Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Екатерины Ивановны Гришко муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Методическая разработка урока
по теме:
«Оксиды серы(IV) и (VI). Серная кислота»
(9 класс)
Выполнил: учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №3 им. Е.И. Гришко
Якушова Г.Н
2025 г.
Оборудование и реактивы: компьютеры, экран, видеоматериалы, периодическая система ДИ. Менделеева, дополнительная литература (справочники, словари, брошюры, журналы по химии), инструктивные карты для работы групп, лабораторное оборудование - раствор серной кислоты, сульфаты, нитрат бария, лакмус, сульфат натрия, древесные опилки, кусочки ткани, разбавленная серная кислота, сульфид натрия, раствор нитрата серебра, пробирки.
Методы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах, метод проекта, исследование.
Используемые технологии: проблемно – поисковые, практико- ориентированные, проектные задачи, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: проблемное задание, презентация, решение проектной задачи.
Материалы, ресурсы, оборудование:
1) Мультимедийный комплекс, презентации.
2) Программное обеспечение Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media с возможностями просмотра видеофайлов (Windows Media 10)
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин).
II. Вступительное слово учителя (10 мин.)
Учитель: тема сегодняшнего урока "Соединения серы (IV) и (VI). Серная кислота и её соли".
Сегодня на уроке мы должны изучить соединения серы. Изучать эту тему мы будем в рамках проекта. Цели сегодняшнего проекта:
изучить особенности строение оксидов серы (IV) и (VI), сероводорода, сернистой и серной кислот;
изучить распространения соединений серы в природе, их роль в природе и жизни человека;
изучить физические и химические свойства основных соединений серы;
изучить медико-биологическое значение соединений серы;
узнать о способах получения, применение основных соединений серы;
создать мультимедийное пособие и презентовать наш проект.
III. Этапы работы над проектом
Учитель формирует группы учащихся, объясняет цели каждой группы
А. Формирование групп обучающихся
Группы составляются с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. 7 групп:
1 группа - теоретики
2 группа - практики
3 группа - физики
4 группа - химики
5 группа - медики - биологи
6 группа - экспериментаторы
7 группа - Web-дизайнеры
Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Учитель предлагает определить в группе лидера, записать на карте состав всей группы и приступить к работе над проектом.
Инструктивные карты
Теоретики.
Цель: изучить строение сероводорода, оксида серы (IV) и (VI), серной кислоты.
Молекулярная, структурная и электронная формулы сероводорода, оксида серы (IV) и (VI), серной кислоты.
Определите типы химической связи в молекулах.
Почему концентрированную серную кислоту можно перевозить в железных и алюминиевых цистернах.
Приведите примеры двух видов солей: гидросульфидов и сульфидов, в чём состоит различие?
Практики.
Цель: изучить нахождение соединений серы в природе, получение сероводорода, оксидов серы (IV) и (VI), серной кислоты, их применение в промышленности и значение в природе.
В каком виде (свободном или связанном) встречаются соединения серы в природе?
Назовите важнейшие природные соединения серы и их применение в промышленности.
Как получают сероводород, оксиды серы (IV) и (VI).
Производство серной кислоты.
Применение в промышленности.
Физики.
Цель: изучить физические свойства сероводорода, оксида серы (IV) и (VI), серной кислоты, по плану
1. Агрегатное состояние веществ в обычных условиях. 2. Цвет 3. Запах. 4. Температура плавления и кипения . 5. Выяснить, почему концентрированную серную кислоту применяют для осушки газов? Что такое олеум? 6. Правила разбавления концентрированной серной кислоты.
Химики.
Цель: изучить химические свойства соединений серы: оксидов серы (IV) и (VI), сероводорода, серной кислоты. Привести примеры химических реакций.
Сероводород: химические свойства сероводородной кислоты (привести примеры: диссоциации кислоты, химические реакциии, взаимодействия с кислородом, в избытке и охлаждении).
Химические свойства оксидов серы (IV) и (VI).
Химические свойства серной кислоты. Взаимодействие концентрированной и разбавленной кислот с металлами. (Составьте химические уравнения реакций).
Медики-биологи.
Цель: изучить медико-биологическое значение соединений серы.
В чём заключается опасность сероводорода для организма человека?
Каково лечебное значение сероводорода?
Опасность для живых организмов оксидов серы (IV и VI)
Кислотные дожди, их влияние на окружающую среду.
Разработайте рекомендации по правильному питанию и здоровому образу жизни.
Экспериментаторы.
1. Теоретическая часть: Изучите химические свойства серной кислоты.
2. Практическая часть: перед вами три пробирки с раствором серной кислоты.
В пробирку №1 пометите 1-2 гранулы цинка и прилейте 1 мл разбавленной серной кислоты. Что наблюдаете. Составьте уравнения реакции.
В пробирку № 2 добавьте лакмус, что наблюдаете? Зафиксируйте результаты эксперимента. Сделайте вывод.
В пробирку №3 поместите опилки, что наблюдаете? Зафиксируйте результаты эксперимента. Сделайте вывод.
В пробирку с раствором соли серной кислоты добавьте раствор нитрата бария, что наблюдаете.
В пробирку с раствором сульфида натрия добавьте раствор соли серебра. Что наблюдаете. Объясните данное наблюдение.
Web-дизайнеры.
Цель: составить презентации из материалов, подобранных группами учащихся.
1. Создать заготовки слайдов для слайд-лекции. Указать название слайдов:
А) "Состав, строение оксидов серы (IV) и (VI), серной кислоты".
Б) "Соединения серы в природе. Нахождение. Получение. Применение"
В) "Физические свойства соединений серы".
Г) "Химические свойства соединений серы"
Д) "Медико-биологическое значение соединений серы".
2. Найти в Интернете картинки, фотографии, рисунки по изучаемой теме.
3. Собрать в рабочих группах информацию для слайдов и создать презентацию.
4. Сопровождать защиту проекта соответствующими слайдами.
Б. Поиск информации (25 минут)
Работа учащихся с инструктивными картами. Поиск информации согласно карте. Готовят выступление, определяют человека для презентации проекта.
Учитель помогает при ответе на возникшие вопросы по ходу подготовки.
А. Поиск ответов. Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанные в инструктивной карте. Поиск информации в интернете, дополнительной литературе, учебниках.
Б. Обработка информации (10 минут). Учащиеся в группах готовят выступление - защиту проекта, определяют человека, который будет выступать. В это время web-дизайнеры верстают слайдовую презентацию.
В. Защита проекта.
Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях. Время каждого выступления - около 3-5 минут. (Всего защита длится около 25 минут.)
IV. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вы выполнили глобальную работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя? Оцените самостоятельно свою работу в оценочных листах. Каждому из вас я так же поставлю за сегодняшний урок оценку.
Общий итог урока.
Учитель: Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей? Дома вы можете проверить, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.
V. Домашнее задание: изучить 24, 25, на "5" решить - упр. 1-3, на "4" упр. 1,2, на "3" упр. 2 а, на стр. 109.
В ходе урока учащиеся работали в группах, изучали материалы учебника, рассмотрели материалы из Интернета, подготовили презентации своих работ, результатом их работы стала презентация созданная Web-дизайнерами. Презентация прилагается в Приложении.
Приложение
В ходе урока применялись следующие методы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах, метод проекта, исследование, применялись технологии: проблемно – поисковые, практико- ориентированные, проектные задачи, ИКТ, в результате урока была создана презентация.