СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар практикум «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровое и счастливое детство дружит с физкультурой и спортом. Наблюдения показали, что дети легко осваиваются с проведением занятий на воздухе, хорошо чувствуют себя в холодное время года. Зимой длительность пребывания детей на воздухе зависит от правильной организации их деятельности. Проведение занятий в зимний период на воздухе при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий, оздоровительный и образовательно - воспитательный эффект.

Просмотр содержимого документа
«Семинар практикум «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная общеобразовательная школа - детский сад «Надежда»

г. Вязьмы Смоленской области











Семинар – практикум

«Организация работы по физическому воспитанию в зимний период»





















Составил: Камышова С.Е.







В здоровом теле - здоровый дух

Актуальность

Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет дошкольное образование как самостоятельное звено в системе общего образования, как первую ступень общеобразовательной школы.

Современное дошкольное образование ориентировано на реализацию государственных стандартов. Стандарт дошкольного образования — это система требований к содержанию образования и к уровню развития детей каждого психологического возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка», воспитание должно быть направлено на развитие умственных, духовных и физических способностей в полном объёме.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

От специалиста в сфере дошкольного образования требуется в первую очередь знание психологии ребёнка-дошкольника, понимание общих закономерностей его развития, возможностей для полноценного психического развития в условиях разных видов деятельности.

Необходимо понимать важность создания условий для полноценного физического и психического здоровья ребёнка в детском саду, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к физической культуре, т.е. стремиться к тому, чтобы дети росли здоровыми, крепкими, жизнерадостными необходимо:

  • Создать условия для полноценного физического развития;

  • Приобщать детей к здоровому образу жизни;

  • Формировать привычку к физической культуре.

На этой основе происходит овладение методикой физического воспитания, позволяющей реализовать эти возможности.

Первые годы жизни ребенок развивается очень быстро. Ни в один из последующих периодов он не приобретает так много как в это время. Именно в детстве формируется красота тела и души взрослого человека.

Здоровое и счастливое детство дружит с физкультурой и спортом. Движение — это не только жизнь, но и радость от удовлетворения естественной потребности двигаться, от познания окружающего мира, от сознания, что тело подчиняется разуму и воле человека. Спортивные праздники в детском саду способствуют развитию и совершенствованию растущего организма ребенка. В детском возрасте игра — эффективный метод физического воспитания, источник радостных эмоций.

Особенно увлекательны игры на снегу — замечательное средство укрепления здоровья детей, воспитания характера, развития и закаливания организма, формирования интереса к физической культуре и спорту.

Различные движения и упражнения на свежем воздухе являются эффективными средствами закаливания детей. В природных (уличных) условиях движения детей становятся более естественными и непринужденными.

Зимой, в холодное время года, длительность пребывания детей на воздухе сильно зависит от правильной организации их деятельности, от того, чем они занимаются: бродят от дерева к дереву или играют, двигаются и веселятся. Чем больше различных приспособлений находится на участке для прогулок, тем интереснее и разнообразнее можно проводить время.

Если летом без специального оборудования для некоторых игр не обойтись, то зимой всегда можно использовать снег, из которого можно построить горки, снежные валы, снежные фигуры, мишенями могут служить деревья, стены .

Во многие игры зимой играть намного интереснее, чем в любое другое время года. Дети всегда с радостью встречают снег, а уж если им предоставляется возможность с ним поиграть, то они просто в восторге. Необходимо только следить за их состоянием, чтобы у всех была подходящая одежда и чтобы никто не замерз. Словесное сопровождение в играх можно не применять вовсе, чтобы дети на улице не застудили горло.

Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания — совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно - сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение же таких занятий в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий, оздоровительный и образовательно-воспитательный эффект.

Систематические наблюдения показали, что дети легко осваиваются с новой обстановкой проведения занятий на воздухе, хорошо чувствуют себя в холодное время года, всегда эмоционально положительно настроены, с радостью ждут предстоящего занятия. К концу года у них отмечаются лучшие результаты по ряду показателей, характеризующих состояние здоровья, физическую подготовленность и работоспособность, чем у детей, занимающихся в зале.

Внимательное и заботливое обращение с малышом, долгое терпение, постоянный и неослабный контроль в сочетании с душевным теплом, дружеской поддержкой, совместной радостью по поводу пока еще маленьких побед приводят к желаемым результатам.


Содержание заданий

Задание 1

Какие физические упражнения составляют двигательное содержание прогулок в зимний период? Ответ подается жюри в письменном виде. После оглашения оценки зачитывается правильный ответ.

Ответы:

  • спортивные упражнения (ходьба на лыжах, катание на санках, ледяных дорожках, коньках);

  • спортивные игры (хоккей);

  • подвижные игры и игровые упражнения.

Задание 2

Представители каждой команды получают карточку следующего содержания:

Карточка А. Тонкое хлопчатобумажное белье, легкое хлопчатобумажное платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки.

Карточка Б. Хлопчатобумажное белье, плотное хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготы для детей 3—4 лет, гольфы, туфли для детей 5—7 лет.

Карточка В. Хлопчатобумажное белье, трикотажная кофта, трикотажное или шерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготы, туфли (теплые тапочки).

Вариант 1. Как нужно одеть ребенка, если температура в помещении 23 "С и выше? (Выберите нужный вариант.)

Ответ

Карточка А.

Вариант 2. Как нужно одеть ребенка, если температура в помещении 18С? (Выберите нужный вариант.)

Карточка Б.

Задание 3

Вариант 1. Какие оздоровительно-профилактические мероприятия в режиме дня вы можете назвать?

Ответы:

  • отвары трав, витаминный чай ;

  • сезонная профилактика весной и осенью: добавление аскорбиновой кислоты в компот, поливитамины по 1—2 драже в день в течение двух недель;

  • во время фронтальных занятий по развитию речи или при проведении малоподвижных игр под руководством медицинской сестры и врача;

  • проведение игр и игровых упражнений, физкультурных занятий на воздухе, организация свободной игровой деятельности;

  • закаливание.

Вариант 2. Назовите водные процедуры, которые вы можете рекомендовать родителям для закаливания детей.

Ответы:

  • утреннее умывание, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, глубокое умывание;

  • игры с водой, под душем;

  • систематическое полоскание рта и горла кипяченой водой комнатой температуры, промывание носа холодной водой несколько раз в течение дня;

  • обливание ног водой с постепенным понижением температуры;

  • применение сильного кратковременного холодового раздражителя (после дневного сна «топтание» в тазу, наполненного водой из-под крана, переступание из тазика в тазик с контрастной водой: теплой — холодной — теплой и т.д.).

Задание 4

Вариант 1. Существуют приблизительные нормы двигательной активности для детей в зависимости от возраста. Для старших дошкольников время двигательной активности составляет не менее 50% времени бодрствования.

Какова продолжительность самостоятельной двигательной деятельности детей?

Ответ. Время высчитывается следующим образом. Если ребенок должен двигаться не менее 50% времени бодрствования, то при 12-часовом пребывании в детском саду это должно составить примерно 4,5—5 ч (12 - 2 ч сна = 10 ч; 50% от 10 ч = 5 ч). В организованной деятельности ребенок двигается примерно 45—60 мин, значит, продолжительность его самостоятельной двигательной деятельности должна составить 3 ч 30 мин — 4 ч.

Вариант 2. Назовите основные задачи, которые решаются в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке.

Ответы:

  • расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

  • совершенствование навыков в основных движениях путем при­менения их в изменяющихся игровых ситуациях;

  • развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

  • воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Задание 5

Назовите примерную тематику наблюдений во время зимних прогулок. Приведите 1—2 примера. Ответы даются по очереди.

Ответы:

  • утром педагог беседует с детьми об одежде. Рассказывает, что она защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться;

  • воспитатель беседует с детьми о природных явлениях зимой: о снеге и его свойствах, ветре, вьюге, метели и т.д. Вспоминают пословицы, загадки, стихи, рассказы, сказки о зиме;

  • педагог рассматривает с детьми птиц, прилетевших к кормушке. Затем предлагает определить, кто из них оставил на снегу следы. Дети приходят к выводу, что на снегу можно найти следы птицы, кошки, собаки, от полозьев санок, отпечаток ледяного легкоступа и т.д.


Практическое задание:


Тема Обучение дошкольников катанию на санках и лыжах

Задание 6

Вариант I. Какова максимальная длительность катания детей на санках с горки в старшем дошкольном возрасте?

Проведение подвижных и спортивных игр на воздухе в зимний период.


Ответ:

25-30 минут

Вариант 2. Какие условия определяют увеличение длительности катания детей на санках с горки?

Ответ:

  • продолжительность увеличивается постепенно в зависимости от погоды, состояния горки, возраста детей;

Задание 7

Опишите технику торможения при спуске с горы.

Вариант 1. На лыжах.

Ответ:

Торможение на лыжах «плугом». Лыжник наклоняется вперед, сгибает ноги в коленях, смыкает носки лыж и разводит задники, крепко прижимая колени друг к другу. Лыжи ставятся на внутренние ребра.

Вариант 2. На санках.

Ответ:

Торможение на санках. На склонах детям показывают простейшие способы торможения обеими ногами. Для торможения ноги следует опустить на снег и пятки прижать к земле, руками нужно держаться за шнур и, легко подтянув его к себе, немного отклониться назад.

Задание 8

Определите, в какой возрастной группе осваиваются следующие навыки. Вариант 1:

  • ходить на лыжах скользящим шагом (средняя группа);

  • делать повороты переступанием (старшая группа);

  • ходить на лыжах по пересеченной местности (старшая группа). Вариант 2:

  • спускаться с горки в низкой стойке (старшая группа);

  • раскладывать лыжи на снегу, снимать их (младшая группа);

  • подниматься в горку «полуелочкой» (средняя группа).

Задание 9

Вариант 1. Какие условия необходимо создать на участке для обучения детей ходьбе на лыжах?

Ответ. На территории детского сада прокладывается круговая лыжня. Желательно иметь два круга: малый (дистанция 100 м) и большой (дистанция 200 м). В малом круге дети выполняют различные двигательные задания, а в большом закрепляют навыки передвижения на лыжах.

Вариант 2. Какое расстояние могут пройти на лыжах дети старшего дошкольного возраста?

Ответ. Дети шестого года жизни могут пройти на лыжах дистанцию в 600 м и более.

Физкультминутка

Тема

«Катание на ледяных дорожках»

( блиц-турнир)

Задание 10

Расположите в порядке усложнения.

Вариант 1:

  1. скатываться с горки вдвоем;

  2. скользить по дорожке, взяв за руку товарища, который скользит по параллельной дорожке;

  3. скользить по горизонтальной дорожке после разбега (3 — 5 шагов).

Ответ: 3—2—1.

Вариант 2:

  1. скользить по дорожке, взяв кеглю, которая расположена сбоку;

  2. скользить по горизонтальной дорожке после быстрого разбега;

  3. скользить с невысокой горы на ногах в глубоком приседе.

Ответ: 3—1—2.

Задание 11

Каковы размеры ледяной дорожки для детей младшего и старшего возраста?

Ответ:

младший возраст: 2-3 дорожки шириной 50 см. длиной 0,5-1,5 м. старший возраст: 3-4 дорожки шириной 70 см. длиной 2-5 м.

Задание 12

  1. Как можно разнообразить внешний вид дорожек?

  2. Какие материалы и почему используются для украшения ледяных дорожек, снежных фигур?

  3. Продумайте варианты украшения дорожек (2—3).

Ответ:

1. Ледяные дорожки можно украсить, поместив на уже залитую по­верхность фигурки, сюжетные картинки из цветной бумаги, фольги и других материалов. Сверху намораживают еще один - два слоя воды.

  1. Для создания разноцветных до-, рожек используют естественные экологически безопасные красители: сок свеклы, интенсивный ра­створ марганцовокислого калия, «бриллиантовую зелень» и т.д.

  2. Тематика украшений может быть следующей: «Рыбки в аквариуме», «Разноцветные матрешки», «Колобок и другие...», «Зимние узоры», «Веселая арифметика», «Осенний листопад», «У нас Олимпиада» и т.д.



Задание 13

Придумайте 2—3 варианта игровых упражнений на ледяных дорожках, используя дополнительное оборудование.

Вариант 1: кубик.

  • Индивидуальное упражнение «Кубик-путешественник». На ледяной дорожке сначала на расстоянии 3—4, а потом 5—6 м от ее начала кладут цветной кубик. Ребенок, разбежавшись и скользя по ледяной дорожке, старается наехать на кубик и сдвинуть его с места ногой.

  • Соревнование «Кубик-путешественник». Каждый следующий ребенок в команде старается проскользить и отодвинуть кубик как можно дальше и т.д. Команда, отодвинувшая кубики дальше всех, объявляется победителем.

Вариант 2: веревка.

Ответ:

«Кто дальше?». Дети объединяются в группы по трое. Двое из них бегут по снегу слева и справа вдоль ледяной дорожки, держа в руках концы веревки длиной 1 — 1,2 м.

Третий скользит по ледяной дорожке, присев или стоя, держась за веревку. Дети по очереди меняются местами. Дети с веревкой небыстро пере­мещаются вдоль ледяной дорожки. Третий ребенок должен во время скольжения присесть и проехать под веревкой, не задев ее. После разбега можно скользить на одной ноге.

Задание 14

Какие задания может предложить воспитатель детям, обучая их игре в хоккей? Отвечают представители обеих команд по очереди до определения победителя.

Ответ:

Во время обучения игре в хоккей следует предлагать детям следующие задания:

  • ведение шайбы клюшкой, не отрывая ее от шайбы;

  • передачу шайбы друг другу;

  • удержание шайбы клюшкой;

  • ведение шайбы вокруг разных предметов и между ними;

в забивание шайбы в ворота, держа клюшку двумя руками и ударяя по ней с места и после ведения.

Задание 15

Придумайте не менее двух вариантов игр или упражнений с ис­пользованием снежных построек.

Вариант 1: снеговик.

Ответ:

  • На одной стороне площадки стоят два снеговика. Напротив них за чертой, построившись в две колонны, стоят дети. По сигналу первый из них бежит к снеговику, надевает ему колпак, обегает снеговика и возвращается в конец колонны. Следующий бежит и снимает колпак. Выигрывает команда, закончившая первой.

  • Прыгать вокруг снеговика. По сигналу разбежаться в стороны и вновь собраться у снеговика.

  • Забросить снежки в ведерко, которое снеговик держит в «руках». Вариант 2: снежный вал.

Ответ:

  • «Пройди по снежному валу». Ходьба с различными заданиями: присесть на середине; спрыгнуть в конце; сделать в середине ласточ­ку; устоять на одной ноге, подняв другую.

  • «Удержись». На прямой из хорошо утрамбованного снега сооружа­ется снежный вал (высотой 30 см). После скольжения по ледяным дорожкам дети подбегают к снежному валу и встают на него. Выигрывает ребенок, первым вставший на вал обеими ногами и не потерявший равновесия.

  • «Самый ловкий». Дети друг за другом проходят по снежному валу так, чтобы не рассыпать снег с лопатки, которую они несут перед собой, и спрыгивают со снежного вала.

Задание 16

Какие еще снежные постройки можно использовать на участке для формирования навыков метания (вариант 1), подлезания (вариант 2)?

Ответы

Вариант 1: лягушка, медведь с коробом, корзина, вулкан.

Вариант 2: домик, ворота, арка.

Задание 17

Сформулируйте задачи обучения основным движениям в процессе обыгрывания снежных построек (выбор варианта снежной постройки сделать самостоятельно, основные движения не должны повторяться).

Ответ: постройка — «Осьминог».

Задачи:

  • развивать глазомер в процессе метания способом «прямой рукой снизу» (горизонтальной целью является завиток щупальцев осьминога);

  • формировать умение перепрыгивать с одной возвышенности на другую, прыгать в высоту с места (отрабатываются элементы техники: энергичный взмах руками, толчок одновременно двумя ногами); ориентир для прыжков — щупальца осьминога;

  • совершенствовать умение балансировать на одной и двух ногах, сохранять равновесие во время ходьбы по узкой плоскости; возвышенная плоскость для балансировки — самый длинный и узкий фрагмент щупальцев.

Задание 18

Приведите примеры игровых упражнений в метании на участке в зимний период. Отвечают представители обеих команд по очереди до определения победителя или до сигнала жюри.

Ответы:

  • «Кто дальше бросит?». От черты один за другим дети бросают снежки как можно дальше. Место, где упал снежок, отмечают флаж­ком. Если следующий бросил дальше, флажок переносят. В конце от­мечают детей, сделавших самые дальние броски. При повторении дети бросают снежки левой рукой. Это упражнение можно превра­тить в командное соревнование, если после каждого броска дети будут выполнять следующий бросок от отметки, на которую упал предыдущий снежок.

  • «Самый меткий». На линии ворот устанавливают несколько кеглей. Дети шайбой стараются попасть в кеглю с расстояния 3— 4 м. Можно установить число очков за кеглю, например: зеленая — 1, красная — 2 и т.д. В этом случае каждый подсчитает свои очки.

  • «Кто быстрее?». Дети распределяются по звеньям по 5—6 чел. в каждом. На фанерном щите, укрепленном на заборе, дереве, лесенке, чертят круги диаметром 50—60 см. Число кругов должно соответствовать числу звеньев. Звенья располагаются за линией на расстоянии 3 м от щита. По сигналу дети начинают бросать снежки, стараясь как можно быстрее залепить ими свой круг. Выигрывает звено, быстрее других залепившее снежками свой круг. Мишень может быть и горизонтальной. Тогда ее располагают на снежном откосе или снежной дорожке.

  • «Попади в цель».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!