СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьные прозвища

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа была представлена ученицей 11 класса на региональном конкурсе "Молодёжь в науке и творчестве".

Просмотр содержимого документа
«Школьные прозвища»

 Школьные прозвища Выполнила ученица 11-а класса ГБОУ г. Севастополя Гимназия № 10 Ветрова Алёна. Научный руководитель – Кузнецова И. А.

Школьные прозвища

Выполнила

ученица 11-а класса

ГБОУ г. Севастополя

Гимназия № 10

Ветрова Алёна.

Научный руководитель –

Кузнецова И. А.

Выбор темы-проблемы Область исследования  – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.   Объект   исследования  – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.  База исследования  – учащиеся 9-11 классов ГБОУ Гимназия №10 г.Севастополя.

Выбор темы-проблемы

  • Область исследования  – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

 

  • Объект   исследования  – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

  • База исследования  – учащиеся 9-11 классов ГБОУ Гимназия №10 г.Севастополя.
Актуальность: прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены. работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

Актуальность:

  • прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены.
  • работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
Цель исследования Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 9-11 классов, проанализировать отношение к прозвищам.  Задачи: провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ; выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища; установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились; проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Цель исследования

  • Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 9-11 классов, проанализировать отношение к прозвищам.
  • Задачи:
  • провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ;
  • выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;
  • установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;
  • проанализировать отношение школьников к прозвищам.
Методы исследования

Методы исследования

    Имя – это…

    Имя – это…

    Прозвище – это… Прозвище –неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. В словаре С.И. Ожегова дается такое определение:   «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».

    Прозвище – это…

    • Прозвище –неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
    • В словаре С.И. Ожегова дается такое определение:   «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».
    Как же возникают прозвища?  Исследования ученых показали, что существуют шесть основных принципов происхождения прозвищ:  1. По внешнему признаку;  2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения;  3. По линии внутренних качеств;  4. По особенностям речи;  5. По месту прежнего местожительства;  6. По прозвищу кого-либо из родственников.

    Как же возникают прозвища?

    Исследования ученых показали, что существуют шесть основных принципов происхождения прозвищ:

    1. По внешнему признаку;

    2. По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения;

    3. По линии внутренних качеств;

    4. По особенностям речи;

    5. По месту прежнего местожительства;

    6. По прозвищу кого-либо из родственников.

      Функции прозвищ      Прозвища  являются не только формой солидарности, но и  источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Прозвище выступает и в качестве различения детей с одинаковыми именами.

      Функции прозвищ     

    • Прозвища  являются не только формой солидарности, но и  источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Прозвище выступает и в качестве различения детей с одинаковыми именами.
    Исследования I место – прозвища, данные по фамилии или имени. II место – прозвища, данные по внешности и характеру. III место – прозвища, данные подростками по другой причине (поступок, ник в социальной сети, национальность, схожесть или сильное желание быть схожим со знаменитостью и др.).

    Исследования

    • I место – прозвища, данные по фамилии или имени.
    • II место – прозвища, данные по внешности и характеру.
    • III место – прозвища, данные подростками по другой причине (поступок, ник в социальной сети, национальность, схожесть или сильное желание быть схожим со знаменитостью и др.).
     Ученики отвечают  Что, по - вашему, является прозвищем?

    Ученики отвечают

    Что, по - вашему, является прозвищем?

    Называете ли вы кого-нибудь по прозвищу?

    Называете ли вы кого-нибудь по прозвищу?

    Выводы прозвища могут даваться людям в разные периоды жизни; прозвища учащихся даны им чаще по имени,    фамилии, внешнему виду; в сообществе детей прозвище отражает отношение к человеку. В нашей школе подростки в большой    степени доброжелательны друг к другу. Многие учащиеся не обращают внимания на то, что их товарищи называют их по прозвищам.  Скорее всего, прозвище среди подростков является проявлением симпатии; свидетельством принятия человека сообществом.  Создание и употребление прозвищ в речи школьников – это эффективный приём языковой игры, где применяются разнообразные приёмы словотворчества, приводящие к самым неожиданным результатам.

    Выводы

    • прозвища могут даваться людям в разные периоды жизни;
    • прозвища учащихся даны им чаще по имени,    фамилии, внешнему виду;
    • в сообществе детей прозвище отражает отношение к человеку. В нашей школе подростки в большой    степени доброжелательны друг к другу. Многие учащиеся не обращают внимания на то, что их товарищи называют их по прозвищам.  Скорее всего, прозвище среди подростков является проявлением симпатии; свидетельством принятия человека сообществом.

    Создание и употребление прозвищ в речи школьников – это эффективный приём языковой игры, где применяются разнообразные приёмы словотворчества, приводящие к самым неожиданным результатам.