СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар "Творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Творчество"»

Семинар с элементами тренинга для педагогов

Тема: Творчество как инструмент в работе педагога

Цель: развитие творческого мышления и повышение уровня креативности педагогов.


Задачи семинара:

  1. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности.

  2. Демонстрация возможностей использования креативности при решении жизненных проблем.

  3. Формирование навыков командной творческой работы.

План семинара:

1. Теоретическая часть.

2. Игра-квест:

  • Раунд «Интеллектуалы»

  • Раунд «Психология» и «Педагогика»

  • Раунд «Секретный файл» 3. Театральная импровизация. 4.Подведение итогов семинара.



Теоретическая вводная часть

(разграничение понятий творчество и креативность, обсуждение для чего нам она нужна, как ее развивать)


Творчество – деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной.

Креативность: характеристика интеллектуальной сферы, самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понимании, система личностных качеств.

Креативность – способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное; открытость новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, способность отойти от шаблонов, от заранее известных алгоритмов, способность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности.

Креативность включает:

  • интеллектуальные предпосылки деятельности, набор знаний и умений, необходимых для создания нового, творческое мышление и развитое воображение

  • личностные качества (возможность проявлять спонтанность, выходить за рамки предсказуемого)

  • жизненная позиция (отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание видоизменять себя и мир, стремление к новому, к свободе, активности и развитию).

Компоненты креативности (Дж.Гилфорд):

  • Способность к обнаружению и постановке проблем

  • Беглость – способность генерировать большое число идей

  • Гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи, относящиеся к различным смысловым категориям

  • Оригинальность, нестандартность

  • Способность усовершенствовать уже имеющееся путем дополнения или изменения деталей

  • Способность к решению проблем на основе анализа и синтеза информации

Черты креативной личности (Олах, Девис):

  • Независимость

  • Открытость ума. Восприимчивость к новому и необычному, к чужим и своим фантазиям, умение находить необычные ассоциации

  • Высокая толерантность

  • Развитое эстетическое чувство

  • Ассертивность - стремление делать все по-своему. Даже если ето идет вразрез с мнением и примером окружающих. Уверенность в себе, неподатливость манипуляциям. Склонность к свободному самовыражению

  • Способность рисковать

  • Артистичность

  • Энергичность

  • Чувство юмора

  • Тяга к сложности

  • Потребность в одиночестве

  • Интуитивность


«Невероятные ситуации»


Участникам предлагается поразмыслить над какой-либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или маловероятно. Их задача – представить, что такая ситуация все же случилась, и предложить максимум последствий для человечества, к которым может привести ее наступление. Примеры ситуаций:

  • Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле

  • Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские

  • У всех людей внезапно вырастут хвосты

  • Исчезнут окончания во всех словах русского языка

  • Доллар подорожает в 100 раз по сравнению со всеми другими валютами

  • С облаков начнут свисать тросы до самом Земли

  • Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт

  • Коэффициенты трения у всех веществ на Земле уменьшается в 20 раз

  • Все металлы превратятся в золото

  • Люди научаться точно читать все мысли друг друг друга


«Восточный базар»


На столе выложены «никчемные» предметы, имеющие минимальную ценность или не имеющие ее вовсе. Каждому из участников достается какой-нибудь из этих предметов. Им предлагается придумать как можно больше агрументов, почему окружающим имеет смысл купить его предмет. Можно предложить участникам договориться друг с другом о сделке, если у кого-нибудь возникает желание купить (конечно это все импровизировано, а не по-настоящему) этот предмет. В итоге все оказываются с предметами на память о тренинге. Происходит закрепление позитивного опыта и эмоционального состояния.


В обсуждение каждого из упражнений входят вопросы:

  • Кому было сложно, а кому легко выполнять задание?

  • Где были трудности, с чем это может быть связано?

  • Что нам дает это упражнение, умение, где это пригодиться?

  • Что понравилось, а что нет?

  • Обсуждение, получение обратной связи

(Комментарии, предложения, пожелания, обратная связь и т.п. Обсуждение можно устраивать после каждого упражнения в ходе тренинга и в конце занятия)

«Аплодисменты себе любимым»

Похлопать в ладоши друг другу



Квест – игра.

Раунд «Интеллектуалы»

1.Это хорошо известная история - английский математик и физик Исаак Ньютон обнаружил силу тяжести после того, как ему на голову в 1664 году упал один предмет. Его открытие объясняет, почему вещи падают на землю и почему планеты вращаются вокруг Солнца.

Назовите предмет, который упал на голову Ньютона. (Яблоко)

2.Как известно, шотландский ученый Александр Флеминг сделал это открытие в 1928 году. Если бы этого не случилось, то люди, вероятно, до сих пор умирали бы от таких вещей, как язва желудка, абсцесс зуба, ангина и скарлатина, стафилококковая инфекция, лептоспироз и т.д. Что открыл Флеминг? (Пенициллин)

3.Однажды Леонид Утёсов  придумал шутку. По сюжету представления в котором он участвовал, его герою, которому не удалось рассмешить царевну, отрубают голову. Утёсов заранее заготовил репризу, и когда в очередной раз он положил голову на плаху, кто-то в зале воскликнул: «Какая незаслуженная смерть!». Тогда Утёсов тут же ответил: «Какой артист, такая и смерть». После фразы, сказанной на представлении, Утесов получил … Что он получил?(звание «Заслуженного артиста»)

4.Одного популярнейшего в Советском Союзе актёра родители назвали в честь знаменитого военочальника Михаила Фрунзе. Назовите фамилию и имя актера.

(Фрунзик Мкртчян)

5. Эта песня пережила и еще переживет не одно поколение – спортсменов, болельщиков, всех, кто влюблен в спорт. В ней говорится о победах, о преданности команде, своему делу без излишнего пафоса. Исполнял эту песню Лещенко, но многим памятно то, как проникновенно пела ее Людмила Гурченко.

(Команда молодости нашей)

6. Известный факт того, что в эпоху Ренессанса модницы предпочитали высокий лоб и часто выбривали и выщипывали волосы, чтобы подчеркнуть лоб и шею. А вот то, что брови и ресницы тоже были не в моде, — факт не такой известный. Модницы хотели достичь эффекта «чистого лица» и для этого делали брови и ресницы менее заметными или просто выщипывали их полностью.

Какая известная картина того времени свидетельствует об этом факте?

(«Мона Лиза»)

7. Известный поэт и друг Пушкина, был ещё и домашним педагогом царской семьи. Он был учителем наследника престола Александра Николаевича – будущего императора Александра II и лично разработал 12-летний план обучения, куда входили уроки по русскому языку, истории, географии, нравственности и другим дисциплинам. В образовании великого князя поэт добился больших успехов и был щедро награжден за свои труды. Назовите этого поэта.

(Василий Жуковский)

8.Датская принцесса Александра, супруга Эдуарда VII, короля Великобритании и Ирландии, правившего в начале XX века, была настоящей законодательницей моды. Ее наряды мгновенно копировались.

Поэтому, когда Александра после родов заболела ревматоидным артритом и стала хромать, ее походку стали копировать на полном серьезе — как модный нюанс. Но все время имитировать хромоту здоровому человеку очень сложно, поэтому был придуман выход. Назовите,что могли придумать.


(На заказ стала изготавливаться обувь с разной высотой каблука


Театральная импровизация

I. Просмотр фильма «Музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки»

II. Сказка Сергея Воронина «В старом сундуке»

  • Портрет В. Леонтьевой

Уважаемые коллеги, посмотрите на этот портрет. Вам знакома эта женщина?

Да это знаменитая сказочница нашего детства Валентина Леонтьева – тётя Валя. Помните, как мы её любили и ждали? Давайте на немного перенесёмся в детство и вспомним нашу любимую передачу «В гостях у сказки», которую вела Тётя Валя.

  • Заставка к передаче

Развитие творчества человека происходит с самого его рождения и даже раньше, с самого начала его развития. Я думаю, вы согласитесь развитие творчества невозможно без сказки. Сегодня мы приглашаем вас в сказку. А проводят нас в сказку жители этого старого сундука: Характеристика персонажей

Солдат: Молод, но побывал во многих горячих точках детских сражений. Прямолинеен, честен, готов отдать жизнь за друга, но в последнем сражении мальчик Алеша оторвал ему ногу и солдат был комиссован и отправлен на чердак. С тех пор Солдат может думать только об одном, как выбраться из сундука и обратно на поле боя!

Кукла: Вечно юная, уверенная своей красоте. Глуповата, но добра. Некогда любимая кукла девочки Маргариты, теперь растрепанная и забытая. Мечтает о салонах красоты и новых нарядах.

Слон: Пожилой, медлительный, солидный. В долгих скитаниях по детским играм в опасные путешествия по джунглям потерял хобот и был забыт на чердаке. Думает только об Африке, её жаре и фруктах.

Медведь: Игрушка в полном расцвете сил, сильный и дикий, любит веселые, экстремальные забавы. В великой битве плюшевыми игрушками ему оторвали ухо, а сам он отлетел в сторону и попал в старый сундук, хозяйка, девочка Света, долго искала любимого медведя, даже плакала, но в сундук заглянуть не догадалась… С тех пор Медведь сидит в сундуке и характер его становится все несноснее.

Ведущий: Ну а теперь в путь! В гости к сказке.

В старом сундуке. Автор: Сергей Воронин

Музыка.

На чердаке одного старого дома стоял в углу большой с открытой крышкой сундук. Когда – то в него сваливали разный хлам. А среди хлама находились и игрушки: солдат с поломанной ногой, безухий медведь, слон без хобота и растрёпанная, в изорванном платье кукла.
Игрушкам давно уже надоело томиться в сундуке, и давно бы они выбрались, если бы кто – то из них согласился навсегда остаться в сундуке, встал бы у стенки, а остальные друг за другом забрались бы к нему на плечи и вылезли из сундука. Но такого самоотверженного среди них не было, и поэтому они до сих пор так и сидели в старом сундуке.


Кукла: Ну, послушайте, слон, помогите нам. У вас же нет хобота, а что вы будете делать без хобота, если даже и выберитесь из сундука?
Слон: Мне бы только выбраться. А там бы я сразу нашёл свой хобот. Я знаю, где он лежит. На заднем дворе. И как бы только я нашёл свой хобот, так сразу же убежал бы в Африку. Нет, я не могу вам помочь. Вот если бы нас выручил медведь, то я бы ему сказал спасибо.
Медведь: Хоть и без хобота, а какой хитрый. Да мне дай только выбраться из этого сундука, как я сразу же убегу в лес. Эх, и погуляю я там! Нет, уж если кто нас должен выручить, так это солдат! Ноги у него нет, а без ноги ему всё равно никуда не уйти!
Солдат: это вам только кажется. Я найду палку. Сделаю из неё костыль. Только вы меня и видели. Если уж кому оставаться в сундуке, так это кукле. Растрёпанная, в рваном платье – да её сразу же потащут в баню, а там она размокнет. Уж лучше ей в сундуке остаться, чем стать мокрой тряпкой. Верно?
Кукла: Ничего не верно! Подумаешь, растрёпанная. Я зайду в парикмахерскую – там меня причешут. А портной сошьёт мне платье. И стану я такая красивая, что вы меня не узнаете! Нет, если уж кому оставаться здесь, так это слону!
Но мы уже знаем, что отвечал на это слон…
И всё начиналось сначала. Игрушки начинали спор, а иногда, даже дрались. (Игрушки спорят и дерутся, пока их не «остановит» ведущий )

(Ведущий «ломает голову» «Что делать?»)

(Обращение к гостям за помощью. Оля)

После выступления команд (ведущий придумал окончание)


Эврика! Послушала ваши выступления и поняла, что благодаря творчеству и креативности, можно найти выход из любой жизненной ситуации. И я придумала окончание сказки. Что же получилось?


Мы остановились на том, что наши герои ссорились и даже дрались.
Так продолжалось очень долго. И кто знает, может, игрушки никогда бы не выбрались из сундука, если бы однажды…

Музыка «Любовь» (Сначала громко затем – тихо, как фон)

Однажды солдат не посмотрел на куклу и не заметил того, чего не замечал никогда раньше. Оказывается, у куклы были удивительные глаза. Они могли закрываться и открываться. И когда закрывались, то на щёки ложились длинные чёрные ресницы, а когда открывались, то в сундуке становилось светлее.
Солдат: Какие у вас красивые глаза, - сказал солдат, - разрешите на них посмотреть ещё.
Кукла: Смотрите, мне не жалко.
Солдат: Удивительные глаза! Как это я не замечал их раньше! Наверное, потому, что всё время думал, как бы из сундука выбраться.
Кукла: Я тоже вас не замечала, а теперь очень – очень рада вас видеть!
С этого дня жизнь в сундуке стала для них не такой печальной, как раньше.

Прибавить звук, и снова – тихо…
Зато медведю и слону стало ещё хуже.
Медведь :Им хорошо….
Слон: Они счастливые!

Медведь : А мы несчастные!

Слон: Да, мы одинокие .
Медведь: Что же нам делать?

Слон: Да, что же нам делать? Они совсем перестали думать о том, чтобы выбраться из сундука.
Медведь: Они нас предали!
Слон: Да, они нас предали!

Медведь: Их надо убить!
Слон: Правильно!
Кукла: Они хотят нас убить!
Солдат: Не бойся, я с тобой!

Солдат: Эй, вы! Хотите из сундука выбраться? Выбирайтесь сейчас! Я становлюсь к стене!
Ведущий: И солдат прислонился к стене.
Медведь влез ему на плечи, дотянулся до края сундука и перевалился на другую сторону.
За ним полез слон и тоже выбрался. Было слышно, как он улепётывал с чердака со всех ног.

Звук «Бег 2»
Солдат: Может, и ты хочешь выбраться из сундука? Иди. Я тебе помогу!
Кукла: Нет – нет! Я не оставлю тебя одного!
Солдат: Спасибо! Да и не так уж плох этот сундук, если мы вместе!

Музыка (немного и выключить)

А тем временем…

Встречаются слон и медведь.

Вот так, благополучно, благодаря творчеству и выдумке закончилась наша сказка.

Роли исполняли:

Подведение итогов семинара



Благодаря творчеству и креативности, можно найти выход из любой жизненной ситуации