Мы живем в большом и разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребёнка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, которую сообщает его тело, органы чувств.
Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Сенсорная интеграция
- является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге ( мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
-наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум);
-позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. (Э. Дж. Айрес, 1950 г.)
Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела.
6–7 недель У маленького человечка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживает равновесие тела. Ребенок всю свою внутриутробную жизнь проводит в движении: во- первых, он постоянно двигается сам (наблюдая с помощью УЗИ развитие плода, можно увидеть, что он никогда не остается неподвижным); во-вторых, мама тоже двигается, и малыш смещается вместе с ней относительно земной оси. Это первая информация об окружающем мире, которую получает плод.
7,5 недель У плода появляется кожная чувствительность. Сначала она возникает в области рта – это подготовка к формированию сосательного рефлекса.
8 недель У ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки.
9 недель У плода появляются вкусовые сосочки на языке и формируется вкусовая чувствительность.
14 и 16 недель Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель на УЗИ видно реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук, закрывать лицо руками при резких, пугающих его звуках.
25 недель У ребенка начинают работать органы зрения.
В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может темп данного развития, т.е. одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути.
Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.
1. Тормозит развитие постуральных реакций, таких как переворот со спины на живот, перемещение тела в положении стоя на четвереньках.
2. Движения ребенка будут скованными и неловкими.
3. Равновесие будет нестабильным, мышечный тонус - низким.
4. Ребенок не может определить свое местоположение в пространстве и понять, как он движется.
5. Отсутствие гравитационной безопасности.
-
Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. – это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, малышу будет трудно, например, ориентироваться в пространстве, самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, концентрировать внимание. Задержка речевого развития – это тоже проблема сенсорной интеграции. И даже плохое запоминание стихов – все из той же области – нарушение сенсорной интеграции.
Если по каким-то причинам сенсорная интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам в жизни. Все, что большинству здоровых людей дается легко и непринужденно, для человека с нарушенной сенсорной интеграцией, может оказаться непосильной задачей или сильно усложнит ее выполнение. Представьте, что произойдет, когда одно или все ваши чувства станут крайне интенсивными или вообще пропадут – обычно такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции.
Диагностика основывается на изучении подробного анамнеза ребенка и наблюдениях педагогов группы за проявлениями сенсорной интеграции. Эта работа проводится в течении первого месяца пребывания ребенка в детском саду.
1. Ребенок с такими проблемами не может их понять и объяснить, т.к. процессы, происходящие в мозгу, контролю не поддаются.
2. Нарушения сенсорной интеграции выражаются у каждого ребенка по разному.
3. Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции.
4. Ребенок может иметь отклонения в работе одних сенсорных систем, другие могут работать нормально.
5. Среди нарушений сенсорной интеграции различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.
Признаки нарушений сенсорной интеграции
- Пониженное восприятие
- ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего и всех;
- плохо чувствует боль или температуру;
- практикует самоповреждения ( щипает себя, кусает, бьется головой, раздирает ранки);
- прячется в узкие места, например: за диван;
- Всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их
- Повышенное восприятие
- Не любит, когда его обнимают;
- Боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются;
- Не дает причесать, помыть или постричь волосы;
- Избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов;
- В стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду
Вестибулярная система
- Пониженное восприятие
- Находится в постоянном беге, кружении;
- Любит спрыгивать с мебели и других высоких мест;
- Любит качаться на качелях;
- Всегда бегает и прыгает вместо ходьбы;
- Любит быстрые и неожиданные движения (когда машина или велосипед наезжает на кочку)
- Повышенное восприятие
- Предпочитает спокойные игры;
- Двигается настороженно;
- Боится высоты, даже если это одна ступенька;
- Не возможно научить кататься на велосипеде, т.к. боится отрывать ноги от земли;
- Часто теряет равновесие;
- Не любит качаться на качелях, кататься на велосипеде
Проприоцептивная система
- Пониженное восприятие
- Проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий;
- Проблемы с повторением увиденных движений;
- Топает ногами во время ходьбы;
- Стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом
- Повышенное восприятие
- Часто нарочно падает на пол;
- Любит прыгать на батуте длительное время без остановки;
Слуховая система
- Пониженное восприятие
- Часто не отвечает на свое имя;
- Издает различные звуки в виде клацанья, свиста;
- Любит очень громкую музыку и ТВ;
- Не может определить источник звука;
- Разговаривает сам с собой;
- Любит шумные места
- Повышенное восприятие
- Закрывает уши руками;
- Реагирует на звуки, которые обычно не слышны окружающим (капание воды в кране, цоканье часов…);
- Боится громких и неожиданных звуков;
- Боится шума бытовой техники;
- Не может слушать и смотреть одновременно
Вкусовая система
- Пониженное восприятие
- Может лизать, пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань…);
- Предпочитает пищу с интенсивным вкусом;
- Часто жует волосы, одежду или пальцы;
- Постоянно тянет предметы в рот, даже после того, как вырос из раннего возраста
- Повышенное восприятие
- Избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов;
- Определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу;
- Может есть только горячую или холодную пищу;
- Отказывается пробовать новые блюда
Обонятельная система
- Пониженное восприятие
- Испытывает сложности в различении запахов;
- Затрудняется в различении неприятных запахов;
- Изучает предметы, нюхая их;
- Использует обнюхивание для общения с людьми
- Повышенное восприятие
- Повышенное восприятие и сильные реакции на запахи;
- Отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха;
- Демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом
Зрительная система
- Пониженное восприятие
- Затрудняется в различении похожих между собой предметов;
- Не видит целую картинку (разрезные картинки);
- Затрудняется контролировать глазами движение предмета;
- Любит яркий свет;
- Любит наблюдать за движениями, которые повторяются (двигает рукой перед своими глазами…)
- Повышенное восприятие
- Боится яркого света, жмурится, закрывает глаза;
- Любит темноту;
- Моргает, часто трет глаза при просмотре ТВ;
- Избегает контакта глаза в глаза;
- Отдает предпочтение играм с мелкими игрушками, предметами
Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной сенсорной стимуляции.
Цель сенсорно – интеграционной коррекции – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.
Данная коррекционная работа проводится с детьми с гиперактивностью , синдромом дефицита внимания, ДЦП, ранним детским аутизмом , задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью, заболеваниями генетического характера.
Большинство таких детей в силу имеющихся нарушений и связанных с ними ограничений активности имеют искаженный сенсорный опыт, который усугубляет имеющиеся нарушения. На специальных занятиях ребенок получает различные сенсорные ощущения – зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные и др. Он учится обрабатывать их, адекватно реагировать на стимуляцию и решать задачи, связанные с деятельностью. Это помогает в формировании образа собственного тела и его возможностей, позволяет продвинуться в освоении окружающего мира и начать активно действовать в нем, в то время как без учета сенсомоторных потребностей такого ребенка обучение и деятельность для него весьма затруднены и вызывают сильное напряжение и протест.
1.Занятия по данной методике отличаются своей непосредственностью .
2.Создаются ролевые ситуации , в которые вовлекаются различные подручные инструменты и приборы .
3.Педагог дает шанс ребенку самому выбрать игру из нескольких предложенных. Такие занятия способствуют развитию потенциала, который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через некоторое время ребенок выбирает другую, уже более сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи .
3.Добиваясь собственного успеха таким естественным путем, ребенок постепенно развивается .
4. Перед началом коррекционной работы проводится предварительная оценка развития ребенка. Зная уровень развития, педагог подбирает соответствующие игры .
5. При проведении игр на активизацию вестибулярной системы важно помнить, что вращение очень опасно, ибо в отдельных случаях возможна остановка дыхания, понижение кровяного дыхания, потеря сознания. Поэтому следует соблюдать особую осторожность при длительности выполнения таких упражнений.
6. Осознайте реальность проблемы и уважайте реакции каждого ребенка на разные ситуации.
7. Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх.
8.Упражнения по сенсорной стимуляции нужно делать регулярно, систематически , только тогда будут видны результаты .
9.Этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка .
10.Важным аспектом терапии является мотивация ребенка .
11. Коррекция наиболее эффективна, если ребенок стремится к ощущениям и делает что – либо, чтобы их получить, а педагог ненавязчиво меняет обстановку.
12. Коррекция должна быть основана на игре, выбор видов активности - соответствовать интересам и предпочтениям ребенка.
13. Следует помнить, что избыток ощущений вредит нервной системе.
14. Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции страдают из-за низкой самооценки, поэтому необходимо поощрять любым малейшие успехи детей.
15. Для улучшения конечного результата необходимо начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами.
16. В процессе занятия необходимо создавать паузы для того, чтобы мозг успел обработать влияние раздражителей и сформировал адаптивный ответ.
Спасибо
за внимание!