СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Школьный возраст: переход от дошкольника к школьнику»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе. С одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Необходимо учитывать, что все дети развиваются по-разному. Фактический возраст не всегда соответствует биологическому. 

Просмотр содержимого документа
««Школьный возраст: переход от дошкольника к школьнику»»

МБОУ ДО «Рыльский Дом детского творчества»
















«Школьный возраст: переход от дошкольника к школьнику»







Педагог дополнительного образования

Чистякова Елена Анатольевна










Рыльск- 2016




В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе. С одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Необходимо учитывать, что все дети развиваются по-разному. Фактический возраст не всегда соответствует биологическому. В шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития.

В этом возрасте отмечается существенное развитие скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно учитывать в работе с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

Старший дошкольный возраст играет роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности. Зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела. У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим.

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующие ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). В этом возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Проявляется негативная симптоматика, свойственная всем переходным периодам: негативизм, упрямство, строптивость и т.д. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада, которые вызывают не улыбку, а осуждение.

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать как устроены предметы, для чего они предназначены. Задает много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.д. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом. Для маленького ребенка важно «что» он делает, а для старшего дошкольника – «как» это надо делать, каким способом.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника. У него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки. Подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способности к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки. Физиологическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем мире, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие.

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов и т.д.

Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др.

Однозначного мнения о слагающих компонентах готовности ребенка к школе пока нет.

Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличия определенного уровня развития произвольности поведения, ориентировки в окружающем, мышления и речи, мелких движений кистей руки; сформированного желания идти в школу, достаточного уровня развития предпосылок учебной деятельности.

С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Для этого ребенку необходимо осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Как показывает практика, относительно высокого уровня развития одной из сторон готовности к обучению оказывается достаточно для того, чтобы обеспечить удовлетворительную успешность ребенка в школе по крайней мере на первых этапах обучения.

Данные психолого-педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далеко идущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка.

Вместе с тем, диагностика имеет прогностическое значение, т.к. позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются. 
Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой.

Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:

  • мотивы учения;

  • зрительный анализ (образное мышление);

  • уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

  • способность принимать учебную задачу;

  • некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения;

  • графический навык;

  • произвольность регуляции деятельности;

  • обучаемость;

  • вербальная механическая память.

Как подготовить ребенка к школе?

Беседа для родителей

Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение («Я уже школьник!»). Все это проходит и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид.

Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьезные испытания. Ребенок должен вступить в новый коллектив, а это всегда не просто, должен стать полноправным членом школьного класса, но при этом как важно, чтобы ему было комфортно, легко, интересно. Нужно будет научиться подчиняться и проявлять инициативу, слушать и слышать других, уметь объяснить свою точку зрения и доказать свою правоту, уметь признать ошибку и перенести поражение, уметь радоваться успехам товарищей и переживать их неудачи – как свои собственные. Ребенок должен приспособиться к новому, школьному режиму, совсем не такому, как в детском саду или дома.

Естественно, родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребенок, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником… По крайней мере без троек. Вы, конечно, беспокоитесь: привыкнет ли ребенок к трудовым школьным будням, как скажется на состоянии здоровья ученика новый режим, как будет ребенок выполнять новые обязанности, справится ли с ними? А ведь это во многом зависит от вас, дорогие родители.

Семья – это тыл за спиной ребенка. Прежде всего, в семье ищет ребенок опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Тут перед вами встают не простые, но выполнимые задачи, уважаемые родители. Хотите, чтобы ребенок хорошо учился, да еще при этом был бодр, весел и здоров, - помогите ему. Подготовка к школе – это не только обучение грамоте или счету.

Маленькому труженику предстоят горы работы. Учебные программы действительно насыщены. Пропустит ребенок пару недель по болезни – значит, потребуется много труда и сил, чтобы догнать ушедших вперед одноклассников. Поэтому очень важно укреплять здоровье будущего ученика. Обязательно обратите внимание на состояние носоглотки. Аденоиды затрудняют носовое дыхание, вынуждают ребенка постоянно держать рот открытым. Нарушается произношение, ухудшается качество голоса, слуха. Необходимо тщательно проверить слух и зрение ребенка. Ведь первоклассник должен быть посажен на такое место, с которого ему будет хорошо слышно и видно то, о чем говорит учитель.

Очень внимательно нужно следить за осанкой ребенка. Учтите, что выполнение домашних заданий будет занимать у ребенка достаточно времени, поэтому со всем вниманием отнеситесь к оборудованию рабочего места первоклассника. Прежде всего, у ребенка должен быть свой собственный стол, который выше локтя малыша, стоящего рядом, на 2-3 см. Слишком низкий стол или слишком высокий приведет к искривлению позвоночника. На столе ребенка еще могут лежать его любимые игрушки. Не стоит слишком резко отрывать ребенка от его «старых» друзей. Дневной свет должен падать слева. При недостаточном освещении ребенку придется приглядываться, напрягать зрение, а это приведет к зрительному утомлению и усталости. Как определить наиболее оптимальное расстояние от глаз до тетради или книги? Кончики пальцев руки ребенка, поставленной на локоть, должны свободно доставать до виска – при соблюдении этих параметров зрительное утомление будет минимально.

А как подготовить ребенка к школе, чтобы его первые школьные впечатления не омрачились страхом, неудачами, обидами?

Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, пересказ содержания текстов и т.д. Важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев.

Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети с хорошим уровнем педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс: не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но обладающие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки, желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание учиться, узнавать в школе что-то новое.

Отношение к школе и будущему обучению вы можете проверить сами. Предложите ребенку поиграть в школу. Выберите для себя роль учителя. После выполнения заданий спросите ребенка, что бы он хотел получить за свою работу – отметку или конфету (яблоко, банан и т.д.). Желание получить отметку означает интерес к школе и положительное отношение к будущему учению. Теперь у ребенка роль учителя. Спросите у него: «Чему ты будешь меня учить – петь, танцевать, прыгать, собирать из конструктора или писать, читать, считать?». Желание ребенка «учить» вас школьным предметам – чтению, письму свидетельствует о положительном отношении к школе.

Может случиться, что ребенок не сразу захочет выполнять задания, которые вы ему предложите. Что делать, если ребенок не хочет выполнять задания? Позволим себе несколько советов:

  • Прежде всего, как это не покажется банально, любите ребенка. Он должен знать, что его любят таким, какой он есть. Ваше желание заниматься с ребенком должно быть искренним – вы с удовольствием с ним общаетесь, а не повинность отбываете.

  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. «Вот Петя прекрасно читает, а ты…». Такие сравнения обижают и отбивают всякую охоту к совершенствованию. Сравнивайте ребенка с ним самим: «Ты рисуешь гораздо лучше, чем раньше».

  • Отмечайте небольшие достижения ребенка, как громадные победы. Похвалить за дело не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше все получится.

  • Занимаясь с будущим школьником, двигайтесь от простого к сложному. Выработка любого навыка идет постепенно, и переходить к более трудным заданиям можно только после того, как выполнены более простые.

  • Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшая польза получается от той работы, которая проделана самостоятельно. Старайтесь давать ребенку возможность самостоятельных усилий и собственных достижений.

  • Используйте для занятий время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды.

  • У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если эти занятия будут проводиться в виде игры.

Никогда не говорите ребенку, что он ответил неправильно, желание заниматься дальше после такой оценки может пропасть.

Если ребенок во время выполнения заданий будет болтать ногами, ерзать, вертеть в руках карандаш, не ругайте его, это чисто инстинктивное включение двигательных функций для стимуляции умственной деятельности. Тренировка пальцев рук и упражнения на общую координацию движений активизируют процесс мышления.

Ребенок должен быть готов к новой форме общения с взрослым. Ребенок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Требования учителя выполняются точно и беспрекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышенным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются их исправить.

При таком отношении к учителю, дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требованиями: не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры на посторонние темы, не выплескивать свои эмоциональные переживания и т.д.

Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности.

Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение. Если самооценка ребенка завышенная, что характерно для дошкольника (он уверен, что он «самый лучший», что его рисунки, поделки «лучше всех») о личностной готовности говорить неправомерно.

С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности, осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.

Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность ребенка к школе определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические методики. Все дети, достигшие 6,5 – 7 лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо от того, какой уровень готовности к обучению они продемонстрировали при записи в школу. Поэтому диагностика готовности к обучению ориентирована на выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с учетом их перспективного развития.

Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения новой для него учебной деятельностью. Собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!