Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Победненский детский сад «Искорка»
Семинар- практикум для воспитателей МДОУ
«Программы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Цели:
повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;
обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
План проведения:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
Обмен опытом педагогов по обзору программ по патриотическому воспитанию.
Деловая игра для педагогов.
Ход семинара:
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
В национальной доктрине образования РФ сказано, что Система образования призвана обеспечить :
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений.
Целью работы МДОУ по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания молодежи для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым понятием. «Гражданское воспитание» - формирование гражданственности как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
«Патриотическое воспитание» - это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Иными словами, гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой — либо сфере в том виде, в котором она существует в данный исторический момент, патриотическое же привить определенное отношение к собственной стране. С психологической точки зрения , быть гражданином — более конкретная и менее идеологически нагруженная способность, чем быть патриотом. Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако, это лишь необходимое, но недостаточное условие. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания — активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности.
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи. Проведение информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов, заседаний круглого стола, выставок и т.д. способствует взаимодействию взрослых, что положительно сказывается на развитии детей. У ребенка появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений сначала с родителями а в дальнейшем со сверстниками и с социумом.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
2. Обмен мнениями между педагогами о программах по патриотическому воспитанию.
1. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек» Кемилева Э.Ф., Тригуб Л.М., Феклистова Е.В.
2. «Дорогою добра» Коломийченко Л.В.
3. «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н.В.
4. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.
5. «Нравственно- патриотическое и духовное воспитание дошкольников» МикляеваН.В.
6. «Нравственное воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник
7. «Патриотическое воспитание детей на основе проектно- исследовательской деятельности»
8. «Живем в «Ладу» Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. Е.А. Писарева В.В. Уткина.
9. «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников» Маханева М.Д.
10. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников» М.Б. Зацепина.
11. «Краеведение в детском саду» В.Н. Матова.
12. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» И.А. Бойчук
3. Деловая игра для педагогов
Задание 1: Ответьте на вопросы
1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?
(государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?
(флаг)
3.Официальная эмблема государства?
(герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?
(семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
(страна)
6.Что такое патриотизм?
(преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
10. Почему Красная площадь так называется?
(«Красная» - значит красивая)
11. Что означают три цвета флага? Значение цветов:
При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:
Белый - цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.
Задание 2: русский народный костюм
Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты)
Задание 3: творческое задание
нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.