенок самостоятельно перечислит отличительные признаки комнатных растений.
Но, прежде всего дошкольникам надо показать, что комнатные растения отличаются друг от друга, затем следует обратить внимание на самые отличительные признаки некоторых растений. При проведении дидактических игр с комнатными растениями необходимо, чтобы педагог как можно чаще их называл.
Теоретико-практическая часть:
1. РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАТЕНИЯМИ В МЛАДШИХ ГРУППАХ.
При подборе комнатных растений уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов. Малыши, прежде всего, обращают внимание на самые яркие и красивые из них. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, китайская раза и т. п. У детей формируется способность узнавать растение, различать и называть его отдельные части. Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части (стебель, лист, цветок). При этом надо иметь в уголке два одинаковых растения, чтобы дети имели возможность находить их и сравнивать с другими.
Дидактические игры, которые мы можем применять в работе с детьми:
«Узнай растение»
Цель: учить детей находить цветок по его названию.
Ход игры. Растения стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили».
«Какого растения не стало»
Цель: развивать память, систематизировать знания детей по теме «Комнатные растения».
Ход игры: для младших групп – на столик выставляется 3-5 растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений.
«На какой цветок села бабочка»
Цель: Закрепить названия комнатных растений.
Ход игры: Ведущий показывает бумажную бабочку на тонкой резинке, позволяющей имитировать ее полет. Дети должны назвать цветок, на который села бабочка.
«Подбери лейку к цветку»
Цель: упражнять в подборе по величине, развивать мышление, внимание.
Ход игры: детям предлагается найти к растению нужную лейку в соответствии с размером растения. Можно использовать как картинный материал, так и живые растения и лейки разного размера.
Играем с педагогами в дидактическую игру «На какой цветок села бабочка».
2. РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАТЕНИЯМИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
В средней группе необходимо формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества растений и их частей: разнообразие формы, цвета, величины листовой пластины, характера поверхности и т. д.
Дети 4-5 лет могут овладеть более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходства различных растений, обобщать их по тем или иным признакам.
Усложняются и знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная поливка и т. д.
Уголок природы в средней группе надо пополнить новыми растениями. Следует, прежде всего, подобрать комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев. Кроме растений для уголка природы младших групп, в средней группе помещают еще алоэ или агаву, бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опушенными листьями) и т. д. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 различных растений. Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства, например: зональную и душистую герань, несколько видов бегоний, традесканцию белоцветущую и зебровидную т. д. Это позволит научить детей находить сходства и различия у этих растений.
Дидактические игры, которые мы можем применять в работе с детьми:
«Собери растение из частей»
Цель: учить детей собрать целое изображение из частей, активизировать задания по теме «Комнатные растения», развивать мышление.
Оборудование: разрезные картинки с изображением комнатных растений из 3, 4, 5, 6 частей.
Ход игры: каждому ребенку раздается конверт с разрезными картинками, на которых изображены части растения. Дается задание собрать картинку. Во время дидактической игры задается следующие вопросы:
- Что это за часть растения?
- Почему части растения следует расположить именно так, а не по- другому?
- Зачем растению листья, стебель, цветы?
- Почему одному растению нужно больше воды, а другому меньше?
Зачем опрыскивают растения?
Как называются ваши растения?
«Чей листок»
Цель: Запомнить листки комнатных растений в уголке природы, найти подходящие к растениям, учить названия комнатных растений.
Ход игры. Для младших групп: комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить растения, предлагает найти листику домик. Для старших групп игру можно проводить в уголке природы, дети должны не показать с какого растения лист, а рассказать, употребляя в речи названия комнатных растений. А в старших группах можно играть на картинном материале.
«Сосчитай-ка!»
Цель: учить детей согласовывать числительные с существительными, закреплять названия комнатных растений.
Ход игры:
Детям раздается картинный материал, и ставится задача, посчитать свои цветы. Например, «Один кактус, два кактуса, пять кактусов».
«Где растут цветы»
Цель: Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. Учить классифицировать растения по месту произрастания.
Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.
Играем с педагогами в игр «Чей листок».
3. РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАТЕНИЯМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать за растениями, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.
Знания детей старшей группы о растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие — в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.
Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способы ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).
В уголке природы должны быть растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и корневища. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград (цисусс), вьющийся плющ (сциндапсус), цикламен, примула, амариллис, кливия и т. д. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.
Дидактические игры, которые мы можем применять в работе с детьми:
Могут применяться словесно-дидактические игры, такие как: «Один-много» (образование множественного числа существительного), «Чей цветок» (образование притяжательных прилагательных). «Скажи наоборот» (образовывать противоположные по значению существительные), «А вчера?» (образовывать формы прошедшего времени глаголов) и т.п. Также применяется игра «Закончи предложение», «Назови ласково», «Назови комнатное растение на заданный звук», «Подели на слоги» и т.д.
«Где спряталась матрешка»
Цель: Найти комнатное растение, за которым спряталась матрешка по перечисленным признакам.
Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза.
«Как же найти матрешку? - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым
«спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его. «Матрешка спряталась за..кактусом».
«Угадай растение»
Цель: учить детей находить растение по описанию, учить составлять загадки-описания про комнатные растения .
Ход игры. Воспитатель кому-либо из детей дает задание выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания (ориентируясь по мнемотаблице): название комнатного растения, листья (цвет ,форма, особенности поверхности), цветки (размер, цвет, запах), любит ли это растения много света или оно тенелюбивое, полив (частый, редкий), любит ли опрыскивание или нужно вытирать тряпочки/кисточкой листья, какую приносит пользу, ядовитое ли.
Дети отгадывают растение, затем тот, кто отгадал загадывает сам.
ПОКАЗ МНЕМОТАБЛИЦЫ
«Назови растение»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве относительно предметов, закрепить названия комнатных растений.
Ход игры: растения в горшках выставляются в ряд на столе. Воспитатель предлагает назвать растения (второе слева или пятое справа и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте алоэ?» и т. д.)
Можно задавать вопросы:
1. Назовите на каком месте стоит растения с прямыми
стеблями (варианты: с вьющимися, без стебля,
с круглыми листьями и т.п.).
2. На каком месте самое высокое растение (низкое)?
«Угадай растение по силуэту»
Цель: учить детей находить растение по его силуэту.
Ход игры. Воспитатель дает задание соединить силуэтное изображение растения и цветную картинку комнатного растения.
«Четвертый лишний»
Цель: Закрепить отличительные особенности растений, развивать мышление, внимание.
Игровая задача: Найти растение, отличающееся от двух других.
Ход игры: Ведущий показывает три картинки или три растения, одно из которых отличается от других, внешним видом, местом произрастания, потребностью к влаге и др. Дети называют одно растение, отличное от двух других по каким-либо признакам.
Играем с педагогами в игру «Угадай растение по силуэту», «Четвертый лишний».
4. РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Основная задача знакомства детей с природой в подготовительной группе — формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. А если говорить о комнатных растениях – это зависимость жизни комнатных растения от наличия комплекса условий: влаги, тепла, света. Важно также обратить внимание детей на зависимость строения и внешнего вида растений от условий их обитания, ведь все они – пришельцы из самых разных уголков нашей планеты. Достаточно разместить в уголке природы географическую карту и значками отмечать места происхождения, Родину тех или иных растений. Путешествуя с растениями по карте мира, мы можем пробудить желание детей узнать больше о других странах и континентах, о том какие животные там обитают, какие живут люди. Так комнатные растения помогут приобрести начальные знания по географии.
Дети познакомятся и с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.
Продолжится знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по уголку природы). Ребята учатся определять как способ ухода, так и его необходимость.
Дети должны уметь видеть существенные признаки и индивидуальные особенности различных растений, их вариативность.
В соответствии с этими задачами, следует обратить особое внимание на разнообразие растений не только по их внешнему строению, но и по их потребностям в определенных условиях среды.
Дидактические игры, которые мы можем применять в работе с детьми:
«Я знаю пять имен..»
Цель: закрепить названия комнатных растений.
Ход игры:
Выполняется с мячом. Дети поочередно, ударяя мяч об пол, говорят: «Я знаю 5 комнатных растений: фиалка, фикус, герань и т.п.».
Другой вариант предполагает перекидывание мяча по кругу, с называнием комнатного растения. Тот, кто не знает, садится в круг.
«Магазин цветов»
Цель: Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них, научить правильно оформлять речевое высказывание. Развивать описательную речь.
Ход игры. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. У каждого растения ценник (счет в пределах 10).
Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку. Например, «Я хотел бы купить комнатное растение с гладкими, длинными, жесткими, полосатыми листьями темно-зеленого цвета, без ствола».
Продавец: «Я могу продать вам сансевьерию».
Конечно, в старшем и подготовительном возрасте целесообразно проводить с детьми опыты, это могут быть следующие опыты с комнатными растениями:
«Может ил растение дышать?»
Цель. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Содержание: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями
Итоги. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
«Испарение влаги с листьев растений»
Задача – дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений.
Содержание: Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблям, затем к листьям), куда она потом исчезает (вода с листьев испаряется), почему растение надо поливать.
Затем проверяют предположение о том, что вода испаряется с поверхности листьев. Надевают на лист полиэтиленовый пакетик и закрепляют его. Растение ставят в тёплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Сняв пакетик через несколько часов, обнаруживают в нём воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).
«Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
Материалы: Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.
«Где лучше расти»
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком
Ход опыта: Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2—3 недель (в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).
Вывод: комнатные растения лучше растут в черноземе, потому что это более питательная почва благоприятная для роста и развития растений.
«Фабрика питания»
Цель: Определить, что растение может само себя обеспечивать питанием.
Оборудование: Горшочек с растением внутри стеклянной банки с широким горлом, герметичная крышка.
Ход опыта: Внутрь большой прозрачной емкости дети помещают черенок растения в воде или растение в небольшом горшочке. Почву поливают. Емкость герметично закрывают крышкой, ставят в теплое, светлое место. В течение месяца наблюдают за растением. Выясняют, почему оно не погибло.
Вывод: растение продолжает расти, на стенках банки периодически появляются капли воды, потом исчезают. Растение кормит само себя.
Играем с педагогами в игру «Геометрическое лото».
Практическая часть:
Работа с корректурной таблицей по теме «Комнатные растения»
Корректурные таблицы - это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек (от 9 до 30), заполненных предметными картинками.
Без особых усилий, благодаря регулярному использованию корректурных таблиц, дети приучаются запоминать, так сказать, «считывать» зрительный образ напечатанного слова. Картинки должны быть достаточного размера, реальными, чтобы ребенок мог легко их узнать, желательно однотипными для более легкого их восприятия детьми и соблюдение эстетических требований.
Количество картинок в корректурной таблицы для использования в младшей группе должно составлять от 9 до 12, максимально - 16 картинок; в старшей - 20-30 картинок. Чем меньше дети, тем более очевидными должны быть связи между предметами как тематическими группировками.
Рекомендации по работе с тематическими корректурными таблицами совместно с блочно - тематическим планированием
Вводя в работу блочно-тематическое планирование, в начале изучения темы следует ознакомить детей с тематической корректурной таблицей и поставить вопросы к ней. Во время этого процесса воспитатель имеет возможность выявить знания детей по теме, которая будет изучаться, и построить дальнейшую работу так, чтобы обеспечить изучение темы в полном объеме. В конце тематического цикла воспитатель снова предлагает детям эту же таблицу и имеет возможность проконтролировать усвоение знаний детьми.
Продумывая вопросы к таблицам, следует учесть весь объем знаний, которые необходимо подать детям по данной теме.
Рекомендованные для использования дидактические игры
и упражнения во время работы с корректурными таблицами
Дидактические игры:
«Отгадай загадки, накрой фишками отгадки»;
«Найди картинку, назови слово » (декоративно-лиственные растения…, красивоцветущие комнатные растения ..);
«Отвечай, быстро называй» (длинные листья у…; круглые листья у…; есть цветки у …; тонкие листья, похожие на листья елки есть у …);
«Посчитай, покажи такую цифру» (Сколько декоративно-цветущих комнатных растений? 13 Сколько красивоцветущих? 7);
«Назови соседей» (Какой цветок находится справа от бегонии (хлорофитум), слева (традесканция), сверху (фиалка), снизу (монстера);
«Узнай растение по описанию»
«Мы волшебники немного – был один, а стало много» ( Образование множественного числа существительных);
«Кто быстрей найдет» (учить овладевать пространственными представлениями: в верхнем правом углу (гибискус), нижний левый угол (декабрист), верхний левый угол (сансевьерия), нижний правый (фикус));
«Подумай и ответь» (у каких комнатных расетний листья бывают двух цветов? (у хлорофитума, фикуса, диффенбахии, традесканции);
«Скажи какой (какая)? (колючий как - …кактус, мягколистый – как…фиалка, герань, вьющийся как - .. плющ, традесканция, сциндапсус);
«Продолжи предложение» (Лист фиалки пушистый, а у фикуса ..гладкий; У хлорофитума лист вытянутый, а у герани…круглый. У фикуса ист плотный, а у примулы … мягкий).
«Подбери слова» ( к каким растениям можно сказать моя (герань, сансевьерия, традесканция, драцена), к каким растениям можно сказать мой (фикус, кактус, колеус, сциндапсус), мое – алоэ, каланхоэ);
«С какого звука начинается слово (найдите все комнатные растения, которые начинаются на звук к – колеус, кактус, кадланхоэ);
«Найди звук» (упражнение на выделение звука в слове: закрыть картинку, если первый звук – твердый);
«Слушай внимательно» (прослушать стихотворение, закрыть фишками картинки, названия которых встречались в данном стихотворении)
На окне моём цветочки
Очень весело живут.
Словно в маленьком садочке
Очутились они тут.
Декабрист разросся классно,
Занял много места здесь.
Каланхоэ шапкой красной
Хочет вновь уже расцвесть.
Вот герань в горшке белеет,
У толстянки ствол как дуб.
Здесь алоэ зеленеет,
И фиалки все цветут.
Распустились как-то сразу,
Очень много красок в них.
Хорошо моим цветочкам
На окне уютном жить,
Жизнь давать другим росточкам,
Радость в дом мой приносить!
Экологический тренинг для участников семинара:
У какого растения кончик молодого листа завёрнут как улитка? (У папоротника)
У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (У герани)
Как называются по научному «тёщин язык» и «щучий хвост»? (Сансевьера)
Какие знаете лекарственные растения? (Алое, герань, каланхоэ)
Какие растения поливают в поддон и почему? (Фиалка)
Это растение помогает при глазных заболеваниях, им лечат язву желудка, астму, ожоги. (Научное название – Алое). Как оно называется по-русски и почему? (Столетник. Название связано с крайне редким цветением этого растения в комнатной культуре)
Какими болезнями болеют растения? (Грибок или вирус, лучистая роса, ржавчина, плесень, тля, щитовка)
Какой цветок относится к болотным растениям? (Циперус)