СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семирнар "От школы знаний к школе жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой открытое мероприятие по формированию функциональной грамотности

Просмотр содержимого документа
«Семирнар "От школы знаний к школе жизни"»



 Начать нашу совместную работу на теоретико-практической части семинара « Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика» мне хотелось бы с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

— «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.

— «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –добавил второй.

— «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

-Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.


Познакомившись с притчей мы понимаем, что самые прочные знания -это те, которые добыты самостоятельным трудом, и что умение применять знания в жизни - это самое главное, чему мы должны учить детей.

Образовательные стандарты третьего поколения подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников в разделе 3 пункте 35.2:

«Формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий…»

Таким образом, формирование функциональной грамотности — одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности — показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

В повседневной жизни нам постоянно приходится сталкиваться с чем-то новым. Это могут быть новые жизненные обстоятельства, новая работа, новый коллектив.
Вот и вам для дальнейшей работы предлагаю сменить обстановку – разделиться на группы и тем самым оказаться рядом с новыми людьми.

У каждого из вас есть жетончик с изображением человечка .Эти жетончики и помогут нам объединиться в команды.


Лицей-одно из старейших заведений города, имеющее богатую историю и традиции. Сегодня вам предстоит открыть для себя новые странички истории Лицея , правда, не совсем в обычной форме, а в форме игры.

Итак, начнём. Перед вами на столах лежат задания

















1.Читательская грамотность

1.Составьте текст, соблюдая хронологическую последовательность. Запишите последовательность цифр, в которой должны следовать абзацы.


2. В чем видел И. П. Альтовский пользу появления в Кинешме реального училища?


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Лицей имени Д.А. Фурманова» -одно из старейших учебных заведений Ивановской области.

История лицея началась в начале XX века, когда на средства  фабриканта Ивана Александра Коновалова началось строительство нового учебного заведения – Кинешемского реального училища. Оно было открыто в 1904 году. Строительство здания, построенного по проекту Костромского губернского архитектора И.В. Брюханова, и его оборудование было окончено в 1906 году. 27 сентября1906 года перед молебном отцом законоучителем И. П. Альтовским сказано было слово следующего содержания:

«…Дорогие дети! В эти важные минуты вашей жизни, когда вы стоите во вратах образования, считаю необходимым сказать вам несколько слов наставления. Вы видите ныне нашу общую радость, и эта наша радость за вас, дети, и за всех тех, коим отныне открывается возможность получить более широкое и основательное образование в этом училище. Большинству из вас ныне явилась возможность получить такое образование в своем же городе, не отрываясь от родной семьи. Пользуйтесь же, дети, и дорожите этой возможностью. Знаю, что вы стремились сюда с особенной охотой, знаю, что вы с радостным чувством сегодня в первый раз переступили порог училища, как ученики его….»

Училище было призвано готовить средний технический персонал для работы на предприятиях Кинешемского уезда.  Среди преподавателей были известные в городе педагоги: Ф.Ф. Трубников, И.В. Голубев, А.К. Серафимов, В.В. Гампейс, законоучитель и автор брошюры «Кинешма в смутное время» – священник И.П. Альтовский.

К моменту Февральской революции 1917 года в здании училища размещались два средних учебных заведения: в первую смену - реальное училище, во вторую - частная гимназия госпожи Ломжинской.

После Октябрьской революции, когда были упразднены все прежние типы учебных заведений, реальное училище было преобразовано в Единую трудовую школу II ступени. Во главе ее был назначен Совет школы.

29 сентября 1941 года в здании школы был размещен эвакуационный госпиталь№3413 для раненых офицеров, который находился здесь до 9 февраля 1945года. Занятия возобновились лишь в сентябре 1950 года .

В 1960-1980 годах в школе впервые введено политехническое обучение. Школьники активно осваивали слесарное дело, автодело, обучались текстильным профессиям, были созданы группы по подготовке медсестер. Тогда в школе и заложились основы профильного образования.

В 1990-е годы в школе открыты классы педагогического, социального, гуманитарного, юридического, архитектурного, медицинского профилей, в работе которых принимали участие преподаватели ВУЗов.

В настоящее время существует система профильной и предпрофильной подготовки учащихся.


Над каким видом грамотности мы сейчас с вами работали ?

















































«Математическая грамотность»


1.Какова общая площадь учебного заведения?

Материал для справок: сажень - 2,1336 метра, аршин-  0,7112 метра , вершок- 0,04445 метра. 

2.Если бы в начале 20 века действовали современные САНПИНы ( на каждого ученика должно приходиться согласно норме 2,5м2), могла ли быть наполняемость класса 25 человек.


Изучая на сайте (http://vichuga-hronograph.narod.ru/real/Real.htm) материал по истории школы, лицеисты столкнулись со следующей информацией:

«Здание построено из кирпича - двухэтажное, с полуподвальным помещением, фасадом, расположенное на юг .

Размеры здания по фасаду 33 саж. 1 аршин 10 вершк., боковые части - по 18 саж. В этажах верхнем и нижнем по всему зданию проходит коридоры - шириной 4 аршина 10 вершк., длиной - в верхнем 34 саж. 2 аршина, в нижнем 23 саж. 1 аршин. Коридоры расположены не посредине здания, а по стене, так, что по одной стороны коридора находятся комнаты, а по другой, противоположной,- окна, с видом на училищный двор и далее на Волгу.

В верхнем этаже размещены: 1) классы, числом восемь, каждый высотой 6 аршин 2 вер., шириной от 10 до 12 аршинов, длиной от 13 до 14 аршинов; 2) актовый зал в два света -высотой 8 аршинов , шириной -18 аршинов. 2 вер., длиной 19 аршинов 12 вер., который служит для торжественных собраний, причем в учебные дни в нем происходит общая утренняя молитва перед началом уроков; 3) рисовальный класс (выс. 6 аршинов 2 вер., шириной 12 аршинов 9 вер., длиной 18 аршинов 6 вер.), в котором скамейки и столы к ним расположены амфитеатром; 4) помещение для библиотеки - высотой 6 аршина 2 вер., шириной 12 аршинов 9 вер., длиной 18 аршинов 6 вер. (ученическая библиотека в последние годы размещена по классам в отдельных шкафах); 5) кабинет инспектора и 6) комната для занятий по выжиганию и для хранения географических и исторических карт.

В нижнем этаже находятся: 1) раздевальная ученическая (высотой 6 аршинов 6 вер, шир. 9 аршинов, длиной 22 аршина 4 в.), в которой стоят вешалки для платья, а на полу особые ящики для галош; 2) физический кабинет и при нем класс (высота 6 арш. 3 в., ширина 11 аршинов 3 вер., длина 18 аршинов 6 в.); 5) рекреационный зал, в котором помещены гимнастические приборы и который служит для уроков гимнастики (выс. 6 арш. 6 в., шир. 16 арш. 12 в., длиной 25 арш.); 4) докторский кабинет, 5) канцелярия, 6) служебный кабинет директора, 7) учительская комната, 8) комната для коммерческого класса, 9) естественно-исторический кабинет и при нем класс (размером одинаковый с физическим кл., причем столы как в том, так и в другом расположены амфитеатром), 10) квартира директора, состоящая из 7 комнат)».


Над каким видом грамотности работали ?



«Финансовая грамотность»


Бюджет Реального училища складывался из средств, поступающих из казны, частью из средств строителя училища Ив. Ал. Коновалова и, наконец, на специальные средства училища (из сбора за ученье).В 1907 году на педагогическом Совете реального училища было решено выплачивать стипендию учащемуся, имеющему хорошие показатели в учёбе. Хватит ли денежных средств для выплаты стипендии в сумме 500 рублей двоим реалистам?


Доходы


Расходы


Плата за обучение

40 рублей с человека

(количество обучающихся 241человек)

Вычет из специальных средств

505 рублей

Поступление из казны

7220 рублей

Содержание здания

1649рублей

Сумма, выделяемая меценатами

1000 рублей

Пособие служащим

5500 рублей



Учебники, учебные пособия, оснащение кабинетов

2336 рублей



Канцелярские и хозяйственные нужды

4182 рубля



Другие расходы

12 рублей




Какой вид функциональной грамотности представлен в этом задании?














Естественно-научная грамотность


На торжественное мероприятие в качестве украшения необходимы воздушные шары.Следует помнить, что для праздников шарики наполняют различными газами, которые бывают легкие и тяжёлые.Продавцы шаров,надувая их газами легче и тяжелее воздуха, добиваются разных эффектов.




Воздушные шары ,заполненные различными газами, ведут себя по-разному.Родители Лицея заказали для торжественного мероприятия шары: одни шарики должны были лежать на поверхности,другие-парить в воздухе, третьи-подниматься высоко вверх.Работники магазина при выполнении заказа заполнили шары разными газами с учётом их плотности (плотность- это масса на 1м3)

Газ

Плотность кг/м3

Воздух

1,29

Азот

1,25

Гелий

0,18

Углекислый газ

1,98


Каким газом надо заполнить воздушные шарики в каждом из указанных положений? Выберите нужные варианты ответа.

Положение воздушных шариков

Газ для наполнения шариков

Лежат на полу


Свободно парят в воздухе,но не улетают


Поднимаются высоко в небо






Далее Вам предстоит познакомиться с опытом работы по формированию функциональной грамотности на уроках учителей Лицея . Надеемся быть вам полезеными

Уважаемые коллеги, у каждой группы свой маршрут. Сопровождать вас будут наши педагоги. .
Вам необходимо будет не просто посетить урок, но и определить, какие компетенции удалось сформировать у учащихся на данном занятии, какой вид функциональной грамоты формировался у учащихся .



Уважаемые педагоги-лицея, прошу вас быть гидами гостей. Кузьмина Светлана Борисовна. сопровождает маршрут №1, Смирнова Ольга Валентиновна маршрут №2, Соловьёва Екатерина Андреевна -маршрут №3,Кондратьева Ирина Евгеньевна- маршрут №4










Наш сегодняшний семинар хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…».
В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности.