Школа будущей семьи
Кравченко Алексей Юрьевич
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало – Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж» город Муравленко
Kravchenkoalex80@mail.ru, +79292544852
Актуальность проекта
Деятельность по профилактике разводов в молодых семьях является чрезвычайно значимой в современных социальных условиях. Проект «Школа будущей семьи» нацелен на повышение уровня информированности молодых людей в области семьи брака, что должно привести к снижению числа разводов в молодых семьях и, в перспективе, уменьшению количества детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Реализация проекта предполагает информирование молодых людей относительно различных аспектов семейно-брачных отношений, параллельно с процессом проведения учебных занятий в ГБОУ СПО ЯНАО «ММК», по основным направлениям профилей, ввести курсы: семейной этики, психологии семейных взаимоотношений, основ семейной экономики.
Проект направлен на организацию профилактической работы с особой
категорией – молодыми людьми, учащимися ГБОУ СПО ЯНАО «ММК» (средний возраст 17- 21 год) которы предстоит, в перспективе, вступить в брак.
Несомненно, молодые люди приобретая статус молодой семьи, сталкиваются с массой проблем различного толка. Молодая семья несет на социальную нагрузку (изменение соц. ролей обоих супругов, уровня личной и соц. ответственности). Недостаток материальной и финансовой обеспеченности, особенно учитывая уровень запросов, притязаний и потребностей членов молодой семьи, обусловленные не только их возрастом, но общественными тенденциями, в наше время «потребителей». В это время оба партнера также проходят период активной социолизации, подготовка к – и включение в соц. структуру (профессиональное самоопределение, получение образования, трудоустройство реализация себя сразу в нескольких сферах жизни: семейной и трудовой). В молодой семье имеются малолетние дети, у которых присутствуют особые потребности в еде и одежде. К тому же, дети нуждаются в индивидуальном подходе к их обучению, воспитанию, укреплению здоровья, что предполагает, хотя бы наличие общепедагогических представлений у родителей, понимания родительской ответственности. Сложности и конфликты в любой из этих сфер взаимодействия, обнажают сложности и в остальных направлениях, что в свою очередь, служит причиной разводов.
Но, главной причиной разводов в молодой семье является психологическая неподготовленность супругов к семейной жизни, отсутствие знаний в сфере межличностных отношений, психологии, отсутствием навыков эффективного общения, поведения в кризисной ситуации. Часто молодежь плохо представляет сущность ролей жены и мужа, какие проблемы и трудности их ожидают. Поэтому, актуальным видится проведение просветительской работы в отношении вопросов семьи и брака, не с уже решившими в этот брак вступить, а заранее, работая на перспективу формирования крепкой семьи, где оба родителя будут социально активными гражданами, опорой сильного государства.
Цели и задачи проекта
Проект призван помочь молодым людям в решении будущих проблем, могущих возникнуть на стадии формирования новой семейной пары.
Таким образом, важной проблемой взаимоотношений будущих супругов является проблема совместимости. Супружеская совместимость многопланова. Выделяют следующие ее основные элементы:
Социальная совместимость.
Психологическая совместимость.
Сексуальная совместимость.
Семейно-бытовая совместимость
Помимо вопросов совместимости, важную роль в формировании стабильности - нестабильность молодой семьи играет и вопрос «грамотности» или ее отсутствия:
Психологическая грамотность – следствие проблемы взаимоотношения и понимания;
Экономическая грамотность – следствие материальный крах и несостоятельность, обострение сопутствующих конфликтов;
Сексуальная грамотность;
Педагогическая грамотность – проблемы с воспитанием детей, незнание – «что с ними делать?»
Исходя из этого, можно выделить следующие причины конфликтов в молодых семьях:
нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);
неправильные взаимоотношения супругов (или одного из них) с окружающими их людьми – родственниками, знакомыми, сослуживцами;
несовместимость интересов и потребностей;
наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного или обоих супругов;
отсутствие взаимодействия между членами семьи, излишняя автономия;
отсутствие эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем.
Отсюда вытекает то, что основными задачами проекта выступают:
1. Формирование у молодых людей осознанной позиции при выборе партнера, получение ими навыков продуктивного общения и разрешения конфликтов, формирование готовности к семейной коммуникации, и обращению, в случае необходимости, за помощью к специалистам социальных служб.
2. Информирование молодежи о современных семейно-брачных отношениях и проблемах, с которыми они могут столкнуться.
Методы и приемы
Для решения заявленных проблем, и профилактики разводов в молодой семье, предлагается организация занятий, которые будут включать в себя элементы консультирования, тренингов (рабочий этап):
Психологическое консультирование, тренинги;
Консультирование по экономическим вопросам, практикоориентированные беседы и занятия;
Консультирование по вопросам сексуальной совместимости, беседы лекции, тренинги;
Педагогическое консультирование, тренинги, ролевые игры;
Анкетирование, обработка и анализ результатов по итогам реализации проекта в три этапа:
- на старте;
- промежуточном этапе;
- по итогам;
Что позволит выявить наличие понимания важности семейной грамотности, заинтересованности в прохождении «Школы молодой семьи», и анализа уровня рефлексии участников.
Сроки реализации
Сроки реализации: в течении учебного года. (В тестовом режиме). Подведение итогов на основании социального анкетирования участников, по окончанию учебного года, определит наличие актуальности введения «Школы будущей семьи» на постоянной основе.
Примерный план мероприятий
Из расчета не менее 35 учебных недель (образовательное учреждение СПО) планируются проведения занятий по одному в неделю, чередуя тематические блоки
№ п\п | мероприятие | сроки |
1 | Вводная встреча – круглый стол, в рамках психологического консультирования, «Семья – что это такое?!» | 2я неделя сентября |
2 | Работа динамической группы «Психология семьи и отношений» | 2я неделя месяца |
3 | Работа динамеческой группы «Основы экономики, или семейный бюджет» | 3я неделя мясяца |
4 | Работа динамеческой группы «Дети в дом. Или что с Вами делать?!» | 4я неделя месяца |
5 | Организация круглого стола по итогом прошедших занятий, рефлексия. Обсуждение, постановка планов «Я узнал – я хочу узнать», определения тем занятий начавшегося месяца. | 1я неделя месяца |
6 | Итоговое заседание «Школы будущей семьи» в форме круглого стола, проблемный диалог, выявления достигнутых результатов и возникших проблем | По итогам учебного года |
Более подробная тематическая разработка содержания и форм занятий, предполагает детальную проработку со стороны специалистов психолого-социально-педагогической службы колледжа. Так как образовательная база учебного заведения (ведется подготовка кадров по педагогическим специальностям) позволяет, благодаря наличию специалистов, в том числе в составе педагогического коллектива, специалистов по означенным направления подготовку и реализацию в жизнь такого проекта, данный проект сориентирован, именно, на учащихся ГБОУ СПО ЯНАО «ММК».
Эффект от реализации проекта в долгосрочной перспективе.
Реализация данного проекта будет способствовать повышению уровня информированности будущих супругов в сфере брачно-семейных отношений, что приведет к снижению уровня разводов в молодых семьях, уменьшению количества неполных семей, росту рождаемости.
В результате реализации проекта ожидается:
рост информированности молодых людей о современных семейно-брачных отношениях и трудностях, с которыми они могут столкнуться;
снижение уровня конфликтности супругов;
успешное преодоление кризисов;
повышение правовой грамотности молодых супругов;
формирование готовности к рождению ребенка;
приобретение навыков планирования семейного бюджета.
Из более конкретных результатов, предполагается по итогам прохождения «Школы будущей семьи» выпуск участниками, при поддержке специалистов, памяток и буклетов в отношении семейных проблем и путей их решения.
5