История школьной формы в России.
Школьная форма в России XIX века
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. Но форма сначала была введена лишь для мальчиков. Её фасон менялся 4 раза – в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах. В 1896 г – утверждено положение о гимназической форме для девочек. Гимназический и студенческий мундиры входили в систему всех гражданских мундиров Российской империи, отличались изысканной простотой и являлись отличительным признаком принадлежности к высшему обществу. До 1917 года школьная форма (форма гимназиста) была сословным признаком (в гимназии могли учиться дети из состоятельных семей).
Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств, праздников. Она была предметом гордости. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, в ресторане – им приходилось несладко. К тому же по неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевертывалась, пряталась бляха ремня. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
Школьная форма в СССР
Все изменилось с пришествием к власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
Однако со временем, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундирования», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года. 
Однако в 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. Мальчиков одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, а девочек – в темно- коричневые или темно – синие шерстяные платья с черным фартуком. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая. В 1973 году появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и двумя карманами с клапанами на груди. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в тёмно-коричневых платьях с белыми манжетами и с черными и белыми фартуками, а мальчики – в синих костюмах. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета. В 1985-1987 годах изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак.
Уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы. В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона “Об образовании”. Коричневые платья и синие костюмы заменили “вареные джинсы”, брюки-клеш и девичьи наряды в духе “кто во что горазд”. Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям.
Но уже с 1999 года в отдельных регионах Российской Федерации школьную форму вводят вновь.
Школьная форма в современной России
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Среди его нововведений – право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся.Таким образом, в стране снова на законодательном уровне вводится школьная форма. Появление ее обусловливается необходимостью стирания имущественного, социального и религиозного различия между обучающимися, укрепления имиджа образовательных учреждений, обеспечения школьников эстетичной и удобной одеждой.
Какой будет единая школьная форма?!
Введение формы не означает, однако, что все учащиеся будут одеты одинаково. Для каждого образовательного учреждения цвет, фасон, внешний вид одежды и обязательность ее ношения будут определяться индивидуально. Школам рекомендуется принять специальный локальный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы формы для учащихся, причем с учетом мнения родителей.
Общеобразовательные организации могут установить три вида школьной одежды: парадную, повседневную и спортивную. Парадная форма предназначена для праздничных мероприятий и школьных линеек. Парадная форма от повседневной отличается наличием светлой сорочки или праздничного аксессуара для мальчиков и юношей, блузки или праздничного аксессуара для девочек и девушек.
Одежда учащихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам, месту проведения занятий, погоде, температурному режиму помещения. Стиль одежды – общепринятый деловой. Форма для школьников должна носить светский характер. Недопустима одежда, обувь и аксессуары с травмирующей фурнитурой, неформальной символикой, пропагандирующей противоправное поведение и употребление психоактивных веществ.
Существует множество мнений за и против стандартной школьной формы для детей. На этот вопрос однозначно ответить нельзя.
Например, психологи считают, что стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее, смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков. Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующеевоздействие.
Внедрение формы в учебно-образовательные учреждения поддерживают многие доктора и медицинские работники, поскольку они опасаются за здоровье учеников, порой посещающих занятия в небезопасной для их здоровья одежде. Например, слишком обтягивающие и узкие вещи ухудшают кровообращение, а это может повлечь за собой нарушение функций организма. Кроме того, врачи выступают противниками излишней легкости в одежде школьников, т. к. это может способствовать переохлаждению организма и, как следствие, спровоцировать появление различных простудных и инфекционных болезней.
О необходимости введения школьной формы говорят и модельеры.
Виктория Андриянова, художник-модельер: «Я давно работаю с корпоративной одеждой для служащих аэропортов, железнодорожников, теперь и для школьников. И считаю, что этот вопрос должен быть решен в государственном масштабе. Я намучилась без школьной формы со старшей дочерью... Форма необходима. Хотя белые сменные воротнички никто, конечно, не будет пришивать. Прежде чем что-то предлагать свое, мы решили поговорить с детьми. И меня очень обрадовало, что девочки отказались от джинсов и брюк, они хотят быть девочками, носить пышные нижние юбки, искусственные цветы и другие женственные вещи. Мальчики "заказали" деловые костюмы с галстуком, трикотажные жилетки. И эта модель подойдет для любой школы, для любого социального уровня».
Другая известная модельер-стилист, Елена Супрун, также заметила, что с удовольствием примет участие в создании современной школьной формы.
«Я согласна с президентом Путиным о необходимости возвращения школьной формы. Дети в школе должны быть абсолютно равны и не думать о том, у кого родители ездят на "мерседесе" и могут покупать ребенку дорогую одежду, а у кого папа и мама не могут этого позволить. Поэтому школьная форма должна быть доступна всем. При этом я не считаю, что не нужно обращать внимание на советскую форму. Я замечательно к ней относилась, к платьям этого, возможно, глупого шоколадного цвета. Поэтому могу сказать, что мне тоже есть, что предложить в качестве идей современной школьной формы».
Вячеслав Зайцев, знаменитый модельер: «Я считаю, что и в будущем основным для школьной одежды должен остаться клубный стиль. Темно-синие пиджаки, клетчатые юбки, жилетки, цветные декоративные галстуки, шапочки или береты. Верхняя одежда - куртки спортивного стиля из легкой стеганой ткани. Думаю, такую форму и моя двенадцатилетняя внучка носила бы с удовольствием. Сейчас молодежь увлекается джинсами. Но я категорически не приемлю такой внешний вид на уроках. Джинсы - расхлябанная, неделовая одежда. Она не формирует хороший вкус, чувство стиля... В школе их нужно приучать к комфорту. Ведь костюм - это средство коммуникации. Если человек хорошо одет, с ним по-другому разговариваешь. Возрождать школьную форму нужно. Она мобилизует, создает ощущение комфорта и среды, визуально объединяет людей, дает возможность быть собранным во время учебы»
В тоже время можно привести ряд доводов против школьной формы:
Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы. Она неудобная, в ней жарко или, наоборот, холодно;
Покупка формы для детей из семьи, где несколько школьников, - существенный удар по семейному бюджету;
Зачастую ткань, из которой шьется форма, оставляет желать лучшего; к концу года форма имеет неопрятный вид.
Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.
Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.
В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.
Таким образом, не существует единого мнения о том, школьная форма – этого хорошо или плохо, должна ли она быть обязательной или наличие её зависит от желания самого ученика. И только путём обсуждения на различных уровнях данной проблемы можно выработать единую государственную политику по данному вопросу.