Семинар «Разработка и реализация программ повышения психологической компетентности педагогов»
Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов.
Из всех компетенций, наиболее значимые (социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, общепедагогическая, предметная, управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная, креативная, компетенция в сфере инновационной деятельности).
Именно на уровень развития данных компетенций необходимо обращать внимание в первую очередь, так как именно они лежат в основе требований к учителю, реализующему новые стандарты.
Конечно, сами по себе профессиональные компетенции не появляются. Только с помощью определенных управленческих механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности. Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Педагог-психолог образовательного учреждения не может быть в стороне от этих позитивных изменений. Но в современных условиях в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений следует сместить акценты работы психолога. Нужна такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являлись бы не дети, а взрослые, прежде всего педагоги, обучающие и воспитывающие их. Педагог — ключевая фигура реформирования образования. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения всех участников образовательного процесса. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Разработка программ психологического сопровождения в процессе введения новых стандартов в системе общего образования не только отвечает новым социальным запросам, но и является необходимым компонентом сопровождения образовательного процесса в школе. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, а для педагогов- умение учить по-новому.
Но, как не парадоксально, наиболее уязвимым звеном в образовательном процессе являются именно педагоги. Прежде всего потому, что на них ложится основная ответственность не только за реализацию новых профстандартов, но и ответственность за жизнь и сохранение психического и физического здоровья обучающихся. Учитель несёт ответственность перед всеми- перед вышестоящим руководством, администрацией, родителями, детьми. И не всегда эта ноша желаема и посильна для педагога. Особенно если это либо молодой педагог, либо наоборот педагог с большим стажем работы, который во всём привык подчиняться старым требованиям.
Результаты диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов показали, что у большинства педагогов на оптимальном и достаточном уровне находятся знания содержания предмета, теории познавательной деятельности, они хорошо ориентируется в нормативных документах, владеют способами воздействия при общении.
Но, при этом было выявлено, что у большого процента педагогов:
Низкая степень готовности к инновациям (компетенция в сфере инновационной деятельности), в том числе к практической реализации требований ФГОС в урочной и внеурочной деятельности
Низкий уровень самоанализа (управленческая компетенция): владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.
Не достаточный уровень владения психологическими знаниями и иными психологическими аспектами, необходимыми при организации образовательного процесса.
Напряженные ситуации, часто возникающие с введением новых образовательных стандартов в профессиональной деятельности педагога, воспринимаются как непреодолимые барьеры, угрожающие не только деятельности, но и жизни самого специалиста.
В нашем представлении, барьер — это напряженное психическое состояние, вызванное неадекватно воспринятым событием, увеличивающее вероятность адаптационных нарушений, снижения активности и блокирующее деятельность человека. В зависимости от того, в какой степени напряженности это состояние переживается, на сколько человек уверен в том, что он справится или не справится с ним, можно прийти к выводу, что
существует несколько путей выхода из состояния психологического барьера.
Основной, конструктивный способ, предполагает активность в преодолении барьера, когда учитель считает себя ответственным за решение проблемы и обладает при этом высоким уровнем барьероустойчивости.
В понимании психолога барьероустойчивость — это такое психическое состояние, которое позволяет учителю адекватно воспринимать трудности, контролировать свои чувства, поведение и быстро находить конструктивные пути выхода из ситуации.
Обладать барьероустойчивостью в условиях внедрения новых образовательных стандартов — это значит уметь быстро ориентироваться в измененных условиях, находить оптимальные решения в сложных, нестандартных ситуациях и сохранять выдержку и самообладание.
И вот в этой ситуации учителям может быть очень полезна помощь психолога или даже целой психологической службы, в рамках работы которой создаётся одна или несколько программ просветительских и тренинговых занятий для педагогических работников и специалистов для формирования и развития барьероустойчивого поведения педагогов.
Программа, которую я попыталась разработать, направлена на развитие барьероустойчивого поведения специалистов нашей гимназии в процессе реализации новых образовательных стандартов.
В рамках реализации программы решаются следующие задачи:
● расширение сферы осознаваемого в понимании собственных психических состояний, вызванных барьерами в профессиональной деятельности;
● гармонизация внутреннего мира специалиста за счет освоения новых знаний, навыков психической саморегуляции, снятия эмоционального напряжения;
● актуализация и расширение мотивов профессионального самосовершенствования;
● укрепление личностной и профессиональной самооценки специалиста, осознание им своих личностных особенностей и творческих возможностей;
Повышение уровня психологических знаний, необходимых при организации образовательного процесса и для всех его участников (педагоги,специалисты,обучающиеся,родители)
Для реализации данной программы разработан цикл занятий для педагогов и специалистов гимназии. Интенсивность занятий — 1 раз в месяц. Продолжительность каждого занятия — 2 часа.
Основной этап предполагает групповую работу по программе с календарно – тематическим планированием и со следующей структурой занятий:
№пп | Мероприятие | Период проведения | Участники | Ответственный |
1. | Тренинг- занятие «От личности учителя - к личностному росту» | Октябрь | Педагоги гимназии | Педагоги- психологи |
2. | Тренинг- занятие «Практическое самопознание» | Ноябрь | Педагоги гимназии | Педагоги - психологи |
3. | Тренинг- занятие «Бесконфликтное общение» | Декабрь | Педагоги гимназии | Педагоги- психологи |
4. | Тренинг- занятие «Позитивное самовосприятие и уверенность в себе» | Январь | Педагоги гимназии | Педагоги- психологи |
5. | Трениг- занятие «Мотивация достижений» | Февраль | Педагоги гимназии | Педагоги- психологи |
6. | Тренинг- занятие «Открытая реальность» с элементами арттерапии. | Март | Педагоги гимназии | Педагоги- психологи |
7. | Заключительное занятие «Творим так, чтоб сотворить чудо» | Апрель | Педагоги гимназии | Педагоги- психологи |
Программа конструктивного изменения поведения специалиста и развитие барьероустойчивости осуществляются в форме просветительских, тренинговых занятий. Работа включает различные виды тренинговых упражнений, психотехник, деловых игр, главная цель которых — знакомство с простыми, доступными методами снятия напряжения, формирование умений управлять своим психофизическим состоянием, контролировать свое поведение.
В работе используются следующие группы методик:
1) свободное рисование с беседой о рисунке: воображаемое превращение специалиста в часть картинки, составление рассказа от имени части картинки;
2) игры-релаксации, помогающие снять психическое напряжение и способствующие подавлению негативных эмоций, гнева, раздражения, повышенной тревожности и агрессии;
3) психотехнические упражнения, помогающие повысить профессиональное мастерство, научиться быстро снимать утомление и напряжение, восстанавливать работоспособность, оптимально строить общение с окружающими;
4) Элементы сказкотерапии или игры, в рамках которых разыгрывались маленькие спектакли на основе содержания выполненного ранее рисунка, либо специально предложенная сказка-метафора, содержащая проблему, близкую к проблеме специалиста.
В качестве заключения хочется отметить, что особое внимание требуется уделять субъективным показателям эффективности педагогической деятельности, к которым можно отнести удовлетворённость работой, стремление к саморазвитию. Эмоциональная, интуитивная оценка собственной успешности складывается не только из объективных показателей. Психологическое состояние удовлетворённости своим трудом является защитой от профессионального выгорания, залогом психологического здоровья личности и условием профессионального роста. Педагогическая деятельность не имеет такого продукта, который можно было бы посчитать или измерить в объёме. Её эффект растянут во времени, и измеряется успешностью развития всего общества в будущем. Тем более трудно оценить вклад конкретного учителя в развитие конкретного ученика. Ученики, вероятно, будут испытывать благодарность, но позже, когда повзрослеют. И не все. Многие педагогические воздействия остаются незамеченными, хотя имеют своё влияние на учеников. Родители считают, что учитель просто выполняет свою работу так же, как и они свою. Поэтому профессиональную деятельность учителя можно назвать «служением». Умение отдавать себя бескорыстно, не рассчитывая на почести и благодарность, когда «отдаю» превалирует над «беру» – основа педагогического мастерства. Именно бескорыстная самоотдача наполняют профессиональную деятельность особым смыслом, именно она даёт импульс к саморазвитию, ведь прежде чем отдавать, нужно что-то иметь в плане личностной ценности. Но такая позиция периодически нуждается в поддержке коллег, именно такую возможность дают подобные занятия.
Расширяя границы свободы педагога, наделяя новыми компетенциями, профессиональный стандарт одновременно дает «второе дыхание» современной системе педагогического и психологического сопровождения. Развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, — это и есть подлинная задача практического психолога образовательного учреждения в его работе. Педагогу в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.
В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРИВЕСТИ СЦЕНАРИЙ ОДНОГО ИЗ ЗАНЯТИЙ.
«От личности учителя - к личностному росту»
Одним из механизмов, обеспечивающих решение поставленных задач, является профессиональная самореализация, дающая опыт переживания успеха и стимулирующая стремление к саморазвитию. Личностный рост учителя, который постоянно происходит в ходе личностно-значимой для него профессиональной деятельности, нуждается в постоянной поддержке. Здесь на первый план выходит работа не с профессиональными компетентностями, а с эмоциональной сферой, работа с ориентирами, смыслами и ценностями этой деятельности, её местом в жизненном пространстве каждого педагога. В ходе такой работы изменяется сама личность педагога – его позиция по отношению к ученику, к себе самому.
Именно в данном контексте психологом гимназии было подготовлено и проведено занятие для педагогов, основной целью которого было определение перспектив профессионального роста и освоение новых элементов барьероустойчивости.
Задачи:
Актуализировать смысловые ориентиры профессиональной деятельности на настоящий момент.
Определить границы и возможности собственного профессионального опыта.
Построить образ своего профессионального будущего с учётом требований новых профстандартов.
Разработать алгоритм продвижения в профессии на ближайшую перспективу.
Материал:
Ватман (2 листа), цветные журналы, клей, ножницы на каждой парте, доска, мел, цветные карточки-метки, раздаточный материал (бланки, скреплённые в «Рабочую тетрадь»).
Для решения поставленных задач используются активизирующие техники, которые помогают индивидуально пройти свой собственный путь каждому участнику. Поэтому необязательно организовывать работу в кругу, достаточно обычной учебной аудитории, где педагоги классически сидят за партами.
Разминка «Ассоциации» (5 минут)
Цель: Создание позитивной установки на занятие, снятие барьеров, актуализация бытия в профессии
Задание: На доске магнитами прикреплены буквы: ПЕДАГОГ Участники с места называют ассоциации на каждую букву, модератор записывает их на доске.
Комментарий для ведущего: подводятся итоги: определяется, какие ассоциации связаны с должностными обязанностями, какие – с эмоциями, какие – с профессиональным ростом. Такая «маркировка» помогает участникам разделить разные реальности профессиональной деятельности.
Коллаж «Образование будущего» (7 минут)
Цель: Актуализация представлений о будущем, о требованиях общества будущего к профессии учителя.
Задание: На доске закрепляется лист ватмана. На каждую парту выдаются ножницы и вырезки из цветных журналов. Участники в парах проводят обсуждение, выбирают нужные картинки, выходят к доске, приклеивают свои картинки на общий лист, сопровождая их комментариями.
Комментарий для ведущего: картинки готовятся заранее, это вырезки из глянцевых журналов. Коллаж, который получился в результате этого упражнения, можно было соотнести с целью нашей модели повышения квалификации: это здоровый образ жизни, овладение новыми технологиями, постоянное обучение самих учителей, творчество, активная жизненная позиция, личностный рост.
Упражнение «Моё профессиональное «Я» в прошлом, в настоящем и будущем» (4 минуты)
Цель: Построение перспективы профессионального Я в прошлом, настоящем и будущем
Задание: Участникам выдаются бланки с неоконченными предложениями:
Я стал учителем, потому что…
Сегодня я учитель, потому что ….
В ближайшее время я буду учителем, потому что…
Комментарий для ведущего: ведущий даёт время на осмысление написанного, соотнесение актуализированных смыслов в жизненной перспективе.
Примеры ответов:
Я стал учителем, потому что было желание учиться и поделиться своими знаниями с другими.
Я стал учителем потому, что люблю детей.
Сегодня я учитель, потому что мне интересно быть рядом с учениками, открывать неожиданное с ними вместе для них и для себя.
Сегодня я учитель, потому что чувствую потребность делиться своими знаниями и опытом.
В ближайшее время я буду учителем, потому что в педагогической деятельности вижу перспективу, хочу постигать изменяющийся мир и меняться вместе с ним.
В ближайшее время я буду учителем, потому что хочу учиться, мыслить и созидать.
В процессе соотнесения ответов каждый участник может проследить динамику изменения смыслов профессиональной деятельности.
Упражнение “Три портрета” (5 минут)
Цель: формулирование представлений о различиях между уверенным, неуверенным и самоуверенным поведением.
Задание: Участники условно делятся на три группы. Каждая группа получает задание нарисовать человека: уверенного в себе, неуверенного, самоуверенного, а также описать его основные психологические особенности.
По окончании подгруппы представляют результаты работы. На доске в таблице фиксируются основные особенности поведения уверенного, неуверенного и самоуверенного человека.
Комментарий для ведущего: Уверенность в себе- необходимое качество для успешной реализации собственного «Я» для каждого педагога. А неуверенность в себе и своих силах часто тормозит развитие яркой педагогической индивидуальности.
Упражнение «Мои достижения» (6 минут)
Цель: развитие умения находить в себе сильные стороны и опираться на них при достижении целей, связанных в том числе с профессиональным ростом.
Задание: Участникам предлагается на листке бумаги написать о своих успехах и достижениях, используя незаконченные предложения:
-Я горжусь тем, что я ……
- Особенно хорошо мне удаётся….
-У меня хорошо получается…..
- Своим успехом я считаю….
По окончанию задания участники (все или выборочно, по желанию) рассказывают, появилось ли у них чувство гордости за себя, когда они рассказывали о своих достижениях. А так же о том, что им ещё может помочь в достижении поставленных целей.
Комментарии для ведущего: Каждый день мы учимся ставить цели на будущее и определять способы достижения этих целей. Однако в каждом из участников группы уже сейчас есть то, чем они могут гордиться, чего они достигли уже сейчас. Нужно гордиться своими успехами и не боятся о них заявить. Ваши успехи сейчас – это ваши внутренние ресурсы, которые могут вам помочь в достижении поставленных целей.
Упражнение «Я такой, какой я есть» (7 минут)
Цель: Актуализация и оценка собственного профессионального опыта, «маркированная инвентаризация опыта»
Задание: Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.
Комментарий для ведущего: порой нас, таких какие мы есть на самом деле, знаем только мы сами или очень близкие нам люди. И это скорее хорошо, потому что окружающим и тем более своим ученикам мы должны показывать только то самое лучшее ,что есть в нас и что может стать положительным примером для них.
Упражнение «Я в будущем»
Цель: попытаться сформировать образ своего профессионального Я в будущем, в том числе в соответствии с новыми профстандартами.
Задача: Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.
Комментарий для ведущего: цель данного задания не только попытаться сформировать свой образ учителя в будущем, но и понять на сколько хорошо разобрались участники с требованиями новых образовательных стандартов применительно к своей специализации.
Упражнение «Пространство возможностей» (8 минут)
Цель: Построение возможных путей реализации целей профессионального развития
Задание:
У
частниками заполняется бланк (возможности и последствия выбора путей профессионального роста).
Над стрелками надписываются шаги, в кружках – желаемый результат.
Комментарий для ведущего: задание требует наличия у педагогов представлений о возможностях повышения квалификации. Наш коллектив имеет такие представления, потому что профессиональный рост определяется как первостепенная задача, решение этой задачи сопряжено с постоянным обсуждением новых возможностей.
Примеры ответов:
Выучить иностранные языки – читать интересную литературу в подлиннике, ездить по миру.
Написать индивидуальную программу по предмету с учётом новых образовательных стандартов – более глубокое осмысление профессиональных задач.
Использование при проведении уроков базы нового исторического музея – получение новых интересных материалов для уроков.
Упражнение «Построение карты профессионального роста» (15 минут)
Цель: Построение перспектив профессионального роста на ближайшие 3-5 лет
Задание: Участниками заполняется бланк:
№ | Хочу узнать | Хочу научиться | Хочу сделать | Как? |
| | | | Сам |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | | С помощью коллег |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | | На курсах |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Могу поделиться |
| Чем? | С кем? | Как? | Когда? |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Комментарий для ведущего: для выполнения этого задания отводиться больше всего времени. Можно предложить педагогам продолжить заполнение таблицы после педсовета. Как показал опыт проведения упражнения, не все относятся к нему с достаточной степенью серьёзности, некоторые выполняют задание формально. Тем не менее, важно «запустить» мысли в нужном направлении, тогда определение стратегии
Рефлексия, обсуждение, анализ работы (5 мин)
Цель: Фиксация мыслей, состояний, представлений, актуализированных и полученных на занятии.
Задание: Участникам предлагается просмотреть весь «пакет» выполненной работы, соотнести результаты выполнения разных упражнений, «отнестись» к проведённой работе.
Комментарий для ведущего: с целью повышения мотивации и активности учителей на занятии мы использовали различные формы и методики, поработав с которыми, педагоги в некотором роде переосмыслили весь свой педагогический путь и опыт.
По завершении занятия педагоги высказали своё мнение о нём, предложения для будущих совместных встреч, а так же в качестве полезного багажа взяли с собой все те материалы, над которыми работали. Занятие понравилось и прежде всего потому, что просмотрелась связь между прошлым педагогическим опытом и новыми задачами, что помогло многим выбрать основное из этого опыта для решения тех самых задач.