Просит подумать, является ли лес природным сообществом. Что нужно, чтобы ответить на этот вопрос? | Высказывают предположения, является ли лес природным сообществом. Ставят задачи урока: Что такое сообщество? Что такое природное сообщество? Признаки природного сообщества? Выявление признаков природного сообщества в лесу. |
Просит назвать признаки сообщества. Просит найти в словарях определение понятия природное сообщество и выделить общее. Просит обобщить и сформулировать свое определение сообщества. Сравнивает лес с большим домом, объясняет понятие ярусность и общность. С помощью атласа-определителя просит выяснить, кто является жителем леса и к какому ярусу он относится. Просит найти связи между природными объектами, изображенными на доске. | Называют: совместное проживание, взаимодействие, объединение, зависимость друг от друга. Находят определения природного сообщества, выделяют общее, формулируют свое определение. Рассматривают схему ярусности леса. С помощью атласа-определителя (или учебника) выясняют, кто является жителем леса и распределяют их по ярусам, занося данные в таблицу. Составляют пары природных объектов, объясняют, как они связаны. |
Просит составить цепи питания в лесном сообществе. Просит выяснить, как еще могут быть связаны жители леса. | Выстраивают цепи питания. Вспоминают, чем еще могут быть полезны друг другу жители леса. |
Просит каждую из групп прочитать текст и выяснить, какое значение для человека имеет лес. К чему может привести потребительское отношение человека к лесу? Вовлекает в игру (облегченный метод шести думательных шляп). Объясняет правила «игры». | Читают текст, анализируют его и делают условный знак, показывающий пользу леса для человека. Высказывают предположения. Делятся на группы: Журналисты (находят информацию в книге «Великан на поляне»), Аналитики (критически оценивают информацию, данную журналистами), Работники фонда защиты природы (предлагают свои действия по защите леса). |