СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум для воспитателей по теме «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога ДОУ»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адресованность опыта: Данный опыт работы может быть полезен и интересен для педагогов, работающих с дошкольниками.

Цель:  применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.  

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум для воспитателей по теме «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога ДОУ»»


Семинар - практикум для воспитателей по теме

«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога ДОУ»

Адресованность опыта:

Данный опыт работы может быть полезен и интересен для педагогов, работающих с дошкольниками.

Цель:  применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни. Именно дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки ребёнка самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.


Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:
- здоровье физическое.
- здоровье психическое.
- здоровье социальное.
- здоровье нравственное. 
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Преодоление этих нарушений возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

Организуя работу по  коррекции речи, при помощи здоровьесберегающих технологий ставятся следующие задачи:


1.Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;
2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

3. Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;

4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье.

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;

  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

  • отсутствие напряжения и скованности у детей;

  • улучшение соматического здоровья детей;

  • использование педагогами здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с детьми.

Здоровьесберегающие педагогические технологии могут применяться в различных видах деятельности. В своей работе активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, зрительную гимнастику, биоэнергопластику, психогимнастику, релаксацию.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является дыхательная гимнастика.  Целью дыхательной гимнастики является повышение иммунитета детей, предотвращение частых простудных заболеваний, восстановление дыхательной системы после болезни. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения. Повышает общую сопротивляемость организма.

Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Использовать дыхательную гимнастику можно в различных режимных моментах: в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста. (Показ и выполнение комплекса упражнений).

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает: 
 улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

 Артикуляционную гимнастику с детьми провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем. (Проведение артикуляционной гимнастики с зеркалами).


Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика. Способствует овладению навыкам мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает психические способности: мышление, память, воображение. Снимает тревожность.




Задание для педагогов

У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1 команде

Сбил, сколотил –

вот колесо.

Сел да поехал.

Ах, хорошо!

Оглянулся назад –

одни спицы лежат.

2 команде

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми использую самомассаж. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение «ОГОРОД».

Самомассаж фаланг пальцев. Разминание фаланги одного пальца (на одну строку получается один палец). Порядок движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

Вырос у нас чесночок

Указательный пр.

Перец, томат, кабачок,

Средний пр.

Тыква, капуста, картошка,

Безымянный пр.

Лук и немножко горошка.

Мизинец пр.

Овощи мы собирали,

Мизинец лев.

Ими друзей угощали,

Безымянный лев.

Квасили, ели, солили,

Средний лев.

С дачи домой увозили.

Указательный лев

Прощай же на год

Большой левый

Наш друг – огород!!!

Большой правый


Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз. Зрительная гимнастика улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз. Укрепляет мышцы глаз, улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях). За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах использую в работе яркие предметы.

Упражнения с детьми произвожу сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз. (Проведение зрительной гимнастики).

«Часики - ходики».

           Тик -так, ходики                   (Плавные движения глаз вправо – влеволавно)
           Работают исправно.          (Дети садятся прямо и настраиваются)
           Влево – вправо – раз,
           Влево – вправо – два,
           Влево – вправо –три,
           Влево – вправо – четыре,
           Влево – вправо – пять,     (Движения глаз влево-вправо-вперед на воспитателя)
           Полезно и забавно,
           И весело моргать               (Дети легко моргают)

С успехом в своей работе использую биоэнергопластику, которая является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.


«Пчела и Оса»

Когда-то Оса и Пчела жили вместе в лесу. Дом у них был на дереве в дупле.
(упражнение «Дятел» - дятел долбит дупло)
Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню,
(упражнение «Улыбка»)
умоется, почистит зубки, сделает зарядку,
(упражнение «Почистим зубы»)
посмотрит на часы и летит в поле.
(упражнение «Часики»)
С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд.
(упражнение «Хоботок»)
А Оса, когда просыпалась, пила чай,
(упражнение «Чашечка»)
с конфетами,
(упражнение «Приклей конфетку»)
ела блинчики 
(упражнение «Лопаточка»)
с ароматным вкусным мёдом.
(упражнение «Вкусное варенье»)
Целыми днями Оса качалась на качелях
(упражнение «Качели»)
и болтала с другими осами.
(упражнение «Индюк», «Болтушка»)
Вечером уставшая Пчела прилетала домой и опять трудилась. Она шила одежду,
(упражнение «Иголочка»)

А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?

- Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось.

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.


В своей работе активно использую психогимнастику. Психогимнастика включает специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, ее познавательную, эмоциональную, личностную сферы. Использование элементов психогимнастики под силу каждому педагогу, что позволяет поставить воспитательный процесс на глубинную психологическую основу, органично соединить влияние взрослого на ребенка с учетом его природных склонностей и способностей. Методика занятий психогимнастикой достаточно проста. Психогимнастические упражнения можно использовать как для общего развития ребенка, так и для коррекции различных психических состояний, например чрезмерной подвижности, слабой концентрации внимания, истеричности, боязливости, замкнутости и т. д.

Например: Этюд «Солнышко и облачко»

Цель этюда: напряжение и расслабление мышц ног. На пальцы ног залез и бегает муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги (ноги отдыхают). Повторить 2-3 раза.

Существуют разные релаксационные игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела. Игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой. Игры - «усыплялки» имеют сильное психоэмоциональное воздействие на ребенка, расслабляют и лечат. Их цель – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.

(Проводится игра с педагогами) «Спящий котёнок».  Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).

 - Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и за работу.

- Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!
















Литература:

  1. Буденная  Т.В.  «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.

  2. Гаврючина  Л.В.  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006

  3. Гомзяк  О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М., 2009

  4. Кузнецова С.В., Е.В.  Котова, Т.А. Романова  «Система работы с узкими специалистами ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

  5. Картушина М.Ю.    «Логоритмические занятия в детском саду». - М., 2004.

  6. Мальгавко  Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед»,  2012- №1.

  7. Нищева  Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе  для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2003

  8. Пожиленко  Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007.

  9. Панфёрова  И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.  

  10. Панферова И.В., Л.Н. Филиппова  «Преемственность  в работе логопеда и других специалистов»  Журнал «Логопед»,  2007- №4.

  11. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении». – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  12.   Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения [Текст] / Е.А. Каралашвили. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

  13. Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет [Текст] / С.В. . Коноваленко. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

  14. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. [Текст] / Е.Н. Краузе. - СПб.: Корона, 2004

  15. Узорова, О.В., Физкультурные минутки [Текст] /  - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.

  16. Филичева, Т.Е., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст] / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М: Просвещение, 1989













7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!