Раздел долгосрочного плана: | 7.1В: Сети и безопасность |
Тема урока: | Компьютерные сети |
Вид урока | Урок изучения нового материала |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 7.1.3.1 Классифицировать компьютерные сети |
Цели урока | |
Критерии успеха | Учащийся достиг цели обучения 7.1.3.1, если: - приводит определение понятия “локальная сеть” (навык: знание и понимание); - приводит определение понятия “топология сети” (навык: знание и понимание); - называет и приводит описание, не менее трех оснований классификаций компьютерных сетей (навык: знание и понимание); - перечисляет, не менее двух, преимуществ / недостатков использования компьютерных сетей (навык: знание и понимание); - формулирует и обосновывает собственное мнение на основе личного опыта в вопросах организации компьютерной сети (навык: критическое мышление); - умеет представить описание видов и особенностей организации компьютерных сетей, указывая источники полученной информации (навык: исследование). |
Языковые цели | Учащиеся могут: описывать виды компьютерных сетей согласно различным классификационным признакам Предметная лексика и терминология (приведена в файле глоссария к уроку): компьютерная сеть, локальная сеть, глобальная сеть, одноранговая сеть, сеть клиент-сервер (сеть с выделенным сервером), топология компьютерной сети, топология типа “кольцо”, топология типа “звезда”, топология типа “шина” Полезная серия фраз для диалога / письма: Классификация … по … выделяют следующие виды - … Преимуществом / недостатком … является … Для ситуации рекомендуется использовать компьютерную сеть вида …, потому что … |
Привитие ценностей | Урок направлен на привитие ценностей уважения, сотрудничества, труда и творчества, что достигается за счет чередования коллективной, групповой и парной видов работ с обязательным последующим коллективным обсуждением; такая форма организации урока направлена на развитие у учащихся качеств доброжелательной и коммуникабельной личности, умеющей мыслить творчески и критически. Формирование у учащихся устойчивых теоретических знаний и практических навыков по разделу 7.1В – Сети и безопасность, позволит учащимся более эффективно и профессионально использовать средства ИКТ для решения учебных и профессиональных задач, с обязательной опорой на здоровьесберегающие технологии. |
Межпредметные связи | Валеология (тема – Охрана здоровья при работе с устройствами, оснащенными экранами), русский язык (тема – Стилистика языка и культура речи), физика (тема – Электрический сигнал, Физические характеристики каналов передачи данных). |
Навыки использования ИКТ | Использование ноутбуков (стационарных компьютеров) с установленными на них веб-браузерами (для сбора информации в рамках исследования, результатом которого должен быть постер с результатами групповой работы), подключенных к Интернет. |
Предварительные знания | Основы работы с сетевыми ресурсами (5-6 класс); Понятие “Сетевая папка (папка общего доступа)” (5 класс); Преимущества и недостатки беспроводной связи (6 класс). |
Ход урока |
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока 0-5 мин | Что делает учитель? | Актуализация опорных знаний учащихся посредством организации коллективной работы (ФО ЦО 7.1.3.1, навык – критическое мышление). (а) Учитель создает проблемную ситуацию с последующим ее обсуждением через серию вопросов. Ребята, сегодня на уроке я хочу предложить Вам необычную роль: вместо учащихся одного класса стать сотрудниками одной фирмы. Давайте представим, что наша фирма работает над выполнением заказа, назовём его «Проект». У каждого сотрудника есть компьютер, на котором он хранит информацию, необходимую для выполнения проекта. При работе Вам, уже в качестве сотрудников, придётся обмениваться информацией друг с другом, использовать принтер и сканер. Но дело в том, что принтер у нас один на весь отдел, да и сканер тоже. Заказ срочный. И я уверен, что мы его выполним. Вопросы для коллективного обсуждения с учащимся: Какие проблемы возникнут при выполнении проекта? Какие варианты решения этих проблем Вы могли бы предложить? Навык | Критерий успеха | Критическое мышление | формулирует и обосновывает собственное мнение на основе личного опыта в вопросах организации компьютерной сети | (б) По итогам обсуждения учитель знакомит учащихся с темой и целями урока; демонстрирует критерии успеха. (в) С целью обобщения ответов учащихся, учитель демонстрирует видеофрагмент № 1 (источник: “Почемучка. Выпуск: Локальные сети”), где поясняется определение, назначение и основные свойства компьютерной (вычислительной) сети. | Презентация к уроку (слайд №№ 1-2) Видеофрагмент № 1 |
Что делает ученик? | Коллективная работа учащихся: учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Возможные варианты ответов: (А) Какие проблемы возникнут при выполнении проекта? Необходимо обмениваться данными между компьютерами; Каждому для работы необходим сканер и принтер. (Б) Какие варианты решения этих проблем Вы могли бы предложить? Приобрести каждому сотруднику принтер и сканер (у этого варианта есть главный недостаток – он нерентабелен). Необходимо объединить все компьютеры вместе и получить компьютерную сеть. После коллективного обсуждения учащиеся записывают в тетрадь тему урока, знакомятся с целями урока и критериями успеха. |
Середина урока 6-15 мин | Что делает учитель? | Изучение нового учебного материала (ФО ЦО 7.1.3.1, навык – знание и понимание) в рамках глоссарного обучения через самооценивание: учитель предлагает учащимся проанализировать видеофрагмент № 2 (источник: “Почемучка. Выпуск: Локальные сети”) и ответить на вопрос: Какое именно свойство ЛВС иллюстрирует раздаточный материал № 1? Навык | Критерий успеха | Знание и понимание | приводит определения ключевых понятий “одноранговая сеть”, “сеть клиент-сервер (сеть с выделенным сервером)”, “рабочая станция”, “сервер” | После просмотра видео учащиеся проводят самооценивание, опираясь на определения ключевых терминов урока, записанных в глоссарии – одноранговая сеть, сеть с выделенным сервером, рабочая станция, сервер. | Презентация к уроку (слайд № 3) Видеофрагмент № 2 Глоссарий к уроку Раздаточный материал № 1 Материалы для учителя |
Что делает ученик? | Учащиеся анализируют раздаточный материал № 1 и предлагают ответы на вопрос учителя, после чего просматривают рекомендованный видеофрагмент и выполняют самооценивание своего понимания ключевых терминов урока, приведенных в глоссарии. Возможные варианты ответов: Схемы раздаточного материала № 1 иллюстрируют следующее свойство ЛВС: имеется один или несколько взаимосвязанных центров управления: на первой схеме обмен данными осуществляется напрямую между всеми компьютерами сети; на второй схеме - обмен данными осуществляется централизовано, через отдельный компьютер. |
16-35 мин | Что делает учитель? | Организация групповой работы учащихся с последующим взаимооцениванием – техника “Карусель” (ФО ЦО 7.1.3.1, навык – знание и понимание, исследование): учитель делит учащихся на три группы с помощью карточек, после чего предлагает учащимся посмотреть видеофрагмент “Топологии локальных сетей” и заполнить пропуски в раздаточном материале № 2. После просмотра видеофрагмента учитель предлагает учащимся обменяться результатами своей работы с соседом по парте для взаимооценивания. | Презентация к уроку (слайд №№ 4-5) Видеофрагмент № 3 Глоссарий к уроку Раздаточный материал № 2 Материалы для учителя |
Что делает ученик? | Учащиеся, работая в группах, смотрят видеофрагмент “Топологии локальных сетей” и заполняют пропуски в раздаточном материале № 2. После просмотра видеофрагмента учащиеся обмениваются результатами своей работы с другими группами для взаимооценивания. В качестве кодов правильных ответов используется файл материалов № 2, спроецированный на экран. |
Конец урока 36-40 мин | Что делает учитель? | Подведение итогов и рефлексия урока: учитель предлагает учащимся заполнить схему “Классификация компьютерных сетей”. | Презентация к уроку (слайд № 6) |
Что делает ученик? | Учащиеся заполняют схему, обсуждая ответы одноклассников, приводят аргументы в поддержку собственной позиции. |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Работа в группах / парах – поддержка одноклассников. Помощь учителя, если требуется. Более способные учащиеся могут продемонстрировать аспекты своих решений, которые показались интересными/более сложными другим учащимся. Ключевой принцип дифференциации на уроке – углубление. | Ответы на вопросы и сеанс ответов. Использование вопросов при выполнении задания. Использовать обзорные вопросы, чтобы понимать результаты/успехи учащихся на каждом этапе урока. Использование взаимоценивания и самооценивания. | Напомнить о правилах техники безопасности при работе с компьютерной техникой, например о том, что необходимо быть осторожны при установке экрана, клавиатуры и мышки; остерегаться проводов, так как они представляют угрозу здоровью. |
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли бы временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | |
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил (а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |