Урок 127. Произведение зарубежной литературы. Ш. Перро «Кот в сапогах» (с. 182–193).
(2 урок).
Цели деятельности учителя: создать условия для продолжения знакомства со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах»; способствовать развитию навыков чтения, сценической игры, умения переводить зрительную информацию в словесную, учить учащихся подбирать информацию, группировать, защищать свою точку зрения.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: читать произведение вслух; воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: определять героев произведения, характеризовать их поступки, разыгрывать сцены, инсценировать сказку, выразительно читать диалоги; сравнивать героев сказок; разгадывать загадки; сравнивать сюжеты литературных сказок; пересказывать сказку.
Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.
методы и формы обучения: формы: фронтальная, индивидуальная, групповая; методы: словесный, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы: презентация.
Оборудование: презентация, телевизионный экран, компьютер; учебник, портрет Ш. Перро, иллюстрация сказочного персонажа; мультфильм «Кот в сапогах»; костюмы героев сказки.
организационная структура (сценарий) урока.
Психологический настрой на урок.
Контролирует готовность к уроку.
Мотивирует обучающихся к учебной деятельности.
Коррекция настроения.
Сядьте ровно, повернитесь.
И друг другу улыбнитесь
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Ноги на месте, Руки на месте,
Локти у края, спина прямая!
Постановка темы, цели урока.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в сказку, а поможет нам в этом главный герой этой сказки, попробуйте угадать о ком эта загадка.
Умён, изворотлив усатый дружок –
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Кто он, угадали, ребята?
(Кот в сапогах).
- Молодцы, правильно… А теперь…
Отвечайте без подсказки,
Кто же автор этой сказки?
В сказке Кот на двух ногах
Ходит в красных сапогах
В шляпе пышное перо?
Автор сказки…….ШАРЛЬ ПЕРРО.
II. Проверка д/з. Работа по теме урока.
1. Вводная беседа.
- Ребята дома вы читали сказку, готовили сообщение – справку об авторе этой сказки.
- Кто хочет познакомить товарищей с Шарлем Перро?
- Что вы узнали о великом сказочнике Шарле Перро?
Учащиеся рассказывают биографию Шарля Перро.
Краткая справка об авторе.
Шарль Перро (1628—1703) — французский писатель. Родился в состоятельной семье адвоката Парижского парламента. Шарль был младшим из пяти братьев. Отец стремился дать сыновьям достойное образование. Шарль получил диплом юриста. Он служил генеральным секретарем в интендантстве королевских построек, был членом Французской академии, занимался науками (физикой, анатомией, языкознанием). Однако государственные заслуги Ш. Перро скоро забылись (может быть, и не заслуженно), потому что запомнилось совершенно другое — сказки господина генерального секретаря. Они так запомнились, что и три века спустя французы считают «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен» одним из лучших произведений, передающих национальный дух.
Впервые книга вышла в 1697 г., это — первое издание сказок Ш. Перро. Не обошлось без загадок: книга была подписана именем одиннадцатилетнего сына — Пьер Д'Арманкур. Ведь тогда считалось, что заниматься столь несерьезным делом, как сочинение сказок, не достойно государственного человека. Однако к третьему изданию авторство книги обнаружилось. И с того времени все знают, что это сказки Шарля Перро.
Рассказывает заранее подготовленный ученик.
Этот сказочник родился во Франции в 1628 г. в семье королевского чиновника и поэта. Он был пятым ребёнком в семье. С детства любил литературу и в ранние годы стал писать стихи. Учился в колледже, занимался самообразованием. Его перу принадлежат три сборника сказок.
Ш. Перро, конечно, не все свои сказки выдумал, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он стал сочинять, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, а сам оказался отличным рассказчиком. В одной из его сказок сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А их младшая сестра даже теряет на балу туфельку.
В другой сказке дворец, в котором заснула одна из красавиц, по описанию точь-в-точь Версаль!
Все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители самого маленького мальчика на свете, говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам. Так, одна из глубоко спящих красавиц восклицает, увидев разбудившего ее принца: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!»
В сказках Ш. Перро есть и животные, которые действуют как вполне живые люди. Например, в одной из сказок есть кот. Он, как настоящий ловкий парень из народа, благодаря собственной хитрости и находчивости не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам становится «важной особой». «Он больше не ловит мышей, разве только иногда, для развлечения».
Наш сказочник рассказывает увлекательно – от любой его сказки невозможно оторваться, пока не дочитаешь или не дослушаешь до самого конца. Все время хочется узнать – что же будет дальше? И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя равнодушным. В этом, наверно, и заключается секрет его удивительных сказок. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы его сказок. Потому что ее персонажи стали друзьями всех детей, – любимые герои замечательных сказок.
- Кто мне скажет, как называются сказки, у которых есть автор? (авторские или литературные).
- К какому виду сказок мы отнесём сказку «Кот в сапогах» - К БЫТОВЫМ, О ЖИВОТНЫХ, БОГАТЫРСКИМ или ВОЛШЕБНЫМ?
- Докажите, почему эту сказку мы относим к волшебным сказкам? (потому что в ней есть волшебные превращения)
– А какие ещё волшебные сказки принадлежат волшебному перу французского сказочника Ш. Перро?
ВЫСТАВКА КНИГ (слайд – 7).
Кот в сапогах. 5. Рике – Хохолок. 9. Пряничный домик.
Красная Шапочка. 6. Золушка. 10. Подарки феи.
Мальчик–с-пальчик 7. Ослиная шкура.
4. Синяя борода. 8. Спящая красавица.
- Мы сейчас с вами проведём Блицтурнир «Угадай героя сказки».
Блицтурнир «Угадай героя сказки».
Каждой группе - ряду я загадаю по 2 загадки, а вы попытаетесь отгадать героев.
(За каждый правильный ответ – 1 балл). И так за все задания на протяжении всего урока, а в конце урока мы подведём итог – Какая же группа лучше справилась с заданиями.
- Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе:
Слушать друг друга, не перебивать, не выкрикивать.
Уметь уступать.
Уметь договариваться.
Распределять роли в группе.
Все ответственны за результат.
1 – я группа 2 – группа 3 –я группа
Я на балу никогда не бывала. Эта сказка не нова, Пирожки - в корзинке. Чистила, мыла, варила и пряла. В ней принцесса все спала. Мчалась по тропинке
Когда же случилось попасть мне на бал, Феи злобной в том вина Девочка бегом.
То голову принц от любви потерял. И укол веретена. Тёмный лес кругом.
А я башмачок потеряла тогда же! (Спящая красавица) Встретилась там с волком
Кто я такая? Кто тут подскажет? И не знает толком,
(Золушка) Как же он её скорей
Оказался у дверей,
И в кровать улёгся, плут?
Девочку -то как зовут?
(Красная шапочка).
Всех жён его постигла злая участь Жизнь красотой его не наделила, Она красива и очень мила
Злая участь - Зато умом сверх меры наградила. А имя её от слова «ЗОЛА».
Лишил он жизни их… Ум и помог ему счастливым стать, (Золушка).
Какой злодей! Кто ж он такой? Кто может его имя назвать?
Назовите имя скорей! (Рике Хохолок)
(Синяя борода)
Смышлённость этого мальчишки До чего же хитрый малый - Есть у меня знакомый мальчик
Спасла его и шесть братишек И проворный и удалый А ростом он почти, что пальчик.
Хоть ростом мал он да удал В сапоги он нарядился, Но, не смотря на тот размер,
Так кто из вас о нём читал? С Великаном он сразился Его я ставлю всем в пример.
(Мальчик-с-пальчик) Что за кот! В один присест Ведь он – малыш совсем один
Даже Великана съест. Гиганта злого победил.
(Кот в сапогах) Им был повержен Людоед,
Он ел детишек на обед.
Он братьев спас, ведь был хитёр.
В мешок он спрятал злых сестёр.
А Людоеда обманул, и сапоги с него стянул,
Покуда тот забылся сном.
Вот так принёс он счастье в дом.
(Мальчик-с-пальчик).
- Молодцы, справились.
Физкультминутка.
- Дружно присели - Прогнулись назад - Улыбнулись соседу
- Встали - Повернулись направо - И дружно сели…
- Наклонились вперёд - Повернулись налево
- Продолжаем нашу работу.
Открыли учебник на стр. 182. (РАБОТА с УЧЕБНИКОМ).
- Когда вы читали сказку, то вам в тексте встретились незнакомые слова.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд – 8). Словарная работа: стр. 215 – 216 словарик, в нём можно посмотреть значение неизвестных слов.
Мельник – владелец мельницы или работник на мельнице.
Мельница – здание с приспособлением для размола зерна.
Нотариус – Человек, оформляющий различные документы.
Отруби – остатки от оболочки зерна после размола.
Заячья капуста – дикая трава, растущая в лесах и на лугах.
Жнецы – жнец: тот, кто жнёт, срезает под корень стебли зерновых.
Черепица – покрытие кровли(крыши) в виде пластинок из обожжённой глины.
Тюфяк – мешок, набитый сеном и служащий матрасом.
Перинок – перина: мешок, набитый пухом или перьями.
- Я Вам предлагаю посмотреть МИНИСЦЕНКУ из сказки. (Матыцин Е. – сын мельника, Рагулина С. – Кот).
- Понравилась вам игра ребят?
- Удалось ли им передать настроение героев?
- А сейчас подберите к иллюстрациям сточки из текста сказки.( СЛАЙДЫ 9 – 18).
- Скажите, кто же помог Сыну мельника достичь такого благосостояния(стать богатым, сменить имя на де Карабас, жениться на принцессе)?
- Почему Кот помогал Сыну мельника?(потому что они были друзьями)
- Какие качества характеризуют друзей?
РАБОТА В ГРУППАХ.
- На столах Вы видите ватман и разный смысловой материал. От каждого ряда для этой работы нам понадобятся по 3 человека. На всю работу Вам отводится 7 минут.
Вам предлагается составить кластер на тему «ДРУЖБА».
Пока ребята составляют кластер, ответьте на вопросы теста.
ТЕСТ.
- У вас на партах бланки, отвечайте на вопросы вместе с товарищем по парте.
1. Что досталось младшему брату?
а) мельница;
б) осел;
в) кот. +
2. Что с ним герой сначала хотел сделать?
а) съесть; +
б) выбросить;
в) продать.
3. Что герой хотел сделать из шкурки кота?
а) шапку;
б) муфту; +
в) обувь.
4. Кем ловко прикидывался кот, когда охотился?
а) мертвым; +
б) больным;
в) спящим.
5. Кого много водилось в заповедном лесу?
а) зайцев;
б) кроликов; +
в) белок.
6. Как кот назвал своего хозяина?
а) маркиз де Карабос;
б) маркиз ден Бакарасю;
в) маркиз де Карабас. +
7. Сколько куропаток попалось в ловушку?
а) две; +
б) три;
в) четыре.
8. По каким местам король хотел совершить прогулку?
а) по полям и лугам;
б) по королевству;
в) по берегу реки. +
9. В кого людоед сначала превратился?
а) в льва; +
б) в слона;
в) в мышь.
10. Куда кот от страха взобрался?
а) на люстру;
б) на водосточную трубу;
в) на крышу. +
IV. Итоги урока. Рефлексия.
- А мы с вами пока подведём итоги нашей работы.
- Понравился ли Вам урок? ( на партах у вас зелёные и красные стикеры, если вам понравился наш урок, то прикрепите на ДЕРЕВО УСПЕХА зелёные стикеры, а если не понравился – красные.
Говорится: «Сказка ЛОЖЬ, да в ней намёк, добрым Молодцам Урок».
- Чему научила вас сказка «Кот в сапогах»?
Защита КЛАСТЕРОВ. (ЕСЛИ ЕСТЬ ХОРОШИЙ ДРУГ, ТО С ЛЮБОЙ БЕДОЙ МОЖНО СПРАВИТЬСЯ).
Д/З. : на этом наше знакомство со сказками Шарля Перро не закончилось.
Стр. 194 – 196(читать, отвечать на вопросы, разыграть по ролям).
- Отгадайте, с Какой сказкой мы познакомимся завтра?
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите имя её»
(Красная шапочка).
Оценки за урок.
Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме.
Где старушки – стены
Сплетничают ночью
Обо всём, что в сказках
Видели воочию.
Где огонь в камине
Создаёт уют
И на книжной полке
Чудеса живут,
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером,
Сочиняет сказки
Друг мой Шарль Перро.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок-путешествие в волшебный мир сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».
Физкультминутка.
- А сейчас вы должны будете выполнить особое задание.
- Встаньте.
- Возьмитесь за руки.
УСЛОВИЕ: Ни в коем случае до моей команды «ОТПУСТИТЕ РУКИ ТОВАРИЩА» не размыкать рук.
ИТАК, НАЧАЛИ…
- А теперь можно отпустить руки товарища… Чья команда ошиблась?
Молодцы, продолжаем нашу работу.
III. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
- Стр. 182 – 193. Начинаем читать сказку…(1-вые два абзаца).
- Давайте устроим Мини-спектакль. Ребята приготовили для нас одну сцену, давайте посмотрим…
СЦЕНКА (Матыцин Е. – сын мельника, Рагулина С. – Кот).
- А что же было дальше?
4. Просмотр мультфильма «Кот в сапогах» (режиссеры: Зинаида Брумберг, Валентина Брумберг, 1938 г.).
IV. Итоги урока. Рефлексия.
– Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?
- Ребята, как вы думаете, что помогло сыну мельника достичь такого благосостояния? (дружба Кота)
- А что вам помогало сегодня справиться со всеми заданиями? (дружба, взаимопомощь, сплочённость)
- Как вы думаете, нужна ли ДРУЖБА человеку?
6. Работа в группах.
Докажите свои ответы, составьте КЛАСТЕРЫ и защитите свои работы.
На работу вам отводится очень мало времени 7 минут. Когда я скажу слово «Стоп» - работу закончить.
Защита КЛАСТЕРОВ
Учитель: Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!
Как хорошо, что дружба есть на свете!
Она как воздух нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Н. Добронравов
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Понравился ли вам урок?
Оценивание:
Сегодня все МОЛОДЦЫ. Работали очень хорошо, как настоящие товарищи, сплочённо, дружно, доброжелательно.
В соревновании победила ДРУЖБА. Работы были очень интересными, познавательными.
Д/З.: дома вам необходимо будет подготовить подробный пересказ и характеристику героев.
Учитель: Кукса Ирина Вячеславовна.
КЛАСТЕР(англ.) – скопление, кисть, рой – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
5. Исследовательская работа.
Дети читают сказку про себя.
– Поскольку мы с вами не только читаем, но и занимаемся исследованием, постараемся ответить на вопросы:
– Если её написал автор, то какая это сказка?
– Без чего не может существовать волшебная сказка?
– Давайте проследим, какие волшебные предметы есть в сказке «Кот в сапогах».
– Сколько раз Людоед превращался в животных и каких?
– Назовите героев этой сказки: злых и добрых.
– Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником героя?
– Достоин ли герой иметь такого помощника?
– За что же сын мельника получает всё, как говорится, на блюдечке с голубой каемочкой?
– Что во французской авторской сказке напоминает русские народные сказки?
– В каких русских народных сказках действие развивается по тем же законам?
– Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествия по стране «Литературия». Что является главным в произведении? (Сюжет.)
– Назовите трёх «сестёр» сюжета. (Завязка. Кульминация. Развязка.)
6. Работа в парах.
– Прочитайте предложения, соответствующие завязке, кульминации, развязке.
– Интересно узнать, как вы запомнили сказку. Я предлагаю вам решить кроссворд.
Вопросы:
1. Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (Лев.)
2. Часть наследства, которая досталась старшему брату. (Мельница.)
3. Часть наследства, которая досталась среднему брату. (Осёл.)
4. Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (Мышь.)
5. Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз.)
6. Кто первым попался в мешок Коту? (Кролик.)
7. Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (Жнецы.)
8. Каких птиц преподнёс в дар королю кот? (Куропаток.)
– Прочитайте слово, записанное по вертикали. (Вельможа.)
– Объявляется поиск: найти это слово в толковом словаре.
Вельможа – знатный и богатый человек, занимающий высокое положение в обществе.
Входит сказочница с волшебным сундучком книг Шарля Перро.
Сказочница. Ребята, вы узнали меня?
Я волшебница, и хотя не была у вас на уроке, но я всё видела в своё «волшебное зеркальце». Мне очень понравилось, что вы так любите сказки и знаете их. Я хочу подарить вам «волшебный сундучок». Что там находится внутри – вы сейчас узнаете, а меня ждут герои в моём волшебном мире.
– Вам интересно узнать, что там внутри? Давайте позволим открыть сундучок самому активному ученику.
– А для чего волшебница нам их принесла? С какой целью?
IV. Итоги урока. Рефлексия.
– Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?
– Какие сказки о дружбе вы ещё знаете?
– А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив свою ладонь с его ладошкой.
Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!
Как хорошо, что дружба есть на свете!
Она как воздух нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Н. Добронравов
Домашнее задание по выбору:
прочитать любую сказку Ш. Перро;
нарисовать кадры к диафильму;
сочинить свою волшебную сказку о дружбе.