Музыка Сергея Прокофьева, крупнейшего композитора ХХ века разнообразна по содержанию.
Д. Б. Кабалевский так сказал о музыке Прокофьева: «Восторженный певец жизни, солнца и молодости, она дала людям растревоженного, сурового и жестокого ХХ века ту радость и свет, которых им так часто недостаёт»
КАНТАТА «Александр Невский»
Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка»
Симфоническая сказка «Петя и Волк»
Прокофьев С. С.
Симфония №1 Классическая
I. часть. Allegro
Симфония начинается громким аккордом всего оркестра, после которого взбегают вверх пассажи флейт, кларнетов и струнных - как будто взвивается занавес и начинается представление...
Главная тема сонатного аллегро - лёгкая, подвижная, в прозрачной оркестровке.
Побочная носит комический характер благодаря сочетанию широких и лёгких скачков мелодии скрипок (авторская ремарка - с элегантностью!), с неуклюжим аккомпанементом фаготов и внезапно врывающимися валторнами.
В разработке несколько сгущается фактура, озорная побочная партия, порученная басовым инструментам, становится более тяжеловесной (по определению Асафьева, «элегантно шутливая тема» превращается в «грузно шагающего великана»), на миг оборачивается грозной... но это не настоящее - всё проносится в неудержимом вихре, как карнавальное шествие. И два заключительных такта, почти точно повторяющих начало, опускают занавес.
Larghetto
2-я часть выдержана в ритме полонеза, но его характер скорее напоминает изящный старинный менуэт, которому, собственно, и место во второй части гайдновской симфонии. Мелодия украшена трелями - так и видятся кавалеры в напудренных париках, дамы в фижмах с мушками, жеманно приседающие в такт музыке. Средний раздел части более взволнован, музыкальное развитие приводит к яркой кульминации, но в репризе трёхчастной формы возвращается движение чуть чопорного танца.
III. Gavotta
Третья часть имеет название - гавот. Это танец с размашистыми движениями, широкими мелодическими ходами, яркий и жизнерадостный. В среднем эпизоде - традиционном мюзетте (мюзетт (фр. musette) - старинный французский танец быстрого темпа), на фоне гудящего аккомпанемента, имитирующего звуки волынки, звучит незатейливый плясовой мотив, слышатся отзвуки русского наигрыша. (Много лет спустя композитор использовал эту музыку в балете «Ромео и Джульетта».)
IV. Finale
Весёлый и подвижный финал завершает симфонию. В главной партии - снова простенькие арпеджированные и гаммообразные взлёты и падения, забавные повторяющиеся короткие фразы скрипок. Побочная партия и здесь звучит юмористически, с характерным стучащим, как дробь, мотивом у деревянных духовых инструментов. А в заключительной теме возникает светлая, характерно русская мелодия, очень близкая одной из тем оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.
«Воспринимаю сейчас только музыку Прокофьева - вот раздались первые звуки и - ворвалась жизнь, нет формы искусства, а жизнь - стремительный поток с гор или такой ливень, что выскочишь из под него и закричишь - ах, как хорошо! Ещё, ещё!»
В. Маяковский