ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме
Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых.
Беляева Татьяна Викторовна
МБОУ «СОШ №7» Вышневолоцкого городского округа
Учитель
Геометрия
7 класс
Глава I I I Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых, урок 30
Геометрия 7 – 9 класс, авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г. Позняк.: М. :Просвещение, 2017г.
Цель:
Повторить понятие параллельных прямых;
Ввести понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов;
Рассмотреть признаки параллельности двух прямых;
Научить учащихся решать задачи на применение признаков параллельности двух прямых.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять поиск средства её достижения;
высказывать своё предположение на основе учебного материала;
различать и осуществлять способ построения параллельных прямых.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
проводить классификацию по заданным критериям;
проводить сравнения, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
уметь полно и точно выражать свои мысли;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
проявлять познавательный интерес к изучению темы;
осознавать важность и необходимость знаний для человека;
формировать и развивать умения работать в парах;
прислушиваться к мнениям других;
объективно оценивать свою работу.
Формируемые УУД:
- личностные: формирование речевых умений и мышления, понимания ценности человеческого взаимодействия, самоопределение, осознание ответственности за общее дело, самооценка на основе уровня успешности.
- регулятивные: целеполагание, решение жизненно-практических задач, составлять алгоритм решения, сверять свои действия с целью, совершенствования самооценки, выполнение пробного учебного действия, контроль, коррекция, оценка, познавательная инициатива.
- познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение работать с математическими текстами, подведение под понятия, установление причинно следственных связей, анализ, синтез, сравнение обобщение.
- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, использования критериев для обоснования своего суждения.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания, обретения новых умений и навыков.
Формы работы обучающихся: групповая работа, индивидуальная работа, практикум.
Техническое оборудование и наглядные средства обучения: компьютер, интерактивная доска smart board, сканер, таблицы, карточки для индивидуальной работы.
Структура урока:
Формулирование темы урока. Постановка целей урока. Мотивация обучающихся.
Актуализация знаний обучающихся.
Первичное закрепление материала. Первичное закрепление знаний учащихся по теме урока.
Самостоятельная работа с проверкой.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов |
Формулирование темы урока. Постановка целей урока. Мотивация обучающихся. | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на урок. Задает вопрос. Какие слова получились, при разгадывании ребуса? | Настраиваются на работу, концентрируют внимание, отвечают на вопрос ребуса. параллельность. прямые. | На перемене разгадывают ребус, в уголке «занимательная математика» на основные понятия урока. «Слайд №1» |
| А знаете ли вы, что тема параллельных прямых волновала людей с давних времен. Первый кто систематизировал знания о параллельных прямых был древнегреческий ученый – Евклид. | Ученики слушают историческую справку. Сообщение ученика. | «Слайд №2» |
Актуализация знаний обучающихся | Давайте вспомним определения и свойства смежных и вертикальных углов, определение параллельных прямых, а также свойство двух прямых перпендикулярно третьей. Повторим на устных заданиях эти понятия и свойства | Учащиеся устно выполняют задания. | 1.Найдите смежные 1 и 2 на чертеже. Дайте определение смежных углов и их свойства. «Слайд№3» 2. Найдите вертикальные 1 и 2 на чертеже. Дайте определение смежных углов и их свойства. «Слайд №4» 3. Выберите на рисунке параллельные прямые a и b, дайте определение параллельным прямым на плоскости. «Слайд№5» |
| Выполним с вами небольшое практическое задание. Проверим какой рисунок получился. Какое определение можно дать секущей ? Найдите ещё пары углов. Как вы думаете, как их можно назвать и почему? | Записывают и выполняют чертежи в тетради . Учащиеся называют уже известные им углы. Называют и записывают в тетрадь углы образованные при пересечении двух прямых секущей. | 1). Начертите прямые a, b и c так, чтобы a и b пересекались прямой c. «Слайд №6» c – секущая по отношению к a и b 2) Сколько неразвернутых углов на рисунке? « Слайд №7» Какие углы мы здесь можем увидеть? Назовите их. |
Первичное закрепление материала. Первичное закрепление знаний учащихся по теме урока. | Решение задач, фронтальная работа. Теперь давайте посмотрим, как применить полученные нами знания при решении задач. | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию | Назовите по рисунку: а)Накрест лежащие углы при прямых a и b и секущей c; б)Односторонние углы при прямых a и c и секущей b; в)Назовите соответственные углы при прямых b и c секущей а; г)Назовите вертикальные углы; д)Назовите смежные углы . «Слайд №8» |
Самостоятельная работа с проверкой. Цель: Овладение новым способом действия. | Организует устную работу по учебнику. Организует работу в парах по решению. | Отвечают устно. Решают по группам типовые задачи. Записывают решение в тетрадь. Осуществляют взаимопроверку. | Устно: (учебник стр. 52-55) В группах: готовые чертежи Найти пары параллельных прямых (отрезков) и доказать их параллельность. «Слайд №9» |
Включение в систему знаний и повторение. Цель: Включение нового способа действий в систему знаний. | Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новую тему с самопроверкой. (приложение 1) | Учатся самостоятельно применять полученные знания. | Выполняют самостоятельно решение двух задач и проверяют по готовым решениям. (работа с использованием индивидуальных карточек). |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Организует работу по учебнику. Работа с использованием шестиугольного обучения (приложение 2) | Выполняют задание, демонстрируя решение на доске (составляют коллаж из шестиугольников) | (часть шестиугольников пустые для заполнения, учащиеся выделяют главное, анализируют изученный материал) Учебник стр. 52-55. Понятия: параллельные прямые, накрест лежащие углы, соответственные углы, односторонние углы. |
| Организует беседу с учащимися, связывая результаты урока с его целями; инструкцией по поводу выполнения домашнего задания. | Формируют основные понятия нового материала, анализируют свою деятельность, проводят самооценку своей деятельности. | Достигли ли вы цели? Что узнали на уроке? Записывают домашнее задание в дневник. Стр. 52-55 читать; №186, 187;№84-87 из рабочей тетради. |
| | | |
Приложение 1
Задача 1:
Отрезки пересекаются в их общей середине. Докажите, что .
Дано: .
Доказать: .
Задача 2:
На рисунке , угол 7 в 3 раза больше угла 2. Докажите, что .
Дано: .
Доказать: .
Приложение 2