Курс «ШАХМАТНАЯ ШКОЛА». 1 год обучения.
Тема: Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской
Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость
Методы: наглядный, эвристический, словесные.
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика мультфильм «Котята – хвастунишки», комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски, дракон из картона, простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания.
Ход занятия:
1.Вступительная часть
- Добрый день, ребята!
- Мы сегодня с вами отправимся в сказочную шахматную страну.
Для начала, я вам предлагаю поприветствовать друг друга!
Дети встают парами:
- Здравствуй друг! – дети подают руку для рукопожатия.
- Как ты тут? – похлопывают по плечу друг друга.
- Где ты был? – кивают, спрашивая друг друга.
- Я скучал! – руки прикладывают к своему сердцу.
- Ты пришел? – разводят руки.
- Как хорошо! – обнимают друг друга.
2 . Основная часть.
Сейчас, ребята, я вам прочитаю удивительную, волшебную сказку, а вы её слушайте внимательно!
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ
Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных.
И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.
Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили:
– Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей:
– Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра... Но остерегайтесь колдуна.
Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру.
Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч.
Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа... Опа... Опа...". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.
Лена и Ален вышли на поляну и лицом к лицу столкнулись со старичком. Тот злобно расхохотался:
– Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол. А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать.
И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и колдун упал.
Пустились Ален и Лена наутек. Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил.
Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена.
С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий.
Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов. Пролетел кругляк над самым ухом Алена.
Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.
Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река.
- Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится, – предложила Лена.
Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает.
Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом.
Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.
Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и заторопился прочь.
Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.
Подхватила щит Лена, бросила в воду. Поплыли они с Аленом по Бурной Реке.
Плыли ребята, плыли в быстрых водах, с трудом удерживаясь на ногах, и, наконец, пристали к берегу.
На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов.
Но плот снова превратился в щит и спас детей. От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.
Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь.
С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка.
Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок.
Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли.
– Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться?
В небе возник лик Чародея:
– Сила колдуна в его имени... Расшифруйте его, и Звол потеряет силу.
Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: "ЗВОЛ".
– "3" – это, наверное, "злой"? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"?
– Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей.
– Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун... Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?!
– Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет!
Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака.
– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален.
– Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!
По окончанию сказки, показываю детям различные шахматные доски: обычную деревянную доску, маленькую доску от дорожных шахмат, доску, нарисованную на шахматном столике (все, что имеется в наличии).
1) Объясняю, что на шахматной доске ведется шахматное сражение. Нужно подчеркнуть, что шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки-квадратики, которые по-шахматному называются ПОЛЯМИ Светлые клетки – это БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные клетки – это ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ. Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.
2) Дальше каждому ребенку по шахматной картонной Наилучший для учебных целей размер шахматных полей 5 см на 5 см. Размер полей менее 3 см на 3 см нежелателен. Пусть каждый из учеников покажет на своей доске белое и черное поля.
Затем ребята достают из портфелей тетради в большую клетку (для шестилеток) и рисуют в клеточках несколько белых и черных полей.
Обратите внимание детей на то, что на шахматной доске белые и черные поля всегда чередуются: белое – черное – белое – черное...
Для закрепления элементарного шахматного материала прочитайте ученикам еще одну дидактическую сказку
3) И снова к нам пришла сказка (демонстрирую ход рассказа с помощью вырезанных из картона: шахматные поля – клеточки, горизонталь, дракончик с прорезью во рту для «поглощения» клеточек – полей).
Жили – были маленькие клеточки: черные в одном городе, а белые - в другом. И вот прилетел к черным Злой дракон и стал пожирать клеточки. Затем полетел к белым и стал их поедать. Тогда собрались все клеточки вместе и решили встать рядышком. И получилась вот такая сильная линия (горизонталь). Прилетел дракон – хотел поживиться, попробовал сверху – никак… Сел, почесал за ухом, изловчился – и заглотил всю линию сбоку. Тогда умная клеточка Поля предложила: а давайте встанем в вот так - ряд к ряду (бумажная доска для игры в шашки). Прилетел дракон – хотел поживиться, да не тут-то было… Попробовал сверху – никак не заглотить ему, снизу – никак, и с боку не получается… Не смог он такую силу одолеть. Обрадовались клеточки, ещё крепче взялись за руки, и получилась вот такая волшебная шахматная доска.
- А сейчас все очень аккуратно достаньте шахматы и положите перед собой шахматную доску.
У доски есть один секрет. Кто его знает?
Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1.
На доске есть белые шахматные поля, и … черные шахматные поля.
Но вы скажете: «Ведь они же коричневые и желтые!».
Просто шахматисты договорились между собой называть все светлые поля белыми, а все темные поля - черными.
Покажите на своих досках любое белое шахматное поле.
Покажите любое черное поле.
Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое? А как с помощью пальчиков можно показать квадратное поле?
Посмотрите, на нашей доске есть вот такие линии (показываю горизонталь).
Кто знает, как она называется? (горизонталь)
- Повторим все вместе. – 2 раза (горизонталь).
Физминутка
- Сейчас все встали.
- Покажите руками горизонталь. Кто догадался, как это можно сделать? (руки в стороны). Опустили руки.
- Еще раз покажите горизонталь. Молодцы.
- А теперь плечи подымаем вверх и опускаем -3 раза.
- Отводим плечи назад и возвращаемся в исходное положение – 3 раза.
- Теперь локти согнутых рук отведите в стороны. Поздоровайтесь указательными пальчиками. Правой рукой делаем вращательные движения вперед. Теперь левой – назад. А теперь медленно двумя руками. Тихонько садимся на места.
Сейчас я загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать:
1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)
2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)
Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?
Скоро бой. И ждет войска деревянная ... (доска.)
Раздался голос Короля: найдите на доске ... (поля.)
В каких клетках не держат зверей? (В шахматных)
Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, поляк, полярник?
3. Итог
А сейчас – сюрприз. Как вы думаете – какой? (Мультфильм «Котята-хвастунишки)
- Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебной шахматной школе?
- Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле? Эта шахматная дорожка называется… (показываю горизонталь). Сколько на доске горизонталей, сколько в каждой горизонтали белых полей, сколько черных?
На этом наше путешествие в Волшебную шахматную школу подошло к концу. До свидания.
Литература
1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)
2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012.