СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сестринский процесс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция

Просмотр содержимого документа
«Сестринский процесс»

ЛЕКЦИЯ № 8

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

План

1. Определение понятия «сестринский процесс»

2. Характеристика этапов сестринского процесса

3. Документирование СП


1. Определение понятия «сестринский процесс»

Сестринский процесс - это научно-обоснованный метод организации оказания сестринской помощи. Он появился в США в 50-х годах прошлого века и за последующие десятилетия распространился на оба американских континента и страны Западной Европы, доказав свою жизненность и целесообразность. Сестринский процесс ориентирован на удовлетворение различных потребностей пациента.

Особенности СП как метода сестринской помощи:

- индивидуальный подход к каждому пациенту;

- обязательное участие самого пациента и членов его семьи в принятии решений относительно плана ухода и в оценке эффективности ухода;

- документирование действий медсестры.

Само понятие «процесс (от латинского «продвижение») означает последовательную смену действий для достижения какого-либо результата.

Сестринский процесс означает последовательную смену действий медсестры с целью предупреждения, облегчения, уменьшения и сведения до минимума возникающих у пациента проблем. (Перфильева, 1999 г.)

Существует и другое определение сестринского процесса: «Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам».

Цель СП при использовании модели В. Хендерсон - поддержание и

восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных

потребностей организма или спокойная смерть.


2. Характеристика этапов сестринского процесса

Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов:

- обследование пациента

- диагностирование состояния пациента

- планирование сестринской помощи

- реализация (выполнение плана сестринского ухода)

- оценка полученных результатов.

На всех этапах обязательными условиями для действий медсестры должны быть:

- профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа,

- достаточное время и доверительная обстановка,

- конфиденциальность.

1этап. Обследование или первичная оценка состояния пациента.

Цель этапа: получение информации для оценки состояния пациента. Источники информации. Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает из беседы с:

- пациентом,

- его близкими,

- медицинскими работниками.

Объективные данные о состоянии пациента медсестра получает при:

- осмотре пациента,

- знакомстве с медицинской документацией пациента.

Основной источник информации - сам пациент.

Полученные в ходе обследования данные позволяют медсестре оценить, как удовлетворяются основные потребности пациента.

II этап. Постановка сестринского диагноза или выявление проблем пациента.

Цели этапа:

- определить нарушение потребности,

- установить существующие и потенциальные проблемы пациента,

- установить факторы, способствовавшие развитию этих проблем,

- выявить сильные стороны пациента, которые содействовали бы разрешению его проблем.

Проблемы у пациента возникают тогда, когда есть трудности в удовлетворении потребности. Иными словами:

потребность удовлетворена - нет проблем,

потребность не удовлетворена - проблемы есть.

Проблемы пациента рассматриваются как своего рода реакция организма на его состояние, в том числе, на болезнь.

По реакции пациента проблемы могут быть:

- физиологическими

- психологическими

- социальными

- духовными.

Например, пациент страдает бронхиальной астмой. У него имеются следующие проблемы:

- частые приступы удушья (физиологическая проблема),

- страх умереть во время приступа (психологическая проблема),

- невозможность заниматься привычным делом (социальная проблема),

- изменение взглядов пациента на мир (духовная проблема).

По времени возникновения проблемы пациента подразделяются на:

- фактически существующие (действительные, настоящие)

- потенциальные.

Существующие проблемы - те, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться со временем, особенно если не решаются действительные проблемы.

Обычно у пациента имеются несколько проблем одновременно и медсестра должна определить последовательность их решения.



По приоритетности проблемы бывают:

- первичные (приоритетные), связанные с повышенным риском для жизни и здоровья пациента. Эти проблемы требуют немедленной сестринской помощи и решаются в первую очередь;

промежуточные – не угрожающие жизни и здоровью пациента и допускающие некоторую отсрочку сестринских вмешательств;

- вторичные – не относящиеся к данному заболеванию и состоянию, но также требующие решения с ещё более возможной отсрочкой сестринских вмешательств.

На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке сестринского диагноза.

«Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается оценка реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием вероятных причин этих реакций». (Перфильева Г. М., 1999г.)

Например: «Нарушение сна пациента (реакция) из-за храпа соседа по палате (возможная причина реакции)».

Отличие сестринского диагноза от врачебного:

1) врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский - ответную

реакцию организма на заболевание;

2) врачебный диагноз связан с возникшими патофизиологическими

изменениями в организме, сестринский - с представлениями пациента о своем состоянии;

3) цель врачебной диагностики - назначение лечения, цель сестринской диагностики – разработка индивидуального плана ухода за больным, чтобы пациент мог адаптироваться к изменениям, возникшим из-за проблем со здоровьем;

4) врачебный диагноз (если он верен) не меняется на протяжении болезни, а сестринский может меняться неоднократно, по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь;

5) сестринский диагноз может быть одинаковым при различных врачебных диагнозах;

6) сестринских диагнозов при одном заболевании может быть сразу несколько;

7) сестринский диагноз может относиться не только к пациенту, но и к его семье, коллективу, и даже - к государству.

III этап. Планирование сестринской помощи

Цель этапа: определение ожидаемых результатов сестринского ухода (целей ухода) и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение.

Существует два вида целей сестринского ухода:

краткосрочные (рассчитаны на выполнение в течение 2-х недель)

долгосрочные (рассчитаны на срок более 2-х недель).

Цели должны быть (требования к постановке цели):

- реальными, достижимыми, диагностичными;

- иметь временные пределы, т.е. конкретные сроки для достижения каждой поставленной задачи.

В структуре целей должны быть отражены:

- конкретные действия (глагол);

- критерий (дата, время, расстояние);

- условие (с помощью кого или чего, будет достигнут результат).

Например: «Пациент пройдет (действие) 6 метров на 8 день (критерий) с помощью костылей (условие)».

После определения целей медсестра составляет план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление действий медсестры, необходимых для достижения целей сестринского ухода. В план должны быть включены все три вида сестринских вмешательств: зависимые, независимые и взаимозависимые.




IV этап. Реализация плана сестринских вмешательств

Цель этапа: выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом до их завершения, проведение наблюдения за пациентом (текущая оценка состояния пациента).

В распоряжении медсестры находятся следующие методы ухода:

- оказание ежедневной помощи пациенту в осуществлении естественных потребностей;

- выполнение технических манипуляций;

- оказание психологической помощи и поддержки;

- обучение и консультирование пациента и членов его семьи;

- профилактика осложнений и укрепление здоровья;

- создание благоприятной окружающей среды;

- меры по спасению жизни.

Виды сестринских вмешательств:

- зависимые – выполнение письменных указаний врача;

- независимые – выполнение мероприятий по уходу в соответствии с самостоятельно составленным планом;

- взаимозависимые – планирование и выполнение мероприятий совместно с другими членами медицинской бригады среднего звена.

V этап. Оценка эффективности ухода

Цель этапа: оценка реакции пациента на сестринское вмешательство, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов.

Критерии эффективности СП:

- прогресс в достижении целей;

- положительная ответная реакция пациента на вмешательства;

- соответствие полученного результата ожидаемому.

3. Документирование СП

Сестра записывает все свои действия в «Сестринскую историю болезни», которая включает 2 части:

1. «лист первичной оценки состояния пациента», куда записываются данные обследования (1 этап СП);

2. «план сестринского ухода», где фиксируются II - V этапы сестринского процесса.

Сестринская история болезни - юридический документ самостоятельной деятельности медсестры в рамках ее компетенции. Он отражает квалификацию сестры, уровень её мышления, а значит, и качество оказываемой ею помощи.


























Приложение№1

НАРУШЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:


Проблема пациента (сестринский диагноз) - это реакция организма на болезнь и свое состояние


ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА (ПЕРЕЧИСЛИТЬ):


Настоящие - выходят на первый план, наиболее значимые и требуют вмешательства в ближайшее время.

Потенциальные - могут развиться и которые необходимо предвидеть и не допустить профилактическими мероприятиями.

Приоритетные проблемы - первоочередные, требующие незамедлительного решения. При наличии нескольких проблем, разрабатывается план ухода с обсуждением с пациентом (или его родственниками) первоочередности проблем.

Физиологические - боль, кашель и т.п., связанные с нарушением физиологических функций организма.

Психологические - страх, беспокойство, угнетенность и т.п., связанные с нарушением психологического равновесия пациента.

Духовные – обращение к религии, вере или наоборот невозможность выполнения религиозных отправлений.

Социальные - невозможность трудиться, потеря работы, ограничение круга общения, невозможность посещать зрелищные мероприятия и т.п.


Таблица различий врачебного и сестринского диагнозов

Критерий различия

Врачебный диагноз

Сестринский диагноз

1.

Цель

Выявление сущности патологического процесса

Оценка ответной реакции пациента на болезнь

2.

Основа диагноза

Причина и сущность нарушений функций органов и систем в организме

Нарушение удовлетворения человеческих потребностей

3.

Изменчивость

Не меняется (если не было ошибки)

Меняется неоднократно

4.

Формулировка диагноза

Во врачебной терминологии

В сестринской терминологии

5.

Основа диагноза

Связан с патологическими изменениями в организме

Связан с представлениями пациента о состоянии своего здоровья



Классификации проблем пациента:

  1. По времени возникновения:

1.1 Фактически существующие

1.2 Потенциальные


2. По приоритетности:

2.1 Первичные

2.2 Промежуточные

2.3 Вторичные


3. По реакции организма на болезнь и свое состояние:

3.1 Физиологические

3.2 Психологические

3.3 Духовные

3.4 Социальные


Цели сестринского ухода







Краткосрочные Долговременные (рассчитанные (более 2-х недель)

на 1-2 недели)


Требования к постановке целей

1. Реальность, достижимость.

2. Временные пределы (указание сроков достижения целей).

3. Диагностичность (возможность проверки достижения).


Структура целей:


- конкретные действия

- критерии (дата, время, расстояние и т.д.)

- условие (с помощью кого или чего будет достигнут результат).


ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА

Ф.И.О. пациента_______________________________________________________________________________

Отделение__________________________________________________________ № палаты _________________


Дата

Проблема пациента

Цели (ожидаемый результат)

Вмешательства

Действия

медсестры

Периодичность, кратность, частота оценки

Конечная дата достижения цели

Итоговая оценка эффективн-ости































Согласовано с лечащим врачом:

Сестра _________________(подпись)

Врач __________________(подпись)