СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шесть думательных шляп

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить легко и играюче рассмтаривать ситуацию с разных сторон? Как помочь ребенку ощутить, что осознанность - это легко? небольшой практикум с шестью думательными шляпами

Просмотр содержимого документа
«Шесть думательных шляп»


«ШЕСТЬ ШЛЯП»


Цель:

Развивать эмоциональную устойчивость подростка через творческое отражение субъективных ощущений.

Задачи:

  1. Обучать участников анализу происходящих событий с разных точек зрения.

  2. Обучать алгоритму поиска различных вариантов поведения в какой-либо ситуации.

  3. Формировать у воспитанников представления о способах определения допустимого поведения во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, взрослыми.

  4. Формировать позитивный и ответственный образ собственного «Я».

  5. Эмоциональная разгрузка участников практикума.


Форма проведения: театрализованный практикум.

Методы: практические упражнения, мозговой штурм, групповое обсуждение.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыкальная подборка, мешок с различными головными уборами; 12 шляп (по две каждого цвета: белая, красная, черная, желтая, зеленая, синяя), текст с ситуацией; листы А4, карандаши.


План занятия:

    1. Вводная часть:

- приветствие;

- игра-активатор «Шляпы».

2. видеоряд «Шесть шляп».

3. Упражнение «Примерка».

4. История про Лиду.

5. Эмоциональная пауза «Что прячется за шляпой?»

6. Упражнение «Совет шляпы»

7. Игра «Катастрофа».

8. Подведение итогов. Обратная связь.


Ход занятия:

I Вводная часть:

Сегодня мы продолжаем с вами разговор о нас, о наших реакциях в общении. Мы не один раз обсуждали различные ситуации и пути выхода из них. Сейчас я хочу вас познакомить с еще одним способом анализа. Он немного необычный, сказочный. Но ведь важно, чтобы в жизни было место сказочнику!!

Но что сегодня будет нам помогать, - я вам не скажу. А вы угадаете сами благодаря следующей игре.

II Основная часть:

1. Игра-активатор «Шляпы».

Встаньте, пожалуйста, по кругу. У меня в руках мешок, в котором находится нечто важное для нас сегодня. Наш помощник. Пока играет музыка вы передаете мешок по кругу. Как только музыка останавливается, участник, у которого в руках остался мешок, должен достать из него любой предмет, который лег в руку первым. Задача игрока – рассказать, кто и как мог бы использовать этот предмет. После этого снова включается музыка и мешок передается дальше по кругу. Пока мешок не опустеет.

Итак, посмотрите друг на друга. Можете улыбнуться. Можете гордо выпрямить спину, можете потереть руки. Готовы?

Когда мешок опустеет, обратить внимание, какие все разные. Но некоторых изменил тот головной убор, который ему достался. Почему?

Что же такое «шляпа» для человека?...

Для молодого человека шляпа - символ простоты или драйва, какой-то игры, для пожилого — житейского опыта, мудрости, уверенности в себе,
для девушек и женщин – аксессуар, возможность изменить образ, делать его интереснее. Или спрятаться за шляпкой. Головной убор может свидетельствовать о социальной принадлежности и о желании человека причислять себя к той или иной социальной группе.

До 1917 существовало огромное количество моделей шляп, по которым порой можно было даже определить принадлежность человека к той или иной сфере деятельности. Мы можем надеть: бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры и каждый из этих головных уборов, предлагает нам новую социальную роль, а в соответствии с ней новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным. 

Интересный факт: с одной стороны шляпа до сих пор остается несколько презрительным прозвищем человека рассеянного, слабохарактерного, неспособного к принятию волевых и жестких решений. С другой – живет в нашем языке метафора для коммерческих операций — "дело в шляпе".

Таким образом, шляпа – это инструмент для понимания человека. Именно в этом значении мы сегодня и воспользуемся шляпами!!

Для начала хочу показать вам небольшую историю. Видео «Шесть шляп».

Обсуждение.


2. Сегодня на занятии я познакомлю вас с методом 6 думательных шляп. Вы должны будете примерить все 6 шляп и высказать свое мнение. Каждая шляпа имеет свое значение:

Белая шляпа: факты и информация. Какой информацией мы располагаем? 
Красная шляпа: эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую? 
Черная шляпа: здравый смысл. Сработает ли это?

Желтая шляпа: преимущества, выгода. Зачем это делать? 

Зеленая шляпа: предложения, новые идеи, альтернатива.

Синяя шляпа: размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом.

Группа разбивается на две подгруппы. У каждой подгруппы есть свои 6 «думательных» шляп. Выберите, пожалуйста, каждый ту шляпу, которая вам нравится. Если кому-то понравилась шляпа одного цвета, просто объединитесь вокруг нее.

Обсуждение значения цвета, задачи шляпы.

3. Прослушайте ситуацию так, как будто вы главный герой истории и с позиции своей шляпы проанализируйте событие (ситуация выведена на интерактивную доску в виде презентации).

Девочка Лида привыкла к тому, что родители ее балуют, выполняют все капризы. У нее много друзей, потому что родители не запрещают, чтоб к ней приходили ребята. Для них всегда приготовлено много «вкусяншек» в вазочках. Дети могут играть в приставку, пить чай..

Когда у Лиды в классе появилась новая девочка, все одноклассники заинтересовались ею. Девочка была веселой и общительной. И она быстро завоевала свой авторитет в классе. И даже пригласила весь класс к себе на день рождения.

Лида немного ревновала к успеху новенькой. И чтобы почувствовать себя лучше, пригласила друзей-одноклассников к себе на вечеринку на то же время, что и новенькая. Чтобы не обострять конфликт вновь прибывшая девочка согласилась перенести день рождения на выходные. Лида торжествовала.

Но у родителей были другие планы на этот день. И впервые за все время родители не разрешили дочери собрать у себя друзей.

Что делать? Ведь Лида уже всем объявила! Как дать обратный ход? Это же позор! Лида была в отчаянии.

На следующий день она перебирала варианты… уехать к бабушке никому ничего не сказав? Пусть попереживают. Поймут, что потеряли… Заболеть?

Пораниться чем-нибудь по дороге в школу?


Обсуждение в шляпах:

- Что произошло?

- Что больше всего пугает Лиду?

- Какие реакции могут быть у друзей девочки?

Сейчас от имени Лиды проанализируем ситуацию. Я даю вам текст и за 7–10 минут обдумайте свою позицию. Делайте записи на листах.

Итак, белая шляпа – информация. Что случилось, какое решение ты приняла? Почему ты приняла это решение.

Красная шляпа - эмоции, чувства. Что я чувствую?

Черная шляпа - здравый смысл. Сработает ли это?

Желтая шляпа - преимущества, выгода. Зачем это делать? 

Зеленая шляпа - предложения, новые идеи, альтернатива. 

Синяя шляпа - Нужно ли выполнять принятое решение?


Давайте выработаем алгоритм поведения в сложной ситуации (работа с интерактивной доской).

1 шаг – Что надо сделать, когда вы чувствуете, что вам тяжело?

(На доске: ПАУЗА! Так ли все трагично? Дать оценку событию.)

2 шаг – НАЙТИ СОЮЗНИКА. Кто или что может помочь тебе? Можно ли с кем-то поделиться своими трудностями? 

3 шаг – ОБСУДИТЬ РЕСУРСЫ

(На доске: Ресурсы. Под ресурсами мы понимаем все: люди, сила, музыка, т.е. все то, что поможет решить возникший вопрос или хотя бы на первое время вывести из тяжелого эмоционального состояния.)

4 шаг – Как будем действовать, что предпринимать?

(На доске: Решение. К лучшему я изменю ситуацию, если…)

5 шаг – ВЫБОР.


Снятие роли: Я не Лида, я …


5. Эмоциональная пауза «Что прячется за шляпой?»: на интерактивной доске выведено 3D-анимационная гимнастика для глаз.


6. Упражнение «Совет шляпы».

А теперь давайте попробуем дать цветовой совет Лиде от каждой шляпы.

Обсуждение.
7. Сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Катастрофа».

Цель: научиться представлять себя в роли несгибаемого, неуничтожаемого вещества, предмета, для придания себе уверенности в сложной ситуации.
Катастрофа

Представим себе, что Землю ждет катастрофа. Все живое погибнет. Но ученые изобрели способ, при помощи которого люди могут уцелеть, на время превратившись в неживые предметы. Сейчас вы подумаете, в какой предмет хотели бы превратиться. На листочке подробно опишите этот предмет, его размер, цвет, качества; этот предмет должен отражать ваше Я, чтобы потом, превратившись опять в человека, вы были самим собой.

На выполнение задания отводиться 5 минут. Листочки складываем в одну стопку. Зачитываем и пытаемся угадать, кто это.


Ш ЭТАП заключительная часть. Подведение итогов:

А сейчас все вместе выполним упражнение: Я произношу фразу, вы хором повторяете и выполняете движения:


Познавая себя, я дотянусь до звезд (руки вверх, посмотрели на потолок)

И никогда не упаду так низко. (наклонились, руки вниз)

И весь мир откроется для меня, (выпрямились, руки в стороны)

И возьмет меня в свои объятия. (обнялись с рядом стоящими справа, слева)



Приложение

«Метод шести думательных шляп»

Эта интересная методика разработана известным психологом Эдвардом де Боно. Для того чтобы научиться решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Для этого, по замыслу Э. де Боно, следует мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать разные шляпы, каждая из которых задает определенное направление мышлению. Всего предлагается шесть разноцветных шляп. 
Белая шляпа - факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

Красная шляпа - эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы? 

Черная шляпа - осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? 
Желтая шляпа - преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа - исследования, предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя шляпа - размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижения программы мышления в данной ситуации. 
Для того чтобы эта методика заработала, возьмем проблему, которая в действительности в данное время волнует детей. Это может быть и общественная, и техническая, и учебная проблема, или проблема, связанная с деятельностью гимназии (школы), взаимоотношениями детей в классе, отношениями с родителями. Начнем ее обсуждать последовательно, «снимая и надевая» разные шляпы.

Возможные ответы участников в роли Лиды с использованием шляп.
Белая шляпа – информация. Что случилось, какое решение ты приняла? Почему ты приняла это решение.

Ответ: Произошла ссора с другом. Для примирения у меня созрел план использовать праздник. Мой день рождения. Но родители запретили отмечать день рождения вместе с друзьями в тот момент, когда я уже пригласила их в гости. Правда я не спросила у них согласия заранее. В результате мне необходимо было перезвонить всем приглашенным и дать отбой. А этого сделать я не могла, т.к. опозорюсь перед подругами, а главное перед Славой.

Красная шляпа - эмоции, чувства. Что я чувствую?

Ответ: В такой ситуации я испытываю какое-то смешение огромного количества чувств. Это и чувство обиды, горечи, досады, разочарования, и чувство безысходности, беспомощности, безнадежности. Так же я испытываю стыд перед одноклассниками, отчаяние из-за того, что ничего не вышло, душевную боль и одновременно чувство злости и желание отомстить близким за свои обиды. Я настолько запуталась в своих переживаниях, что толком сама не знаю, чего хочу. Мне кажется, что на мои плечи навалился какой-то груз и я очень хочу, но никак не могу от него избавиться. 

Черная шляпа - здравый смысл. Сработает ли это?

Ответ: Да, я чувствую себя отвратительно. Чтобы избавиться от стыда и одновременно отомстить родителям и Славе, я решила не жить. Я даже представила свои похороны. Какая я буду красивая и как они будут жалеть о случившемся. Но станет ли мне легче от этого на самом деле? Ведь если меня не станет, то я никогда не узнаю, как отреагировали мои близкие на то, что остались без меня. Будет ли так уж убиваться отец, будет ли потрясен до глубины души моей смертью Слава? Ведь это их чувства, а не мои. И я не могу предвидеть их реакцию. А испытаю ли я чувство удовлетворения от мести, которую задумала. Думаю, что нет. Я приняла решение под воздействием чувств, а не разума.

Желтая шляпа - преимущества, выгода. Зачем это делать? 
Ответ: Кому нужна моя смерть? Какую я из этого извлеку выгоду? Мне кажется, что моя смерть, мне лично никакой выгоды не даст. Ну избавлюсь я от чувства стыда, обреченности, униженности, но ведь я больше никогда не испытаю и радости, веселья, счастья, восторга. Пока живешь, ты в разные промежутки времени испытываешь различные чувства, эмоциональное состояние постоянно меняется. Жизнь многогранна. А смерть? Никто не знает, какая смерть. После смерти никто ещё не возвращался. Значит, нет смысла умирать в таком юном возрасте. Своей смертью я не только отомщу, но и принесу горе своим родителям. Ведь куда более интересно жить и смотреть на окружающий тебя мир.

Зеленая шляпа - предложения, новые идеи, альтернатива. 
Ответ: Не жить – это не решение. Я считаю, что из любой ситуации можно найти выход. Только надо хорошо его поискать. С друзьями всегда можно поделиться своими трудностями сказав, что родители не разрешили отмечать день рождения всем вместе дома. Можно и назвать причину. Но если обстоятельства таковы, что не хочется рассказывать друзьям про свои проблемы, то можно было пригласить ребят не домой, а на природу. Организовать маленький пикник, взяв с собой бутерброды, лимонад, конфеты. Можно обратиться за помощью к кому-нибудь из родственников. Например, к бабушке и дедушке или тете и дяде. Может, они бы поняли меня, мои чувства и одолжили бы денег или помогли организовать сам праздник

Синяя шляпа - Нужно ли выполнять принятое решение?

Ответ: Мне кажется, что каждый момент нашей жизни наполнен каким-то значением, смыслом. Можно ведь подумать и над тем, а зачем мне дана такая ситуация. Чему она меня учит? Что надо понять? Наверное, то, что ничего не надо предпринимать не согласовав предварительно с теми людьми, от которых зависит успех начатого. При принятии какого-либо решения нельзя полагаться только на чувства и эмоции. Каждый момент нашей жизни не дается нам случайно. Возможно, мне было дано такое испытание для того, чтобы укрепить свой характер, проявить самостоятельность при выходе из неловкого положения, чтобы выстоять и по-другому посмотреть на мир.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!