СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорное развитие (ТМНР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Сенсорное развитие (ТМНР)"

Просмотр содержимого документа
«Сенсорное развитие (ТМНР)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №3













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу сенсорное развитие

Для детей с ТМНР












Составитель:

педагог-психолог

Золоило Т.Д.











2020-2021


Пояснительная записка

Данная программа коррекционных занятий по курсу «Сенсорное развитие», составлена с учетом общих целейопределенных Федеральным государственным стандартом. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно: замедленность, не дифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. При умственной отсталости нарушено формирование всех сторон развития ребёнка, что не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств.

Цель: Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи предмета:

-создать коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;

-осуществлять сенсорное, психомоторное развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;

-развивать психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;

-формировать умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;

-формировать механизмы волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

-развивать работоспособность, уметь сосредоточиваться на заданном действии;

-формировать положительную мотивацию к обучению;

-воспитывать умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.









Общаяхарактеристика учебного предмета

Курс «Сенсорное развитие» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта ребенка, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования пространственной ориентировки.

Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для формирования полноты представлений у обучающегося об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).


















Календарно-тематическое планирование по предмету

«Сенсорное развитие»

Тема занятия

Дата

проведения

Кол-во часов

1

Тренировка пальцев рук

21.09.20

1

2

Спереди – сзади

28.09.20

1

3

Вверху-внизу

05.10.20

1

4

Дальше – ближе

12.10.20

1

5

Ориентация в пространстве по словесной инструкции, команде

19.10.20

1

6

Пространственные предлоги: над, под, за, около, перед



26.10.20

1

7

Восприятие предметов по структуре поверхности



02.11.20

1

8

Восприятие предметов по плотности материалов

09.11.20


1

9

Круг

16.11.20

1

10

Квадрат

23.11.20

1

11

Треугольник

30.11.20

1

12

Овал

08.10.20

1

13

Прямоугольник

12.11.20

1

14

Сортировка геометрических фигур

07.12.20

10.12.20

2

15

Соотнесение предметов по цвету

14.12.20

21.12.20

2

16

Найди тень

11.01.21

2

17

Аппликация

18.01.21

21.01.21

2

18

Заполнение панели мозаикой одного цвета.

25.01.21

01.02.21

2

19

Аппликация

08.02.21

15.02.21

2

20

Составление картинок

01.03.21

15.03.21

18.03.21

3

21

Пластилин, свойства пластилина.

05.04.21

12.04.21

2

22

Плетение косичек из толстых шнуров.

19.04.21

1

23

Обводка по трафарету

26.04.21

1

24

Обводка по трафарету

17.05.21

1

25

«Построим Башню»

24.05.21

1

Итог: 34 часа









































Содержание учебного предмета


  1. Тренировка пальцев рук (4 часа) - Тренировка пальцев, кисти руки, пальчиковые игры.

  2. Спереди-сзади (1 час) - Уточнение восприятия пространственных представлений.

  3. Вверху-внизу (1 час) - Уметь определять положение предметов в пространстве.

  4. Дальше-ближе (1 час) - Помощь в формировании умения ориентироваться в пространстве.

  5. Ориентация в пространстве по словесной инструкции, команде (1 час) - Соблюдать правила игры, уметь правильно ориентироваться в пространстве в подвижных играх.

  6. Пространственные предлоги: над, под, за, около, перед (1 час) - Уметь правильно расположить предметы в пространстве. Дидактическая игра «Положи правильно предмет».

  7. Восприятие предметов по структуре поверхности ( 1 час) - Взаимодействие с предметами: гладкий – шероховатый и т.д.

  8. Восприятие предметов по плотности материалов (1 час) - Взаимодействие с предметами: мягкий – твердый и т.д.

  9. Круг (1час) - Описание, знакомство с различными круглыми предметами, сделанные из дерева, из бумаги, пластмассы.

  10. Квадрат (1 час) - Описание, знакомство с различными квадратными предметами, сделанные из дерева, из бумаги, пластмассы.

  11. Треугольник (1 час) - Описание, знакомство с различными треугольными предметами, сделанные из дерева, из бумаги, пластмассы.

  12. Овал (1 час) - Описание, знакомство с различными овальными предметами, сделанные из дерева, из бумаги, пластмассы.

  13. Прямоугольник (1 час) - Описание, знакомство с различными прямоугольными предметами, сделанные из дерева, из бумаги, пластмассы.

  14. Сортировка геометрических фигур (2 часа) - Правильно разложить все фигуры в соответствующие контейнеры или к соответствующей фигуре.

  15. Соотнесение предметов по цвету (2 часа) - Сортировка карточки, бусины разных цветов, коробочки, цветные палочки, прищепки четырёх цветов.

  16. Найди тень (2 часа) - Развитие и коррекция зрительного восприятия.

  17. Аппликация (2 часа) - Расположения и наклеивание предметов на листе бумаги по готовому шаблону.

  18. Заполнение панели мозаикой одного цвета (2 часа).

  19. Аппликация (2 часа) - Расположения и наклеивание предметов

на листе бумаги самостоятельно.

  1. Составление картинок на бумаге (3 часа) – Овладение умением

анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей.

  1. Пластилин, свойства пластилина. (2 часа).

  2. Плетение косичек из толстых шнуров. (1 час).

  3. Обводка по трафарету (1 час) - Обводка по трафарету различных

фигур, линий.

  1. Обводка по трафарету (1 час) - Обводка по трафарету различных

картинок.

  1. Построим башню (1 час) - Простые модели из блоков по образцу.





































Планируемые результаты

Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

- Выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого

- Выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого

- Узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением

- Выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого

-Различение предметов на ощупь

-Восприятие формы

- Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

-Раскрашивание предметов

- Восприятие цвета

- Восприятие пространства

-Моторные навыки (резать ножницами, клеить детали, собирать модели из блоков, штриховка и т.д.)


Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:


Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет

что-либо делать с ним)

1


Действие выполняется ребенком с частичной помощью

взрослого

2


Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно

3











Литература:

1.Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Исаева Т.Н. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. –1994. – No 6. – С. 63-67.

2.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». – М.: Новая школа, 1998.

3.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебн. для студентов дефектол. фак. педвузов и унтов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

4.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации. – М.: В.Секачев, 2012.