ЛЕКЦИЯ № 8
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
План
1. Определение понятия «сестринский процесс»
2. Характеристика этапов сестринского процесса
3. Документирование СП
1. Определение понятия «сестринский процесс»
Сестринский процесс - это научно-обоснованный метод организации оказания сестринской помощи. Он появился в США в 50-х годах прошлого века и за последующие десятилетия распространился на оба американских континента и страны Западной Европы, доказав свою жизненность и целесообразность. Сестринский процесс ориентирован на удовлетворение различных потребностей пациента.
Особенности СП как метода сестринской помощи:
- индивидуальный подход к каждому пациенту;
- обязательное участие самого пациента и членов его семьи в принятии решений относительно плана ухода и в оценке эффективности ухода;
- документирование действий медсестры.
Само понятие «процесс (от латинского «продвижение») означает последовательную смену действий для достижения какого-либо результата.
Сестринский процесс означает последовательную смену действий медсестры с целью предупреждения, облегчения, уменьшения и сведения до минимума возникающих у пациента проблем. (Перфильева, 1999 г.)
Существует и другое определение сестринского процесса: «Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам».
Цель СП при использовании модели В. Хендерсон - поддержание и
восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных
потребностей организма или спокойная смерть.
2. Характеристика этапов сестринского процесса
Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов:
- обследование пациента
- диагностирование состояния пациента
- планирование сестринской помощи
- реализация (выполнение плана сестринского ухода)
- оценка полученных результатов.
На всех этапах обязательными условиями для действий медсестры должны быть:
- профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа,
- достаточное время и доверительная обстановка,
- конфиденциальность.
1этап. Обследование или первичная оценка состояния пациента.
Цель этапа: получение информации для оценки состояния пациента. Источники информации. Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает из беседы с:
- пациентом,
- его близкими,
- медицинскими работниками.
Объективные данные о состоянии пациента медсестра получает при:
- осмотре пациента,
- знакомстве с медицинской документацией пациента.
Основной источник информации - сам пациент.
Полученные в ходе обследования данные позволяют медсестре оценить, как удовлетворяются основные потребности пациента.
II этап. Постановка сестринского диагноза или выявление проблем пациента.
Цели этапа:
- определить нарушение потребности,
- установить существующие и потенциальные проблемы пациента,
- установить факторы, способствовавшие развитию этих проблем,
- выявить сильные стороны пациента, которые содействовали бы разрешению его проблем.
Проблемы у пациента возникают тогда, когда есть трудности в удовлетворении потребности. Иными словами:
потребность удовлетворена - нет проблем,
потребность не удовлетворена - проблемы есть.
Проблемы пациента рассматриваются как своего рода реакция организма на его состояние, в том числе, на болезнь.
По реакции пациента проблемы могут быть:
- физиологическими
- психологическими
- социальными
- духовными.
Например, пациент страдает бронхиальной астмой. У него имеются следующие проблемы:
- частые приступы удушья (физиологическая проблема),
- страх умереть во время приступа (психологическая проблема),
- невозможность заниматься привычным делом (социальная проблема),
- изменение взглядов пациента на мир (духовная проблема).
По времени возникновения проблемы пациента подразделяются на:
- фактически существующие (действительные, настоящие)
- потенциальные.
Существующие проблемы - те, которые беспокоят пациента в настоящий момент.
Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться со временем, особенно если не решаются действительные проблемы.
Обычно у пациента имеются несколько проблем одновременно и медсестра должна определить последовательность их решения.
По приоритетности проблемы бывают:
- первичные (приоритетные), связанные с повышенным риском для жизни и здоровья пациента. Эти проблемы требуют немедленной сестринской помощи и решаются в первую очередь;
промежуточные – не угрожающие жизни и здоровью пациента и допускающие некоторую отсрочку сестринских вмешательств;
- вторичные – не относящиеся к данному заболеванию и состоянию, но также требующие решения с ещё более возможной отсрочкой сестринских вмешательств.
На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке сестринского диагноза.
«Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается оценка реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием вероятных причин этих реакций». (Перфильева Г. М., 1999г.)
Например: «Нарушение сна пациента (реакция) из-за храпа соседа по палате (возможная причина реакции)».
Отличие сестринского диагноза от врачебного:
1) врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский - ответную
реакцию организма на заболевание;
2) врачебный диагноз связан с возникшими патофизиологическими
изменениями в организме, сестринский - с представлениями пациента о своем состоянии;
3) цель врачебной диагностики - назначение лечения, цель сестринской диагностики – разработка индивидуального плана ухода за больным, чтобы пациент мог адаптироваться к изменениям, возникшим из-за проблем со здоровьем;
4) врачебный диагноз (если он верен) не меняется на протяжении болезни, а сестринский может меняться неоднократно, по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь;
5) сестринский диагноз может быть одинаковым при различных врачебных диагнозах;
6) сестринских диагнозов при одном заболевании может быть сразу несколько;
7) сестринский диагноз может относиться не только к пациенту, но и к его семье, коллективу, и даже - к государству.
III этап. Планирование сестринской помощи
Цель этапа: определение ожидаемых результатов сестринского ухода (целей ухода) и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение.
Существует два вида целей сестринского ухода:
краткосрочные (рассчитаны на выполнение в течение 2-х недель)
долгосрочные (рассчитаны на срок более 2-х недель).
Цели должны быть (требования к постановке цели):
- реальными, достижимыми, диагностичными;
- иметь временные пределы, т.е. конкретные сроки для достижения каждой поставленной задачи.
В структуре целей должны быть отражены:
- конкретные действия (глагол);
- критерий (дата, время, расстояние);
- условие (с помощью кого или чего, будет достигнут результат).
Например: «Пациент пройдет (действие) 6 метров на 8 день (критерий) с помощью костылей (условие)».
После определения целей медсестра составляет план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление действий медсестры, необходимых для достижения целей сестринского ухода. В план должны быть включены все три вида сестринских вмешательств: зависимые, независимые и взаимозависимые.
IV этап. Реализация плана сестринских вмешательств
Цель этапа: выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом до их завершения, проведение наблюдения за пациентом (текущая оценка состояния пациента).
В распоряжении медсестры находятся следующие методы ухода:
- оказание ежедневной помощи пациенту в осуществлении естественных потребностей;
- выполнение технических манипуляций;
- оказание психологической помощи и поддержки;
- обучение и консультирование пациента и членов его семьи;
- профилактика осложнений и укрепление здоровья;
- создание благоприятной окружающей среды;
- меры по спасению жизни.
Виды сестринских вмешательств:
- зависимые – выполнение письменных указаний врача;
- независимые – выполнение мероприятий по уходу в соответствии с самостоятельно составленным планом;
- взаимозависимые – планирование и выполнение мероприятий совместно с другими членами медицинской бригады среднего звена.
V этап. Оценка эффективности ухода
Цель этапа: оценка реакции пациента на сестринское вмешательство, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов.
Критерии эффективности СП:
- прогресс в достижении целей;
- положительная ответная реакция пациента на вмешательства;
- соответствие полученного результата ожидаемому.
3. Документирование СП
Сестра записывает все свои действия в «Сестринскую историю болезни», которая включает 2 части:
1. «лист первичной оценки состояния пациента», куда записываются данные обследования (1 этап СП);
2. «план сестринского ухода», где фиксируются II - V этапы сестринского процесса.
Сестринская история болезни - юридический документ самостоятельной деятельности медсестры в рамках ее компетенции. Он отражает квалификацию сестры, уровень её мышления, а значит, и качество оказываемой ею помощи.
Приложение№1
НАРУШЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:
Проблема пациента (сестринский диагноз) - это реакция организма на болезнь и свое состояние
ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА (ПЕРЕЧИСЛИТЬ):
Настоящие - выходят на первый план, наиболее значимые и требуют вмешательства в ближайшее время.
Потенциальные - могут развиться и которые необходимо предвидеть и не допустить профилактическими мероприятиями.
Приоритетные проблемы - первоочередные, требующие незамедлительного решения. При наличии нескольких проблем, разрабатывается план ухода с обсуждением с пациентом (или его родственниками) первоочередности проблем.
Физиологические - боль, кашель и т.п., связанные с нарушением физиологических функций организма.
Психологические - страх, беспокойство, угнетенность и т.п., связанные с нарушением психологического равновесия пациента.
Духовные – обращение к религии, вере или наоборот невозможность выполнения религиозных отправлений.
Социальные - невозможность трудиться, потеря работы, ограничение круга общения, невозможность посещать зрелищные мероприятия и т.п.
Таблица различий врачебного и сестринского диагнозов
№ | Критерий различия | Врачебный диагноз | Сестринский диагноз |
1. | Цель | Выявление сущности патологического процесса | Оценка ответной реакции пациента на болезнь |
2. | Основа диагноза | Причина и сущность нарушений функций органов и систем в организме | Нарушение удовлетворения человеческих потребностей |
3. | Изменчивость | Не меняется (если не было ошибки) | Меняется неоднократно |
4. | Формулировка диагноза | Во врачебной терминологии | В сестринской терминологии |
5. | Основа диагноза | Связан с патологическими изменениями в организме | Связан с представлениями пациента о состоянии своего здоровья |
Классификации проблем пациента:
По времени возникновения:
1.1 Фактически существующие
1.2 Потенциальные
2. По приоритетности:
2.1 Первичные
2.2 Промежуточные
2.3 Вторичные
3. По реакции организма на болезнь и свое состояние:
3.1 Физиологические
3.2 Психологические
3.3 Духовные
3.4 Социальные
Цели сестринского ухода
Краткосрочные Долговременные (рассчитанные (более 2-х недель)
на 1-2 недели)
Требования к постановке целей
1. Реальность, достижимость.
2. Временные пределы (указание сроков достижения целей).
3. Диагностичность (возможность проверки достижения).
Структура целей:
- конкретные действия
- критерии (дата, время, расстояние и т.д.)
- условие (с помощью кого или чего будет достигнут результат).
ПЛАН СЕСТРИНСКОГО УХОДА
Ф.И.О. пациента_______________________________________________________________________________
Отделение__________________________________________________________ № палаты _________________
Дата | Проблема пациента | Цели (ожидаемый результат) | Вмешательства Действия медсестры | Периодичность, кратность, частота оценки | Конечная дата достижения цели | Итоговая оценка эффективн-ости |
| | | | | | |
Согласовано с лечащим врачом:
Сестра _________________(подпись)
Врач __________________(подпись)