СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорная интеграция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорная интеграция – это  и  есть  обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорная интеграция»

Мы живем в большом и разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребёнка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, которую сообщает его тело, органы чувств. Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Мы живем в большом и разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребёнка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, которую сообщает его тело, органы чувств.

Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Сенсорная интеграция - является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге ( мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании); - организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве); -наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум); -позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся  (адаптивный ответ); - формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.      (Э. Дж. Айрес, 1950 г.)

Сенсорная интеграция

- является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге ( мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);

-наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум);

-позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);

- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. (Э. Дж. Айрес, 1950 г.)

    Сенсорная интеграция начинается     в утробе матери, когда мозг плода     ощущает движения  материнского     тела.     6–7 недель  У маленького человечка     уже есть первый орган чувств –      вестибулярный аппарат. Он помогает    даже в безопорном пространстве      поддерживает равновесие тела.      Ребенок всю свою внутриутробную     жизнь проводит в движении: во-      первых, он постоянно двигается сам     (наблюдая с помощью УЗИ развитие плода, можно увидеть, что он никогда не остается неподвижным); во-вторых, мама тоже двигается, и малыш смещается вместе с ней относительно земной оси. Это первая информация об окружающем мире, которую получает плод.

Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела.

6–7 недель У маленького человечка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживает равновесие тела. Ребенок всю свою внутриутробную жизнь проводит в движении: во- первых, он постоянно двигается сам (наблюдая с помощью УЗИ развитие плода, можно увидеть, что он никогда не остается неподвижным); во-вторых, мама тоже двигается, и малыш смещается вместе с ней относительно земной оси. Это первая информация об окружающем мире, которую получает плод.

7,5 недель  У плода появляется кожная чувствительность. Сначала она возникает в области рта – это подготовка к формированию сосательного рефлекса. 8 недель  У ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки. 9 недель У плода появляются вкусовые сосочки на языке и формируется вкусовая чувствительность. 14 и 16 недель  Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель на УЗИ видно реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук, закрывать лицо руками при резких, пугающих его звуках. 25 недель У ребенка начинают работать органы зрения.

7,5 недель У плода появляется кожная чувствительность. Сначала она возникает в области рта – это подготовка к формированию сосательного рефлекса.

8 недель У ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки.

9 недель У плода появляются вкусовые сосочки на языке и формируется вкусовая чувствительность.

14 и 16 недель Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель на УЗИ видно реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук, закрывать лицо руками при резких, пугающих его звуках.

25 недель У ребенка начинают работать органы зрения.

В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может темп данного развития, т.е. одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.

В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может темп данного развития, т.е. одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути.

Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.

1. Тормозит развитие постуральных реакций, таких как переворот со спины на живот, перемещение тела в положении стоя на четвереньках. 2. Движения ребенка будут скованными и неловкими. 3. Равновесие будет нестабильным, мышечный тонус - низким. 4. Ребенок не может определить свое местоположение в пространстве и понять, как он движется. 5. Отсутствие гравитационной безопасности.

1. Тормозит развитие постуральных реакций, таких как переворот со спины на живот, перемещение тела в положении стоя на четвереньках.

2. Движения ребенка будут скованными и неловкими.

3. Равновесие будет нестабильным, мышечный тонус - низким.

4. Ребенок не может определить свое местоположение в пространстве и понять, как он движется.

5. Отсутствие гравитационной безопасности.

- Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. – это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, малышу будет трудно, например, ориентироваться в пространстве, самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, концентрировать внимание. Задержка речевого развития – это тоже проблема сенсорной интеграции. И даже плохое запоминание стихов – все из той же области – нарушение сенсорной интеграции.

-

Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т.п. – это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, малышу будет трудно, например, ориентироваться в пространстве, самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, концентрировать внимание. Задержка речевого развития – это тоже проблема сенсорной интеграции. И даже плохое запоминание стихов – все из той же области – нарушение сенсорной интеграции.

Если по каким-то причинам сенсорная интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам в жизни. Все, что большинству здоровых людей дается легко и непринужденно, для человека с нарушенной сенсорной интеграцией, может оказаться непосильной задачей или сильно усложнит ее выполнение. Представьте, что произойдет, когда одно или все ваши чувства станут крайне интенсивными или вообще пропадут – обычно такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции.

Если по каким-то причинам сенсорная интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам в жизни. Все, что большинству здоровых людей дается легко и непринужденно, для человека с нарушенной сенсорной интеграцией, может оказаться непосильной задачей или сильно усложнит ее выполнение. Представьте, что произойдет, когда одно или все ваши чувства станут крайне интенсивными или вообще пропадут – обычно такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции.

Диагностика основывается на изучении подробного анамнеза ребенка и наблюдениях педагогов группы за проявлениями сенсорной интеграции. Эта работа проводится в течении первого месяца пребывания ребенка в детском саду.

Диагностика основывается на изучении подробного анамнеза ребенка и наблюдениях педагогов группы за проявлениями сенсорной интеграции. Эта работа проводится в течении первого месяца пребывания ребенка в детском саду.

1. Ребенок с такими проблемами не может их понять и объяснить, т.к. процессы, происходящие в мозгу, контролю не поддаются. 2. Нарушения сенсорной интеграции выражаются у каждого ребенка по разному. 3. Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции. 4. Ребенок может иметь отклонения в работе одних сенсорных систем, другие могут работать нормально. 5. Среди нарушений сенсорной интеграции различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.

1. Ребенок с такими проблемами не может их понять и объяснить, т.к. процессы, происходящие в мозгу, контролю не поддаются.

2. Нарушения сенсорной интеграции выражаются у каждого ребенка по разному.

3. Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции.

4. Ребенок может иметь отклонения в работе одних сенсорных систем, другие могут работать нормально.

5. Среди нарушений сенсорной интеграции различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.

Признаки нарушений сенсорной интеграции

Признаки нарушений сенсорной интеграции

Пониженное восприятие ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего и всех; плохо чувствует боль или температуру; практикует самоповреждения ( щипает себя, кусает, бьется головой, раздирает ранки); прячется в узкие места, например: за диван; Всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их  Повышенное восприятие Не любит, когда его обнимают; Боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются; Не дает причесать, помыть или постричь волосы; Избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов; В стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду
  • Пониженное восприятие
  • ищет прикосновения, испытывает потребность дотронуться до всего и всех;
  • плохо чувствует боль или температуру;
  • практикует самоповреждения ( щипает себя, кусает, бьется головой, раздирает ранки);
  • прячется в узкие места, например: за диван;
  • Всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их
  • Повышенное восприятие
  • Не любит, когда его обнимают;
  • Боится, когда к нему неожиданно дотрагиваются;
  • Не дает причесать, помыть или постричь волосы;
  • Избегает дотрагиваться до определенных текстур и материалов;
  • В стрессовой ситуации настойчиво снимает одежду
Вестибулярная система Пониженное восприятие Находится в постоянном беге, кружении; Любит спрыгивать с мебели и других высоких мест; Любит качаться на качелях; Всегда бегает и прыгает вместо ходьбы; Любит быстрые и неожиданные движения (когда машина или велосипед наезжает на кочку)  Повышенное восприятие Предпочитает спокойные игры; Двигается настороженно; Боится высоты, даже если это одна ступенька; Не возможно научить кататься на велосипеде, т.к. боится отрывать ноги от земли; Часто теряет равновесие; Не любит качаться на качелях, кататься на велосипеде

Вестибулярная система

  • Пониженное восприятие
  • Находится в постоянном беге, кружении;
  • Любит спрыгивать с мебели и других высоких мест;
  • Любит качаться на качелях;
  • Всегда бегает и прыгает вместо ходьбы;
  • Любит быстрые и неожиданные движения (когда машина или велосипед наезжает на кочку)
  • Повышенное восприятие
  • Предпочитает спокойные игры;
  • Двигается настороженно;
  • Боится высоты, даже если это одна ступенька;
  • Не возможно научить кататься на велосипеде, т.к. боится отрывать ноги от земли;
  • Часто теряет равновесие;
  • Не любит качаться на качелях, кататься на велосипеде
Проприоцептивная система Пониженное восприятие Проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий; Проблемы с повторением увиденных движений; Топает ногами во время ходьбы; Стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом Повышенное восприятие Часто нарочно падает на пол; Любит прыгать на батуте длительное время без остановки;

Проприоцептивная система

  • Пониженное восприятие
  • Проблемы с навигацией в помещении и избеганием препятствий;
  • Проблемы с повторением увиденных движений;
  • Топает ногами во время ходьбы;
  • Стучит ногами об пол или стул, когда сидит за столом
  • Повышенное восприятие
  • Часто нарочно падает на пол;
  • Любит прыгать на батуте длительное время без остановки;
Слуховая система Пониженное восприятие Часто не отвечает на свое имя; Издает различные звуки в виде клацанья, свиста; Любит очень громкую музыку и ТВ; Не может определить источник звука; Разговаривает сам с собой; Любит шумные места Повышенное восприятие Закрывает уши руками; Реагирует на звуки, которые обычно не слышны окружающим (капание воды в кране, цоканье часов…); Боится громких и неожиданных звуков; Боится шума бытовой техники; Не может слушать и смотреть одновременно

Слуховая система

  • Пониженное восприятие
  • Часто не отвечает на свое имя;
  • Издает различные звуки в виде клацанья, свиста;
  • Любит очень громкую музыку и ТВ;
  • Не может определить источник звука;
  • Разговаривает сам с собой;
  • Любит шумные места
  • Повышенное восприятие
  • Закрывает уши руками;
  • Реагирует на звуки, которые обычно не слышны окружающим (капание воды в кране, цоканье часов…);
  • Боится громких и неожиданных звуков;
  • Боится шума бытовой техники;
  • Не может слушать и смотреть одновременно
Вкусовая система Пониженное восприятие Может лизать, пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань…); Предпочитает пищу с интенсивным вкусом; Часто жует волосы, одежду или пальцы; Постоянно тянет предметы в рот, даже после того, как вырос из раннего возраста Повышенное восприятие Избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов; Определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу; Может есть только горячую или холодную пищу; Отказывается пробовать новые блюда

Вкусовая система

  • Пониженное восприятие
  • Может лизать, пробовать или жевать несъедобные предметы (землю, траву, ткань…);
  • Предпочитает пищу с интенсивным вкусом;
  • Часто жует волосы, одежду или пальцы;
  • Постоянно тянет предметы в рот, даже после того, как вырос из раннего возраста
  • Повышенное восприятие
  • Избирательно относится к еде, не ест некоторые виды продуктов;
  • Определенная структура пищи вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только мягкую пищу;
  • Может есть только горячую или холодную пищу;
  • Отказывается пробовать новые блюда
Обонятельная система Пониженное восприятие Испытывает сложности в различении запахов; Затрудняется в различении неприятных запахов; Изучает предметы, нюхая их; Использует обнюхивание для общения с людьми Повышенное восприятие Повышенное восприятие и сильные реакции на запахи; Отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха; Демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом

Обонятельная система

  • Пониженное восприятие
  • Испытывает сложности в различении запахов;
  • Затрудняется в различении неприятных запахов;
  • Изучает предметы, нюхая их;
  • Использует обнюхивание для общения с людьми
  • Повышенное восприятие
  • Повышенное восприятие и сильные реакции на запахи;
  • Отказывается есть пищу в зависимости от ее запаха;
  • Демонстрирует неприязнь к людям, которые используют предметы личной гигиены с сильным запахом
Зрительная система Пониженное восприятие Затрудняется в различении похожих между собой предметов; Не видит целую картинку (разрезные картинки); Затрудняется контролировать глазами движение предмета; Любит яркий свет; Любит наблюдать за движениями, которые повторяются (двигает рукой перед своими глазами…) Повышенное восприятие Боится яркого света, жмурится, закрывает глаза; Любит темноту; Моргает, часто трет глаза при просмотре ТВ; Избегает контакта глаза в глаза; Отдает предпочтение играм с мелкими игрушками, предметами

Зрительная система

  • Пониженное восприятие
  • Затрудняется в различении похожих между собой предметов;
  • Не видит целую картинку (разрезные картинки);
  • Затрудняется контролировать глазами движение предмета;
  • Любит яркий свет;
  • Любит наблюдать за движениями, которые повторяются (двигает рукой перед своими глазами…)
  • Повышенное восприятие
  • Боится яркого света, жмурится, закрывает глаза;
  • Любит темноту;
  • Моргает, часто трет глаза при просмотре ТВ;
  • Избегает контакта глаза в глаза;
  • Отдает предпочтение играм с мелкими игрушками, предметами
Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной сенсорной стимуляции.  Цель сенсорно – интеграционной  коррекции – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Данная коррекционная работа проводится с детьми с гиперактивностью , синдромом дефицита внимания, ДЦП, ранним детским аутизмом ,  задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью, заболеваниями генетического характера.

Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной сенсорной стимуляции.

Цель сенсорно – интеграционной коррекции – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.

Данная коррекционная работа проводится с детьми с гиперактивностью , синдромом дефицита внимания, ДЦП, ранним детским аутизмом , задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью, заболеваниями генетического характера.

Большинство таких детей в силу имеющихся нарушений и связанных с ними ограничений активности имеют искаженный сенсорный опыт, который усугубляет имеющиеся нарушения. На специальных занятиях ребенок получает различные сенсорные ощущения – зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные и др. Он учится обрабатывать их, адекватно реагировать на стимуляцию и решать задачи, связанные с деятельностью. Это помогает в формировании образа собственного тела и его возможностей, позволяет продвинуться в освоении окружающего мира и начать активно действовать в нем, в то время как без учета сенсомоторных потребностей такого ребенка обучение и деятельность для него весьма затруднены и вызывают сильное напряжение и протест.

Большинство таких детей в силу имеющихся нарушений и связанных с ними ограничений активности имеют искаженный сенсорный опыт, который усугубляет имеющиеся нарушения. На специальных занятиях ребенок получает различные сенсорные ощущения – зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные и др. Он учится обрабатывать их, адекватно реагировать на стимуляцию и решать задачи, связанные с деятельностью. Это помогает в формировании образа собственного тела и его возможностей, позволяет продвинуться в освоении окружающего мира и начать активно действовать в нем, в то время как без учета сенсомоторных потребностей такого ребенка обучение и деятельность для него весьма затруднены и вызывают сильное напряжение и протест.

1.Занятия по данной методике отличаются своей непосредственностью . 2.Создаются ролевые ситуации , в которые вовлекаются различные подручные инструменты и приборы . 3.Педагог дает шанс ребенку самому выбрать игру из нескольких предложенных. Такие занятия способствуют развитию потенциала, который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через некоторое время ребенок выбирает другую, уже более сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи . 3.Добиваясь собственного успеха таким естественным путем, ребенок постепенно развивается .  4. Перед началом коррекционной работы проводится предварительная оценка развития ребенка. Зная уровень развития, педагог подбирает соответствующие игры .

1.Занятия по данной методике отличаются своей непосредственностью .

2.Создаются ролевые ситуации , в которые вовлекаются различные подручные инструменты и приборы .

3.Педагог дает шанс ребенку самому выбрать игру из нескольких предложенных. Такие занятия способствуют развитию потенциала, который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через некоторое время ребенок выбирает другую, уже более сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи .

3.Добиваясь собственного успеха таким естественным путем, ребенок постепенно развивается

4. Перед началом коррекционной работы проводится предварительная оценка развития ребенка. Зная уровень развития, педагог подбирает соответствующие игры .

5. При проведении игр на активизацию вестибулярной системы важно помнить, что вращение очень опасно, ибо в отдельных случаях возможна остановка дыхания, понижение кровяного дыхания, потеря сознания. Поэтому следует соблюдать особую осторожность при длительности выполнения таких упражнений. 6. Осознайте реальность проблемы и уважайте реакции каждого ребенка на разные ситуации. 7. Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх. 8.Упражнения по сенсорной  стимуляции  нужно  делать регулярно, систематически , только  тогда будут видны результаты . 9.Этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка . 10.Важным аспектом терапии является мотивация ребенка .

5. При проведении игр на активизацию вестибулярной системы важно помнить, что вращение очень опасно, ибо в отдельных случаях возможна остановка дыхания, понижение кровяного дыхания, потеря сознания. Поэтому следует соблюдать особую осторожность при длительности выполнения таких упражнений.

6. Осознайте реальность проблемы и уважайте реакции каждого ребенка на разные ситуации.

7. Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх.

8.Упражнения по сенсорной стимуляции нужно делать регулярно, систематически , только тогда будут видны результаты .

9.Этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка .

10.Важным аспектом терапии является мотивация ребенка .

11. Коррекция наиболее эффективна, если ребенок стремится к ощущениям и делает что – либо, чтобы их получить, а педагог ненавязчиво меняет обстановку. 12. Коррекция должна быть основана на игре, выбор видов активности - соответствовать интересам и предпочтениям ребенка. 13. Следует помнить, что избыток ощущений вредит нервной системе. 14. Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции страдают из-за низкой самооценки, поэтому необходимо поощрять любым малейшие успехи детей. 15. Для улучшения конечного результата необходимо начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами. 16. В процессе занятия необходимо создавать паузы для того, чтобы мозг успел обработать влияние раздражителей и сформировал адаптивный ответ.

11. Коррекция наиболее эффективна, если ребенок стремится к ощущениям и делает что – либо, чтобы их получить, а педагог ненавязчиво меняет обстановку.

12. Коррекция должна быть основана на игре, выбор видов активности - соответствовать интересам и предпочтениям ребенка.

13. Следует помнить, что избыток ощущений вредит нервной системе.

14. Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции страдают из-за низкой самооценки, поэтому необходимо поощрять любым малейшие успехи детей.

15. Для улучшения конечного результата необходимо начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами.

16. В процессе занятия необходимо создавать паузы для того, чтобы мозг успел обработать влияние раздражителей и сформировал адаптивный ответ.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!