СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорные системы в анатомии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сенсорные системы в анатомии»

Практическая работа

Раздел: Сенсорные системы

Тема: Зрительный анализатор

Цель: изучить строение и значение зрительного анализатора, зрительных ощущений и восприятия, углубить знания о строении глазного яблока, оптической системы, глаза.



Строение глазного яблока





Части органа зрения

Чем представлены

Функции

1. Вспомогательный аппарат:

а) защитный аппарат

 (веки, конъюнктива, слезные железы и слезоотводящие пути)

защитная роль - обеспечивает постоянство формы глаза - к ней прикрепляются глазодвигательные мышцы - участвует в поддержании офтальмотонуса

б) двигательный аппарат

состоит из шести произвольных (поперечно-полосатых) мышц: верхней, нижней, медиальной и латеральной прямых мышц, и верхней и нижней косых мышц

Двигательная (моторная) и сенсорная (чувствительная). Двигательная функция глазодвигательного аппарата обеспечивает наведение обоих глаз, их зрительных осей и центральных ямок сетчаток на объект фиксации, сенсорная - слияние двух монокулярных (правого и левого) изображений в единый зрительный образ

в) слезный аппарат

 состоит из слезной железы и слезоотводящих путей (слезных точек, слезных канальцев, слезного мешка и слезно-носового канала)

Функции слезы: бактерицидная (содержит фермент лизоцим), питательная (содержит 98% воды, 0,1% белка, 0,8% минеральных солей, калий, натрий, хлор, глюкозу и мочевину), увлажняющая (обеспечивает постоянное увлажнение глазного яблока).

2. Глазное яблоко:

а) оболочки

Наружная (фиброзная) оболочка – состоит из непрозрачной части – склеры и прозрачной части – роговицы.

Играет важную роль в обменных процессах, обеспечивая питание глаза и выведение продуктов обмена

б) внутреннее ядро

Внутреннее ядро глаза состоит из прозрачных светопреломляющих сред: стекловидного тела, хрусталика, предназначенных для построения изображения на сетчатке, и водянистой влаги, наполняющей глазные камеры и служащей для питания бессосудистых образований глаза. 

Питание сетчатки, обеспечение нормального уровня внутриглазного давления и защита хрусталика. 



Задание для закрепления знаний:


Зрительный анализатор состоит из трёх частей. Периферическая часть представлена глазами, проводниковая — зрительными нервами, центральная — зрительной зоной коры больших полушарий. С участием всех трёх элементов воспринимаются и анализируются световые раздражители, и мы видим окружающий мир. 

Центральный отдел зрительного анализатора расположен в затылочной доле коры больших полушарий. Импульсы от световых раздражений по зрительному нерву проходят к мозговой коре затылочной доли, где расположен зрительный центр.

По зрительному нерву импульс передается в зрительную зону коры больших полушарий, где осуществляется окончательный анализ изображения. Зрительные пути устроены так, что левая часть поля зрения от обоих глаз попадает в правое полушарие коры большого мозга, а правая часть поля зрения — в левое.

Сетчатка — это тонкая внутренняя оболочка глаза. Внутренней стороной она прилегает к стекловидному телу, а наружной — к сосудистой оболочке глазного яблока. Она играет важнейшую роль в обеспечении зрения. В сетчатке выделяют оптическую светочувствительную область, которая простирается до зубчатой линии, и две нефункциональные зоны — радужковую и ресничную. Основная функция сетчатки — восприятие света. Данный процесс происходит благодаря двум типам особых рецепторов — палочкам и колбочкам. Они названы так из-за своей формы и каждый из них выполняет важную задачу.

Почему в сумерки мы не различаем окраску предметов?

Ночью, у человека в глазе активны клетки-палочки, которые ответственны за черно-белое зрение, а колбочки различают при свете разные цвета.


Практическая работа

Раздел: Анализаторы

Тема: Слуховой анализатор


Цель: углубить знания о строении и функциях органа слуха.



Строение органа слуха





Название отдела

Чем представлены

Функции

Наружное ухо

состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода.

 - проведения звуковой волны - защитную - локализация источника звука - резонансная (усиление звука)

Среднее ухо

состоит из барабанной полости, слуховой трубы, сосцевидного отростка 

- передача звуковых колебаний к внутреннему уху - усиление звука - защитная функция Костное (тканевое) проведение звука.

Внутреннее ухо

  1. Орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью.

  2. Орган равновесия – вестибулярный аппарат.

- колебания жидкости вызывают раздражение рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга



Задание для закрепления знаний:

  1. Слуховой анализатор состоит из трех отделов:

  • Периферического - слуховые рецепторы внутреннего уха

  • Проводникового - слухового нерва

  • Центрального - височной доли коры больших полушарий

  1. Окончательный анализ звука и формирование звуковых ощущений происходит в центре – в слуховой зоне коры больших полушарий.

  2. Механизм восприятия звуков.

  3. Абсолютным порогом чувствительности слухового анализатора является та минимальная сила звука, способная вызвать слуховое ощущение или какую-либо ответную реакции.

  4. Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы: развитие способности произнесения звуков связано с развитием способности их воспринимать. Человек не смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, если бы параллельно с этим не развивались органы слуха.

Особая роль слухового анализатора у человека связана с членораздельной речью, поскольку слуховое восприятие является её основой. Любые нарушения слуха в период становления речи ведут к задержке в развитии или к глухонемоте, хотя весь артикуляционный аппарат у ребёнка остаётся не нарушенным. У взрослых людей, владеющих речью, нарушение слуховой функции не ведет к расстройству речи, хотя резко затрудняет возможность общения между людьми в их трудовой и общественной деятельности.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!