СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматная олимпиада для учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тсеты шахматной олимпиады для начальных классов по шахматно - задачной технология развития способности действовать “в уме”  И.Г.Сухина

Просмотр содержимого документа
«Шахматная олимпиада для учащихся начальных классов»



Онлайн – школа Валентины Акишиной

«Шахматы для детей»

Шахматная олимпиада

для учащихся начальных классов

(шахматно - задачная технология развития

способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)




Составители:

Акишина Валентина Васильевна

учитель шахмат высшей категории МБОУ гимназия им. А. И. Яковлева основатель онлайн-школы «Шахматы для детей»

Владимир Львович Слойка,

сооснователь онлайн-школы

В.Акишиной «Шахматы для детей»

Судья по шахматам третьей категории






Урай, 2020

Содержание



  1. Пояснительная записка.

  1. Материалы Шахматной олимпиады для 1 - 2 классов

3. Материалы Шахматной олимпиады для 3 - 4 классов


4. Литература и интернет - ресурсы

5. Приложения:


5.1 Бланки ответов.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа шахматной олимпиады составлена на основе материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ). Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в олимпиаде – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.

Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.


Цель олимпиады: Проверка уровня усвоения учащимися освоения программы внеурочной деятельности «Шахматы»


Задачи олимпиады:

развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость

  • развивать такие качества, как восприятие, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением


воспитательные:

  • воспитывать самодисциплину, умение владеть собой

  • воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.


В основе олимпиады лежит разработка И.Г.Сухина. Рассчитана на тридцать минут. Разработана для начальной школы, разбита по уровню психофизиологических особенностей детей: для 1 – 2 классов и для 3 -4 классов.


Шахматная олимпиада для 1 – 2 классов

  1. Сколько чёрных полей в одной горизонтали шахматной доски?

Варианты ответов:

А – 2

Б – 4

В – 8


  1. Сколько белых полей в любой чёрной диагонали шахматной доски?





Варианты ответов:

А – 8

Б – 4

В – 0



  1. Сколько белых полей в центре шахматной доски?

Варианты ответов:

А – 2

Б – 4

В – 0


  1. Сколько белых пешек расположено на одной вертикали?

Варианты ответов:

А – 8

Б – 4

В – 1


  1. Сколько чёрных пешек расположено на седьмой горизонтали?


Варианты ответов:

А – 8

Б – 1

В – 0

  1. Напади ферзём за один ход на чёрную ладью таким образом, что бы ферзь не оказался под ударом.



Варианты ответов:

А – А8

Б – Е2

В – А4

  1. Побей белым ферзём незащищённую чёрную фигуру.


Варианты ответов:

А – Ладья H8

Б – Ладья F4

В – Ферзь А7

  1. Побей чёрным конём незащищённую белую фигуру.


Варианты ответов:

А – Конь D2

Б – Ладья G5

В – Ладья F 2

  1. На какой доске правильная расстановка фигур?


  1. 2.


Варианты ответов:

А – Первая доска

Б – Вторая доска


  1. Какая из фигур может перепрыгивать через другую фигуру или пешку?



Варианты ответов:

А – Конь

Б – Ферзь

В – Ладья


Шахматная олимпиада для 3 – 4 классов

  1. Сколько всего диагоналей на шахматной доске?


Варианты ответов:

А – 8

Б – 26

В – 0


  1. Поставь чёрного ферзя таким образом, что бы под ударом были все белые пешки.


Варианты ответов:

А – ферзь на С2

Б – ферзь на F7

В – ферзь на А2

  1. Как называется нападение на короля, от которого нет защиты?



Варианты ответов:

А – Шах

Б – Мат

В – Пат

  1. Как называется ход коня, после которого под боем оказывается две фигуры противника?


Варианты ответов:

А – Ложка

Б – Нож

В – Вилка

  1. Как называется нападение на короля, от которого можно защититься или уйти?



Варианты ответов:

А – Шах

Б – Мат

В – Пат


  1. Поставь мат в один ход, ход чёрных.



Варианты ответов:

А – Конь на С6

Б – Ладья на Н4

В – Ферзь на Н4


  1. Поставь мат в один ход, ход белых.



Варианты ответов:

А- Ферзь на F7

Б – Слон на Е6

В – Конь на А3

  1. Поставь мат чёрным в один ход.



Варианты ответов:

А – Ферзь на A5

Б – Ферзь на B8

В – Ферзь на Е8

  1. На какое поле поставить чёрную фигуру так, что бы она была не под боем ферзей?

Варианты ответов:

А – G2

Б – H3

В – Е8

  1. Побей чёрным конём незащищённую белую фигуру или пешку.



Варианты ответов:

А – Бьём коня на F5

Б – Бьём ладью на С6

В – Бьём ферзя на В1




Литература и интернет ресурсы:


  1. Шахматная олимпиада И.Г. Сухина - http://suhin.narod.ru/ и http://chess555.narod.ru/ 

  2. Тест «Основа шахмат» В.В. Акишиной - https://infourok.ru/testDesigner/testView/57950

  3. Группа VK онлайн – школы Валентины Акишиной «Шахматы для детей» - https://vk.com/myhobiischess

  4. Промо курс онлайн – школы Валентины Акишиной «Шахматы для детей» - https://stepik.org/course/54268/promo

  5. Сайт педагога В. Акишиной https://nsportal.ru/akishina-valentina-vasilevna, https://infourok.ru/user/akishina-valentina-vasilevna и https://multiurok.ru/id38009135/






























Приложение:


  1. Правильные ответы к Шахматной олимпиаде для 1 – 4 классов.


Вопрос № 1

Правильный ответ – Б

Вопрос № 2

Правильный ответ – В

Вопрос № 3

Правильный ответ – А

Вопрос № 4

Правильный ответ – В

Вопрос № 5

Правильный ответ – А

Вопрос № 6

Правильный ответ – В

Вопрос № 7

Правильный ответ – А

Вопрос № 8

Правильный ответ – Б

Вопрос № 9

Правильный ответ – А

Вопрос № 10

Правильный ответ – А


  1. Правильные ответы к Шахматной олимпиаде для 5 - 7 классов.


Вопрос № 1

Правильный ответ – Б

Вопрос № 2

Правильный ответ – В

Вопрос № 3

Правильный ответ – Б

Вопрос № 4

Правильный ответ – В

Вопрос № 5

Правильный ответ – А

Вопрос № 6

Правильный ответ – В

Вопрос № 7

Правильный ответ – А

Вопрос № 8

Правильный ответ – В

Вопрос № 9

Правильный ответ – Б

Вопрос № 10

Правильный ответ - А