СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматная олимпиада для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для 5 – 7 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа шахматной олимпиады составлена на основе материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ).          Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это  обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей,  потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в олимпиаде – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.      

          Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.

 

          Цель олимпиады: Проверка уровня усвоения учащимися освоения программы внеурочной деятельности «Шахматы»

 

          Задачи олимпиады:

               развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
  • развивать такие  качества, как восприятие,  воображение, память,  начальные формы  волевого  управления поведением

 

             воспитательные:

  • воспитывать самодисциплину, умение владеть собой
  • воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.

 

В основе олимпиады лежит разработка И.Г.Сухина. Рассчитана на тридцать минут. Разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разбита по уровню психофизиологических особенностей детей на три части, для 3 - 4 классов, для 5 - 7 классов и 8 – 9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Шахматная олимпиада для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для 5 – 7 классов»

Онлайн – школа Валентины Акишиной

«Шахматы для детей»



Шахматная олимпиада

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

для 5 – 7 классов

(шахматно - задачная технология развития

способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)




Составители:

Акишина Валентина Васильевна

учитель шахмат высшей категории МБОУ гимназия им. А. И. Яковлева основатель онлайн-школы «Шахматы для детей»

Владимир Львович Слойка,

сооснователь онлайн-школы

В.Акишиной «Шахматы для детей»

Судья по шахматам третьей категории






Урай, 2020

Содержание



  1. Пояснительная записка.

  1. Материалы Шахматной олимпиады для 5 - 7 классов


  1. Литература и интернет - ресурсы

6. Приложения:


6.1 Правильные ответы к Шахматной олимпиаде


































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа шахматной олимпиады составлена на основе материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ). Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в олимпиаде – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.

Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.


Цель олимпиады: Проверка уровня усвоения учащимися освоения программы внеурочной деятельности «Шахматы»


Задачи олимпиады:

развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость

  • развивать такие качества, как восприятие, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением


воспитательные:

  • воспитывать самодисциплину, умение владеть собой

  • воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.


В основе олимпиады лежит разработка И.Г.Сухина. Рассчитана на тридцать минут. Разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разбита по уровню психофизиологических особенностей детей на три части, для 3 - 4 классов, для 5 - 7 классов и 8 – 9 классов.

Шахматная олимпиада для 5 - 7 классов

  1. Сколько всего диагоналей на шахматной доске?


Варианты ответов:

А – 8

Б – 26

В – 0


  1. Поставь чёрного ферзя таким образом, что бы под ударом были все белые пешки.


Варианты ответов:

А – ферзь на С2

Б – ферзь на F7

В – ферзь на А2

  1. Как называется нападение на короля, от которого нет защиты?



Варианты ответов:

А – Шах

Б – Мат

В – Пат

  1. Как называется ход коня, после которого под боем оказывается две фигуры противника?


Варианты ответов:

А – Ложка

Б – Нож

В – Вилка

  1. Как называется нападение на короля, от которого можно защититься или уйти?



Варианты ответов:

А – Шах

Б – Мат

В – Пат


  1. Поставь мат в один ход, ход чёрных.



Варианты ответов:

А – Конь на С6

Б – Ладья на Н4

В – Ферзь на Н4

  1. Поставь мат в один ход, ход белых.



Варианты ответов:

А- Ферзь на F7

Б – Слон на Е6

В – Конь на А3


  1. Поставь мат чёрным в один ход.



Варианты ответов:

А – Ферзь на A5

Б – Ферзь на B8

В – Ферзь на Е8

  1. На какое поле поставить чёрную фигуру так, что бы она была не под боем ферзей?

Варианты ответов:

А – G2

Б – H3

В – Е8


  1. Побей чёрным конём незащищённую белую фигуру или пешку.



Варианты ответов:

А – Бьём слона на F3

Б – Бьём ладью на С6

В – Бьём ферзя на В1



Литература и интернет ресурсы:


  1. Шахматная олимпиада И.Г. Сухина - http://suhin.narod.ru/ и http://chess555.narod.ru/ 

  2. Тест «Основа шахмат» В.В. Акишиной - https://infourok.ru/testDesigner/testView/57950

  3. Группа VK онлайн – школы Валентины Акишиной «Шахматы для детей» - https://vk.com/myhobiischess

  4. Промо курс онлайн – школы Валентины Акишиной «Шахматы для детей» - https://stepik.org/course/54268/promo

  5. Сайт педагога В. Акишиной https://nsportal.ru/akishina-valentina-vasilevna, https://infourok.ru/user/akishina-valentina-vasilevna и https://multiurok.ru/id38009135/

  6. Скриншоты и диаграммы сделаны на сайте http://chess-board.ru/




























Приложение:


  1. Правильные ответы к Шахматной олимпиаде для 5 - 7 классов.


Вопрос № 1

Правильный ответ – Б

Вопрос № 2

Правильный ответ – В

Вопрос № 3

Правильный ответ – Б

Вопрос № 4

Правильный ответ – В

Вопрос № 5

Правильный ответ – А

Вопрос № 6

Правильный ответ – В

Вопрос № 7

Правильный ответ – А

Вопрос № 8

Правильный ответ – В

Вопрос № 9

Правильный ответ – Б

Вопрос № 10

Правильный ответ – А