СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ш. Перро "Кот в сапогах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока.

Просмотр содержимого документа
«Ш. Перро "Кот в сапогах"»

Урок 127. Произведение зарубежной литературы. Ш. Перро «Кот в сапогах» (с. 182–193).

(2 урок).

Цели деятельности учителя: создать условия для продолжения знакомства со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах»; способствовать развитию навыков чтения, сценической игры, умения переводить зрительную информацию в словесную, учить учащихся подбирать информацию, группировать, защищать свою точку зрения.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся: читать произведение вслух; воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: определять героев произведения, характеризовать их поступки, разыгрывать сцены, инсценировать сказку, выразительно читать диалоги; сравнивать героев сказок; разгадывать загадки; сравнивать сюжеты литературных сказок; пересказывать сказку.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.

методы и формы обучения: формы: фронтальная, индивидуальная, групповая; методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы: презентация.

Оборудование: презентация, телевизионный экран, компьютер; учебник, портрет Ш. Перро, иллюстрация сказочного персонажа; мультфильм «Кот в сапогах»; костюмы героев сказки.

организационная структура (сценарий) урока.

Психологический настрой на урок.


Контролирует готовность к уроку.

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности.

Коррекция настроения.

Сядьте ровно, повернитесь.

И друг другу улыбнитесь

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Ноги на месте, Руки на месте,

Локти у края, спина прямая!


  1. Постановка темы, цели урока.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в сказку, а поможет нам в этом главный герой этой сказки, попробуйте угадать о ком эта загадка.

Умён, изворотлив усатый дружок –

Хозяина сделал богатым.

Но жить он не может без красных сапог.

Кто он, угадали, ребята?

(Кот в сапогах).

- Молодцы, правильно… А теперь…

Отвечайте без подсказки,

Кто же автор этой сказки?

В сказке Кот на двух ногах

Ходит в красных сапогах

В шляпе пышное перо?

Автор сказки…….ШАРЛЬ ПЕРРО.

II. Проверка д/з. Работа по теме урока.

1. Вводная беседа.

- Ребята дома вы читали сказку, готовили сообщение – справку об авторе этой сказки.

- Кто хочет познакомить товарищей с Шарлем Перро?

- Что вы узнали о великом сказочнике Шарле Перро?

Учащиеся рассказывают биографию Шарля Перро.

Краткая справка об авторе.

Шарль Перро (1628—1703) — французский писатель. Родился в состоятельной семье адвоката Парижского парламента. Шарль был младшим из пяти братьев. Отец стремился дать сыновьям достойное образование. Шарль получил диплом юриста. Он служил генеральным секретарем в интендантстве королевских построек, был членом Французской академии, занимался науками (физикой, анатомией, языкознанием). Однако государственные заслуги Ш. Перро скоро забылись (может быть, и не заслуженно), потому что запомнилось совершенно другое — сказки господина генерального секретаря. Они так запомнились, что и три века спустя французы считают «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен» одним из лучших произведений, передающих национальный дух.

Впервые книга вышла в 1697 г., это — первое издание сказок Ш. Перро. Не обошлось без загадок: книга была подписана именем одиннадцатилетнего сына — Пьер Д'Арманкур. Ведь тогда считалось, что заниматься столь несерьезным делом, как сочинение сказок, не достойно государственного человека. Однако к третьему изданию авторство книги обнаружилось. И с того времени все знают, что это сказки Шарля Перро.

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Этот сказочник родился во Франции в 1628 г. в семье королевского чиновника и поэта. Он был пятым ребёнком в семье. С детства любил литературу и в ранние годы стал писать стихи. Учился в колледже, занимался самообразованием. Его перу принадлежат три сборника сказок.

Ш. Перро, конечно, не все свои сказки выдумал, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он стал сочинять, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, а сам оказался отличным рассказчиком. В одной из его сказок сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А их младшая сестра даже теряет на балу туфельку.

В другой сказке дворец, в котором заснула одна из красавиц, по описанию точь-в-точь Версаль!

Все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители самого маленького мальчика на свете, говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам. Так, одна из глубоко спящих красавиц восклицает, увидев разбудившего ее принца: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!»

В сказках Ш. Перро есть и животные, которые действуют как вполне живые люди. Например, в одной из сказок есть кот. Он, как настоящий ловкий парень из народа, благодаря собственной хитрости и находчивости не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам становится «важной особой». «Он больше не ловит мышей, разве только иногда, для развлечения».

Наш сказочник рассказывает увлекательно – от любой его сказки невозможно оторваться, пока не дочитаешь или не дослушаешь до самого конца. Все время хочется узнать – что же будет дальше? И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя равнодушным. В этом, наверно, и заключается секрет его удивительных сказок. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы его сказок. Потому что ее персонажи стали друзьями всех детей, – любимые герои замечательных сказок.


- Кто мне скажет, как называются сказки, у которых есть автор? (авторские или литературные).

- К какому виду сказок мы отнесём сказку «Кот в сапогах» - К БЫТОВЫМ, О ЖИВОТНЫХ, БОГАТЫРСКИМ или ВОЛШЕБНЫМ?

- Докажите, почему эту сказку мы относим к волшебным сказкам? (потому что в ней есть волшебные превращения)

– А какие ещё волшебные сказки принадлежат волшебному перу французского сказочника Ш. Перро?

ВЫСТАВКА КНИГ (слайд – 7).

  1. Кот в сапогах. 5. Рике – Хохолок. 9. Пряничный домик.

  2. Красная Шапочка. 6. Золушка. 10. Подарки феи.

  3. Мальчик–с-пальчик 7. Ослиная шкура.

4. Синяя борода. 8. Спящая красавица.

- Мы сейчас с вами проведём Блицтурнир «Угадай героя сказки».


Блицтурнир «Угадай героя сказки».


Каждой группе - ряду я загадаю по 2 загадки, а вы попытаетесь отгадать героев.

(За каждый правильный ответ – 1 балл). И так за все задания на протяжении всего урока, а в конце урока мы подведём итог – Какая же группа лучше справилась с заданиями.

- Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в группе.


Правила работы в группе:


  1. Слушать друг друга, не перебивать, не выкрикивать.

  2. Уметь уступать.

  3. Уметь договариваться.

  4. Распределять роли в группе.

  5. Все ответственны за результат.

1 – я группа 2 – группа 3 –я группа

Я на балу никогда не бывала. Эта сказка не нова, Пирожки - в корзинке. Чистила, мыла, варила и пряла. В ней принцесса все спала. Мчалась по тропинке
Когда же случилось попасть мне на бал, Феи злобной в том вина Девочка бегом.
То голову принц от любви потерял. И укол веретена. Тёмный лес кругом.
А я башмачок потеряла тогда же! (Спящая красавица) Встретилась там с волком

Кто я такая? Кто тут подскажет? И не знает толком,
(Золушка) Как же он её скорей
Оказался у дверей,

И в кровать улёгся, плут?

Девочку -то как зовут?

(Красная шапочка).


Всех жён его постигла злая участь Жизнь красотой его не наделила, Она красива и очень мила

Злая участь - Зато умом сверх меры наградила. А имя её от слова «ЗОЛА».

Лишил он жизни их… Ум и помог ему счастливым стать, (Золушка).

Какой злодей! Кто ж он такой? Кто может его имя назвать?

Назовите имя скорей! (Рике Хохолок)

(Синяя борода)



Смышлённость этого мальчишки До чего же хитрый малый - Есть у меня знакомый мальчик

Спасла его и шесть братишек И проворный и удалый А ростом он почти, что пальчик.

Хоть ростом мал он да удал В сапоги он нарядился, Но, не смотря на тот размер,

Так кто из вас о нём читал? С Великаном он сразился Его я ставлю всем в пример.

(Мальчик-с-пальчик) Что за кот! В один присест Ведь он – малыш совсем один

Даже Великана съест. Гиганта злого победил.

(Кот в сапогах) Им был повержен Людоед,

Он ел детишек на обед.

Он братьев спас, ведь был хитёр.

В мешок он спрятал злых сестёр.

А Людоеда обманул, и сапоги с него стянул,

Покуда тот забылся сном.

Вот так принёс он счастье в дом.

(Мальчик-с-пальчик).

- Молодцы, справились.

Физкультминутка.

- Дружно присели - Прогнулись назад - Улыбнулись соседу

- Встали - Повернулись направо - И дружно сели…

- Наклонились вперёд - Повернулись налево

- Продолжаем нашу работу.


Открыли учебник на стр. 182. (РАБОТА с УЧЕБНИКОМ).


- Когда вы читали сказку, то вам в тексте встретились незнакомые слова.


СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд – 8). Словарная работа: стр. 215 – 216 словарик, в нём можно посмотреть значение неизвестных слов.

Мельник – владелец мельницы или работник на мельнице.

Мельница – здание с приспособлением для размола зерна.

Нотариус – Человек, оформляющий различные документы.

Отруби – остатки от оболочки зерна после размола.

Заячья капуста – дикая трава, растущая в лесах и на лугах.

Жнецы – жнец: тот, кто жнёт, срезает под корень стебли зерновых.

Черепица – покрытие кровли(крыши) в виде пластинок из обожжённой глины.

Тюфяк – мешок, набитый сеном и служащий матрасом.

Перинок – перина: мешок, набитый пухом или перьями.


- Я Вам предлагаю посмотреть МИНИСЦЕНКУ из сказки. (Матыцин Е. – сын мельника, Рагулина С. – Кот).


- Понравилась вам игра ребят?

- Удалось ли им передать настроение героев?


- А сейчас подберите к иллюстрациям сточки из текста сказки.( СЛАЙДЫ 9 – 18).


- Скажите, кто же помог Сыну мельника достичь такого благосостояния(стать богатым, сменить имя на де Карабас, жениться на принцессе)?

- Почему Кот помогал Сыну мельника?(потому что они были друзьями)

- Какие качества характеризуют друзей?


РАБОТА В ГРУППАХ.


- На столах Вы видите ватман и разный смысловой материал. От каждого ряда для этой работы нам понадобятся по 3 человека. На всю работу Вам отводится 7 минут.

Вам предлагается составить кластер на тему «ДРУЖБА».


Пока ребята составляют кластер, ответьте на вопросы теста.

ТЕСТ.

- У вас на партах бланки, отвечайте на вопросы вместе с товарищем по парте.


1. Что досталось младшему брату?

а) мельница;

б) осел;

в) кот.    +

2. Что с ним герой сначала хотел сделать?

а) съесть;    +

б) выбросить;

в) продать.

3. Что герой хотел сделать из шкурки кота?

а) шапку;

б) муфту;    +

в) обувь.

4. Кем ловко прикидывался кот, когда охотился?

а) мертвым;    +

б) больным;

в) спящим.

5. Кого много водилось в заповедном лесу?

а) зайцев;

б) кроликов;    +

в) белок.

6. Как кот назвал своего хозяина?

а) маркиз де Карабос;

б) маркиз ден Бакарасю;

в) маркиз де Карабас.   +

7. Сколько куропаток попалось в ловушку?

а) две;    +

б) три;

в) четыре.

8. По каким местам король хотел совершить прогулку?

а) по полям и лугам;

б) по королевству;

в) по берегу реки.    +

9. В кого людоед сначала превратился?

а) в льва;    +

б) в слона;

в) в мышь.

10. Куда кот от страха взобрался?

а) на люстру;

б) на водосточную трубу;

в) на крышу.   +



IV. Итоги урока. Рефлексия.

- А мы с вами пока подведём итоги нашей работы.

- Понравился ли Вам урок? ( на партах у вас зелёные и красные стикеры, если вам понравился наш урок, то прикрепите на ДЕРЕВО УСПЕХА зелёные стикеры, а если не понравился – красные.


Говорится: «Сказка ЛОЖЬ, да в ней намёк, добрым Молодцам Урок».

- Чему научила вас сказка «Кот в сапогах»?


Защита КЛАСТЕРОВ. (ЕСЛИ ЕСТЬ ХОРОШИЙ ДРУГ, ТО С ЛЮБОЙ БЕДОЙ МОЖНО СПРАВИТЬСЯ).


Д/З. : на этом наше знакомство со сказками Шарля Перро не закончилось.

Стр. 194 – 196(читать, отвечать на вопросы, разыграть по ролям).

- Отгадайте, с Какой сказкой мы познакомимся завтра?


Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите имя её»

(Красная шапочка).


Оценки за урок.










Как бы мне хотелось

Жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

Как стихи в альбоме.

Где старушки – стены

Сплетничают ночью

Обо всём, что в сказках

Видели воочию.

Где огонь в камине

Создаёт уют

И на книжной полке

Чудеса живут,

Где в старинном кресле,

Чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки

Друг мой Шарль Перро.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок-путешествие в волшебный мир сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».



Физкультминутка.


- А сейчас вы должны будете выполнить особое задание.

- Встаньте.

- Возьмитесь за руки.

УСЛОВИЕ: Ни в коем случае до моей команды «ОТПУСТИТЕ РУКИ ТОВАРИЩА» не размыкать рук.


ИТАК, НАЧАЛИ…


- А теперь можно отпустить руки товарища… Чья команда ошиблась?


Молодцы, продолжаем нашу работу.

III. Закрепление изученного материала.


Работа с учебником.

- Стр. 182 – 193. Начинаем читать сказку…(1-вые два абзаца).


- Давайте устроим Мини-спектакль. Ребята приготовили для нас одну сцену, давайте посмотрим…


СЦЕНКА (Матыцин Е. – сын мельника, Рагулина С. – Кот).

- А что же было дальше?

4. Просмотр мультфильма «Кот в сапогах» (режиссеры: Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг, 1938 г.).


IV. Итоги урока. Рефлексия.

– Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?

- Ребята, как вы думаете, что помогло сыну мельника достичь такого благосостояния? (дружба Кота)

- А что вам помогало сегодня справиться со всеми заданиями? (дружба, взаимопомощь, сплочённость)

- Как вы думаете, нужна ли ДРУЖБА человеку?

6. Работа в группах.

Докажите свои ответы, составьте КЛАСТЕРЫ и защитите свои работы.

На работу вам отводится очень мало времени 7 минут. Когда я скажу слово «Стоп» - работу закончить.

Защита КЛАСТЕРОВ


Учитель: Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!

Как хорошо, что дружба есть на свете!

Она как воздух нам с тобой нужна.

Так пусть шагает дружба по планете,

Пускай, как солнце, светит нам она.

Н. Добронравов

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Понравился ли вам урок?

Оценивание:

Сегодня все МОЛОДЦЫ. Работали очень хорошо, как настоящие товарищи, сплочённо, дружно, доброжелательно.

В соревновании победила ДРУЖБА. Работы были очень интересными, познавательными.

Д/З.: дома вам необходимо будет подготовить подробный пересказ и характеристику героев.


Учитель: Кукса Ирина Вячеславовна.




КЛАСТЕР(англ.) – скопление, кисть, рой – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.


















5. Исследовательская работа.

Дети читают сказку про себя.

– Поскольку мы с вами не только читаем, но и занимаемся исследованием, постараемся ответить на вопросы:

– Если её написал автор, то какая это сказка?

– Без чего не может существовать волшебная сказка?

– Давайте проследим, какие волшебные предметы есть в сказке «Кот в сапогах».

– Сколько раз Людоед превращался в животных и каких?

– Назовите героев этой сказки: злых и добрых.

– Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя?

– Достоин ли герой иметь такого помощника?

– За что же сын мельника получает всё, как говорится, на блюдечке с голубой каемочкой?

– Что во французской авторской сказке напоминает русские народные сказки?

– В каких русских народных сказках действие развивается по тем же законам?

– Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествия по стране «Литературия». Что является главным в произведении? (Сюжет.)

– Назовите трёх «сестёр» сюжета. (Завязка. Кульминация. Развязка.)

6. Работа в парах.

– Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации, развязке.

– Интересно узнать, как вы запомнили сказку. Я предлагаю вам решить кроссворд.

Вопросы:

1. Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (Лев.)

2. Часть наследства, которая досталась старшему брату. (Мельница.)

3. Часть наследства, которая досталась среднему брату. (Осёл.)

4. Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (Мышь.)

5. Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз.)

6. Кто первым попался в мешок Коту? (Кролик.)

7. Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (Жнецы.)

8. Каких птиц преподнёс в дар королю кот? (Куропаток.)

– Прочитайте слово, записанное по вертикали. (Вельможа.)

– Объявляется поиск: найти это слово в толковом словаре.

Вельможа – знатный и богатый человек, занимающий высокое положение в обществе.

Входит сказочница с волшебным сундучком книг Шарля Перро.

Сказочница. Ребята, вы узнали меня?

Я волшебница, и хотя не была у вас на уроке, но я всё видела в своё «волшебное зеркальце». Мне очень понравилось, что вы так любите сказки и знаете их. Я хочу подарить вам «волшебный сундучок». Что там находится внутри – вы сейчас узнаете, а меня ждут герои в моём волшебном мире.

– Вам интересно узнать, что там внутри? Давайте позволим открыть сундучок самому активному ученику.

– А для чего волшебница нам их принесла? С какой целью?

IV. Итоги урока. Рефлексия.

– Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?

– Какие сказки о дружбе вы ещё знаете?

– А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив свою ладонь с его ладошкой.

Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!

Как хорошо, что дружба есть на свете!

Она как воздух нам с тобой нужна.

Так пусть шагает дружба по планете,

Пускай, как солнце, светит нам она.

Н. Добронравов

Домашнее задание по выбору:

 прочитать любую сказку Ш. Перро;

 нарисовать кадры к диафильму;

 сочинить свою волшебную сказку о дружбе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!