СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Широка страна моя родная"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы дополнительного образования по подготовке к ОГЭ по географии

Просмотр содержимого документа
«"Широка страна моя родная"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Торосовская основная общеобразовательная школа»

Волосовского района Ленинградской области













Дополнительная общеразвивающая программа

курса по выбору

«Широка страна моя родная»

7-9 класс









составлена учителем

географии и биологии

Погореловой Е.В.


Пояснительная записка

Нормативно-правовая база. Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и основного общего образования.

  2. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования.

  3. Стандарт основного общего образования по географии.

Направленность: обще-интеллектуальная

Цель – оказание индивидуальной и систематической помощи обучающимся при повторении географии и подготовке к экзаменам.

Задачи:

1) подготовить учащихся к экзаменам;

2) дать ученику возможность проанализировать свои способности;

3) помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.

Возраст обучающихся: 7-9 классов.

Срок реализации – 1 год

Учебно –тематическое планирование

№ п/п

Часы

Название темы


Содержание темы


1

1

Введение. Программа курса

Программа курса. Знакомство с требованиями стандартов ГИА и ОГЭ по географии

2

1

Источники географической информации.

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты.

3

1

Азимут

Решение географических задач с помощью атласа

4

1

Координаты

Решение географических задач

5

1

Стороны горизонта

Решение географических задач

6

1

Определение координат городов

Решение географических задач

7

1

Геологический разрез

Решение географических задач

8

1

Горные породы и минералы

Знакомство с коллекцией

9

1

Географические оболочки

Решение географических задач

10

1

Природа Земли

Решение географических задач

11

1

Рельеф Земли

Разнообразие природы Земли

12

1

Геология и тектоника

Решение географических задач

13

1

Климатическая карта

Решение географических задач

14

1

Типы климатов

Решение географических задач

15

1

Природопользование

Решение географических задач

16

2

Природа материков

Решение географических задач

17

1

Страны мира

Решение географических задач

18

1

Географическое положение России

Решение географических задач

19

1

Часовые пояса в РФ

презентация

20

1

Формы рельефа России

Решение географических задач

21

1

Тектоника и геоэкология

Решение географических задач

22

1

Климат России

Решение географических задач

23

1

Реки России

Решение географических задач

24

1

Почвы, растительность и животный мир

Разнообразие стран мира.

25

1

Естественный прирост населения

Решение географических задач

26

1

Миграции

Решение географических задач

27

1

Урбанизация

Решение географических задач

28

1

Многообразие народов и языков России

Решение географических задач

29

1

ИЧР и его показатели в РФ и мире

Решение географических задач

30

1

Экономика России

Решение географических задач

31

1

Ленинградская область, удивительный край каньонов и водопадов.

Обобщение и контроль усвоения материала по программе курса.

32

2

Итоговое занятие. ОГЭ по географии

Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся.

итого

34




Программа содержит четыре блока, связанные единой идеей, в то же время они построены по модульному принципу. Учитель, в зависимости от уровня географической подготовки класса, может использовать все разделы блока или любой из них.

  Первый блок систематизирует ранее полученные знания из курса «Основы физической географии». На блок отводится 9 часов.

  • Азимут

  • Географические координаты

  • Оболочки Земли

  • Горные породы

  • Решение тестовых заданий

Второй блок систематизирует ранее полученные знания из курса «Физическая география мира». На блок отводится 9 часов.

  • Климат

  • Рельеф

  • Природопользование

  • Страны мира

  • Природа материков

  • Решение тестовых заданий


Третий блок систематизирует ранее полученные знания из курса «География России». На блок отводится 14 часов.

  • Азимут

  • Географические координаты

  • Оболочки Земли

  • Горные породы

  • Решение тестовых заданий


  Четвертый блок систематизация знаний за курс географии 5-9 классов. На блок отводится 2 часа и включает в себя написание работы ОГЭ по географии.

Содержание программы курса способствует развитию ОУУН и способов деятельности:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

Формы и методы обучения:

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);

  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Для работы с учащимися безусловно применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме. Таким образом, данный элективный курс не исключает возможности проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Итогом такой деятельности могут быть творческие работы: стихотворения, рисунки и т.д.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя учащимся возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает географическую интуицию, без которой немыслимо творчество. "Интуиция гения более надежна, чем дедуктивное доказательство посредственности" (Клайн).

   Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ГИА.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

Программа содержит четыре блока, связанные единой идеей, в то же время они построены по модульному принципу. Учитель, в зависимости от уровня географической подготовки класса, может использовать все разделы блока или любой из них.

Наполняемость: 15 человек

      Режим занятий: один день в неделю 45 минут.

Средства обучения: географические атласы 7-9 классы, линейки, компасы, настенные географические карты, ноутбук, мультимедийный проектор, выход в ресурсы Интернет.

Методическое обеспечение. Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ОГЭ или составлены самим учителем.

Для более эффективной работы учащихся целесообразно в качестве дидактических средств использовать плакаты с опорными конспектами или медиа ресурсы.

Используются средства сети Интернет. (открытый банк задач, on-line тестирование, тестирование на ПК по средствам программ Excel и Power Point).

Планируемые результаты освоения образовательной программы

В процессе занятий по программе курса «Широка страна моя родная» учащиеся должны:

Знать:

  1. Вклад Великих учёных в развитие науки;

  2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;

  3. Природные рекорды на материках и океанах;

  4. Особенности стран мира и народонаселения;

  5. Приёмы работы с источниками географической информации;

  6. Географическая терминология.

Уметь:

  1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;

  2. Проводить исследование на основе накопленных фактов;

  3. Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;

  4. Решать географические задачи.

  5. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования в потоке географической информации;

- умения решать географические задачи

- повышения собственной географической культуры.

- успешного прохождения ГИА.

Система оценки результатов освоения образовательной программы

Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор общеучебных умений, а также приобретение опыта проектной внеурочной деятельности, содержательно связанной с предметным полем – географией. При этом должна использоваться преимущественно качественная оценка выполнения заданий, хотя возможно и итоговое тестирование учащихся.

Начинается курс с ознакомительной вводной лекции. Следующее за ней занятие посвящается входному тестированию, цели которого:

  • Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.

  • Коррекция в связи с этим уровня подачи материала по данному курсу.

При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.

В зависимости от уровня подготовленности учащихся и степени совершенства выполненных проектов можно для хорошо подготовленных учащихся проводить защиту проектов по мере изучения тем, а в конце курса итоговую контрольную работу.

Если учащиеся имеют ограниченные возможности, слабые «географические» способности, то можно ограничиться защитой проектов.

Начиная с 5 – 7 занятия учащиеся сами выбирают форму итоговой аттестации:

  • Защита проекта (промежуточная аттестация).

  • Итоговая контрольная работа (итоговая аттестация - зачёт/не зачёт)

Список литературы


  1. Учебники географии линии «Полярная звезда» 5-9 классы

  2. Географические атласы 7-9 классы

  3. ОГЭ 2018







13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!