Семинар с элементами тренинга для педагогов
Тема: Творчество как инструмент в работе педагога
Цель: развитие творческого мышления и повышение уровня креативности педагогов.
Задачи семинара:
Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности.
Демонстрация возможностей использования креативности при решении жизненных проблем.
Формирование навыков командной творческой работы.
План семинара:
1. Теоретическая часть.
2. Игра-квест:
Раунд «Интеллектуалы»
Раунд «Психология» и «Педагогика»
Раунд «Секретный файл» 3. Театральная импровизация. 4.Подведение итогов семинара.
Теоретическая вводная часть
(разграничение понятий творчество и креативность, обсуждение для чего нам она нужна, как ее развивать)
Творчество – деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной.
Креативность: характеристика интеллектуальной сферы, самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понимании, система личностных качеств.
Креативность – способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное; открытость новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, способность отойти от шаблонов, от заранее известных алгоритмов, способность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности.
Креативность включает:
интеллектуальные предпосылки деятельности, набор знаний и умений, необходимых для создания нового, творческое мышление и развитое воображение
личностные качества (возможность проявлять спонтанность, выходить за рамки предсказуемого)
жизненная позиция (отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание видоизменять себя и мир, стремление к новому, к свободе, активности и развитию).
Компоненты креативности (Дж.Гилфорд):
Способность к обнаружению и постановке проблем
Беглость – способность генерировать большое число идей
Гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи, относящиеся к различным смысловым категориям
Оригинальность, нестандартность
Способность усовершенствовать уже имеющееся путем дополнения или изменения деталей
Способность к решению проблем на основе анализа и синтеза информации
Черты креативной личности (Олах, Девис):
Независимость
Открытость ума. Восприимчивость к новому и необычному, к чужим и своим фантазиям, умение находить необычные ассоциации
Высокая толерантность
Развитое эстетическое чувство
Ассертивность - стремление делать все по-своему. Даже если ето идет вразрез с мнением и примером окружающих. Уверенность в себе, неподатливость манипуляциям. Склонность к свободному самовыражению
Способность рисковать
Артистичность
Энергичность
Чувство юмора
Тяга к сложности
Потребность в одиночестве
Интуитивность
«Невероятные ситуации»
Участникам предлагается поразмыслить над какой-либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или маловероятно. Их задача – представить, что такая ситуация все же случилась, и предложить максимум последствий для человечества, к которым может привести ее наступление. Примеры ситуаций:
Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле
Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские
У всех людей внезапно вырастут хвосты
Исчезнут окончания во всех словах русского языка
Доллар подорожает в 100 раз по сравнению со всеми другими валютами
С облаков начнут свисать тросы до самом Земли
Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт
Коэффициенты трения у всех веществ на Земле уменьшается в 20 раз
Все металлы превратятся в золото
Люди научаться точно читать все мысли друг друг друга
«Восточный базар»
На столе выложены «никчемные» предметы, имеющие минимальную ценность или не имеющие ее вовсе. Каждому из участников достается какой-нибудь из этих предметов. Им предлагается придумать как можно больше агрументов, почему окружающим имеет смысл купить его предмет. Можно предложить участникам договориться друг с другом о сделке, если у кого-нибудь возникает желание купить (конечно это все импровизировано, а не по-настоящему) этот предмет. В итоге все оказываются с предметами на память о тренинге. Происходит закрепление позитивного опыта и эмоционального состояния.
В обсуждение каждого из упражнений входят вопросы:
Кому было сложно, а кому легко выполнять задание?
Где были трудности, с чем это может быть связано?
Что нам дает это упражнение, умение, где это пригодиться?
Что понравилось, а что нет?
Обсуждение, получение обратной связи
(Комментарии, предложения, пожелания, обратная связь и т.п. Обсуждение можно устраивать после каждого упражнения в ходе тренинга и в конце занятия)
«Аплодисменты себе любимым»
Похлопать в ладоши друг другу
Квест – игра.
Раунд «Интеллектуалы»
1.Это хорошо известная история - английский математик и физик Исаак Ньютон обнаружил силу тяжести после того, как ему на голову в 1664 году упал один предмет. Его открытие объясняет, почему вещи падают на землю и почему планеты вращаются вокруг Солнца.
Назовите предмет, который упал на голову Ньютона. (Яблоко)
2.Как известно, шотландский ученый Александр Флеминг сделал это открытие в 1928 году. Если бы этого не случилось, то люди, вероятно, до сих пор умирали бы от таких вещей, как язва желудка, абсцесс зуба, ангина и скарлатина, стафилококковая инфекция, лептоспироз и т.д. Что открыл Флеминг? (Пенициллин)
3.Однажды Леонид Утёсов придумал шутку. По сюжету представления в котором он участвовал, его герою, которому не удалось рассмешить царевну, отрубают голову. Утёсов заранее заготовил репризу, и когда в очередной раз он положил голову на плаху, кто-то в зале воскликнул: «Какая незаслуженная смерть!». Тогда Утёсов тут же ответил: «Какой артист, такая и смерть». После фразы, сказанной на представлении, Утесов получил … Что он получил?(звание «Заслуженного артиста»)
4.Одного популярнейшего в Советском Союзе актёра родители назвали в честь знаменитого военочальника Михаила Фрунзе. Назовите фамилию и имя актера.
(Фрунзик Мкртчян)
5. Эта песня пережила и еще переживет не одно поколение – спортсменов, болельщиков, всех, кто влюблен в спорт. В ней говорится о победах, о преданности команде, своему делу без излишнего пафоса. Исполнял эту песню Лещенко, но многим памятно то, как проникновенно пела ее Людмила Гурченко.
(Команда молодости нашей)
6. Известный факт того, что в эпоху Ренессанса модницы предпочитали высокий лоб и часто выбривали и выщипывали волосы, чтобы подчеркнуть лоб и шею. А вот то, что брови и ресницы тоже были не в моде, — факт не такой известный. Модницы хотели достичь эффекта «чистого лица» и для этого делали брови и ресницы менее заметными или просто выщипывали их полностью.
Какая известная картина того времени свидетельствует об этом факте?
(«Мона Лиза»)
7. Известный поэт и друг Пушкина, был ещё и домашним педагогом царской семьи. Он был учителем наследника престола Александра Николаевича – будущего императора Александра II и лично разработал 12-летний план обучения, куда входили уроки по русскому языку, истории, географии, нравственности и другим дисциплинам. В образовании великого князя поэт добился больших успехов и был щедро награжден за свои труды. Назовите этого поэта.
(Василий Жуковский)
8.Датская принцесса Александра, супруга Эдуарда VII, короля Великобритании и Ирландии, правившего в начале XX века, была настоящей законодательницей моды. Ее наряды мгновенно копировались.
Поэтому, когда Александра после родов заболела ревматоидным артритом и стала хромать, ее походку стали копировать на полном серьезе — как модный нюанс. Но все время имитировать хромоту здоровому человеку очень сложно, поэтому был придуман выход. Назовите,что могли придумать.
(На заказ стала изготавливаться обувь с разной высотой каблука
Театральная импровизация
I. Просмотр фильма «Музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки»
II. Сказка Сергея Воронина «В старом сундуке»
Уважаемые коллеги, посмотрите на этот портрет. Вам знакома эта женщина?
Да это знаменитая сказочница нашего детства Валентина Леонтьева – тётя Валя. Помните, как мы её любили и ждали? Давайте на немного перенесёмся в детство и вспомним нашу любимую передачу «В гостях у сказки», которую вела Тётя Валя.
Развитие творчества человека происходит с самого его рождения и даже раньше, с самого начала его развития. Я думаю, вы согласитесь развитие творчества невозможно без сказки. Сегодня мы приглашаем вас в сказку. А проводят нас в сказку жители этого старого сундука: Характеристика персонажей
Солдат: Молод, но побывал во многих горячих точках детских сражений. Прямолинеен, честен, готов отдать жизнь за друга, но в последнем сражении мальчик Алеша оторвал ему ногу и солдат был комиссован и отправлен на чердак. С тех пор Солдат может думать только об одном, как выбраться из сундука и обратно на поле боя!
Кукла: Вечно юная, уверенная своей красоте. Глуповата, но добра. Некогда любимая кукла девочки Маргариты, теперь растрепанная и забытая. Мечтает о салонах красоты и новых нарядах.
Слон: Пожилой, медлительный, солидный. В долгих скитаниях по детским играм в опасные путешествия по джунглям потерял хобот и был забыт на чердаке. Думает только об Африке, её жаре и фруктах.
Медведь: Игрушка в полном расцвете сил, сильный и дикий, любит веселые, экстремальные забавы. В великой битве плюшевыми игрушками ему оторвали ухо, а сам он отлетел в сторону и попал в старый сундук, хозяйка, девочка Света, долго искала любимого медведя, даже плакала, но в сундук заглянуть не догадалась… С тех пор Медведь сидит в сундуке и характер его становится все несноснее.
Ведущий: Ну а теперь в путь! В гости к сказке.
В старом сундуке. Автор: Сергей Воронин
Музыка.
На чердаке одного старого дома стоял в углу большой с открытой крышкой сундук. Когда – то в него сваливали разный хлам. А среди хлама находились и игрушки: солдат с поломанной ногой, безухий медведь, слон без хобота и растрёпанная, в изорванном платье кукла.
Игрушкам давно уже надоело томиться в сундуке, и давно бы они выбрались, если бы кто – то из них согласился навсегда остаться в сундуке, встал бы у стенки, а остальные друг за другом забрались бы к нему на плечи и вылезли из сундука. Но такого самоотверженного среди них не было, и поэтому они до сих пор так и сидели в старом сундуке.
Кукла: Ну, послушайте, слон, помогите нам. У вас же нет хобота, а что вы будете делать без хобота, если даже и выберитесь из сундука?
Слон: Мне бы только выбраться. А там бы я сразу нашёл свой хобот. Я знаю, где он лежит. На заднем дворе. И как бы только я нашёл свой хобот, так сразу же убежал бы в Африку. Нет, я не могу вам помочь. Вот если бы нас выручил медведь, то я бы ему сказал спасибо.
Медведь: Хоть и без хобота, а какой хитрый. Да мне дай только выбраться из этого сундука, как я сразу же убегу в лес. Эх, и погуляю я там! Нет, уж если кто нас должен выручить, так это солдат! Ноги у него нет, а без ноги ему всё равно никуда не уйти!
Солдат: это вам только кажется. Я найду палку. Сделаю из неё костыль. Только вы меня и видели. Если уж кому оставаться в сундуке, так это кукле. Растрёпанная, в рваном платье – да её сразу же потащут в баню, а там она размокнет. Уж лучше ей в сундуке остаться, чем стать мокрой тряпкой. Верно?
Кукла: Ничего не верно! Подумаешь, растрёпанная. Я зайду в парикмахерскую – там меня причешут. А портной сошьёт мне платье. И стану я такая красивая, что вы меня не узнаете! Нет, если уж кому оставаться здесь, так это слону!
Но мы уже знаем, что отвечал на это слон…
И всё начиналось сначала. Игрушки начинали спор, а иногда, даже дрались. (Игрушки спорят и дерутся, пока их не «остановит» ведущий )
(Ведущий «ломает голову» «Что делать?»)
(Обращение к гостям за помощью. Оля)
После выступления команд (ведущий придумал окончание)
Эврика! Послушала ваши выступления и поняла, что благодаря творчеству и креативности, можно найти выход из любой жизненной ситуации. И я придумала окончание сказки. Что же получилось?
Мы остановились на том, что наши герои ссорились и даже дрались.
Так продолжалось очень долго. И кто знает, может, игрушки никогда бы не выбрались из сундука, если бы однажды…
Музыка «Любовь» (Сначала громко затем – тихо, как фон)
Однажды солдат не посмотрел на куклу и не заметил того, чего не замечал никогда раньше. Оказывается, у куклы были удивительные глаза. Они могли закрываться и открываться. И когда закрывались, то на щёки ложились длинные чёрные ресницы, а когда открывались, то в сундуке становилось светлее.
Солдат: Какие у вас красивые глаза, - сказал солдат, - разрешите на них посмотреть ещё.
Кукла: Смотрите, мне не жалко.
Солдат: Удивительные глаза! Как это я не замечал их раньше! Наверное, потому, что всё время думал, как бы из сундука выбраться.
Кукла: Я тоже вас не замечала, а теперь очень – очень рада вас видеть!
С этого дня жизнь в сундуке стала для них не такой печальной, как раньше.
Прибавить звук, и снова – тихо…
Зато медведю и слону стало ещё хуже.
Медведь :Им хорошо….
Слон: Они счастливые!
Медведь : А мы несчастные!
Слон: Да, мы одинокие .
Медведь: Что же нам делать?
Слон: Да, что же нам делать? Они совсем перестали думать о том, чтобы выбраться из сундука.
Медведь: Они нас предали!
Слон: Да, они нас предали!
Медведь: Их надо убить!
Слон: Правильно!
Кукла: Они хотят нас убить!
Солдат: Не бойся, я с тобой!
Солдат: Эй, вы! Хотите из сундука выбраться? Выбирайтесь сейчас! Я становлюсь к стене!
Ведущий: И солдат прислонился к стене.
Медведь влез ему на плечи, дотянулся до края сундука и перевалился на другую сторону.
За ним полез слон и тоже выбрался. Было слышно, как он улепётывал с чердака со всех ног.
Звук «Бег 2»
Солдат: Может, и ты хочешь выбраться из сундука? Иди. Я тебе помогу!
Кукла: Нет – нет! Я не оставлю тебя одного!
Солдат: Спасибо! Да и не так уж плох этот сундук, если мы вместе!
Музыка (немного и выключить)
А тем временем…
Встречаются слон и медведь.
Вот так, благополучно, благодаря творчеству и выдумке закончилась наша сказка.
Роли исполняли:
Подведение итогов семинара
Благодаря творчеству и креативности, можно найти выход из любой жизненной ситуации