Математика 6 класс Внеклассное мероприятие: «Шар.Конус.Цилиндр.»
Оганесян Валентина Ашотовна
Учитель математики
МАОУ-ООШ №25 города Армавира
Краснодарского края
2014 январь
Ребята, на сегодняшнем уроке вы познакомитесь с тремя новыми геометрическими фигурами.
Чтобы лучше понять изучаемый материал будьте внимательными, активными и сообразительными. Тема урока состоит из трёх слов, которые зашифрованы с помощью ребусов. Разгадайте их и вы узнаете какие геометрические фигуры мы будем изучать сегодня.
И так
Ответ:
"Шар.
Конус.
Цилиндр".
Прежде чем начнем знакомиться с новыми геометрическими фигурами, ответьте на несколько вопросов.
— Какая фигура, по-вашему, мнению, является лишней и почему?
Задача 1 Найдите объём аквариума, изображённого на рисунке.
V = abc;
V = 5 м × 3 м × 4 м ;
V = 60 м 3.
Ответ:
V = 60 м 3.
Задача 2 От куба отрезали угол. Сколько граней у получившейся фигуры?
Ответ: 7 граней
Итак, все ранее изученные пространственные фигуры мы вспомнили, приступим к изучению новых фигур…
План Происхождение названия фигуры. Примеры. Поверхность. Сечения.
Начнём с цилиндра.
Оказывается, слово "цилиндр" произошло от греческого слова - "кюлиндрос", означающего "валик", "каток". На рубеже XVIII – XIX веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами из-за большого сходства с геометрической фигурой цилиндром.
— Какие ещё предметы имеют цилиндрическую форму?
Высота цилиндра - это расстояние между основаниями, радиус цилиндра - радиус круга, являющегося основанием цилиндра.
Конус, в отличие от цилиндра, имеет (вершину, высоту и радиус основания) .
— Формы каких геометрических фигур могут иметь сечения конуса?
Ответ: треугольника, круга, эллипса.
Оказывается, сечения конуса могут иметь формы других геометрических фигур, названия которых мы даже ещё не знаем, их будем изучать в старших классах, и поэтому о них пока говорить не будем.
Снова все пункты плана нами рассмотрены.
ШАР Мяч, глобус - это сферы, а вот арбуз, апельсин, Солнце, Луна, Земля и остальные планеты имеют форму немного сплющенного шара (показывает рисунок) .
Сфера обладает очень интересным свойством - все её точки одинаково удалены от центра шара. Отрезок, соединяющий любую точку сферы с центром шара, называется радиусом шара. На рисунке отрезки ОА, ОВ, ОD и ОС являются радиусами (показывает по рисунку) .
Задача 1 Из предметов, какой формы сложена башня? Называйте сверху вниз.
Ответ: конус, куб, цилиндр.
Задача 2 На рисунке изображены различные геометрические тела. Какие из них являются многогранниками?
Ответ: второе (пирамида), третье (наклонная призма).
Задача 3 На рисунке в первой строчке изображён вид фигуры спереди, а во второй строчке - вид фигуры сверху. Какая это фигура?
Задача 4 На круглом столе стоят три конуса разного цвета - красный, синий и зелёный. Вокруг стола сидят дети: Маша, Ваня, Даша, Коля, Рая и Петя. Кто из детей видит такую картину, как изображено на рисунке под буквой: а); б); в)?
Ответ: а) Петя; б) Ваня; в) Маша.
Задача 5
На рисунке изображены некоторые геометрические тела. Возможно, точка зрения не очень привычна.
Какие тела, если на них смотреть с соответствующей стороны, могут выглядеть, как на рисунке?
Какие из рисунков могут соответствовать одному и тому же телу?
Ответ:
1. Куб или параллелепипед.
2. Пирамида или конус.
3. Конус, цилиндр или шар.
4. Параллелепипед.
2 и 3 рисунки могут соответствовать конусу,
а 1 и 4 - параллелепипеду.
Домашнее задание п.25;
рассказ по плану:
I ряду - о цилиндре,
II ряду - о конусе,
III ряду - о шаре;
на альбомном листе нарисовать предметы, имеющие форму вновь изученных геометрических фигур.
ЛИТЕРАТУРА
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.; Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1996. - 288 с.: ил.
Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - 6-е изд. - М.: Мнемозина, 2000. - 304 с.: ил.
Первые шаги в геометрии.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 192 с.: ил.