Просмотр содержимого документа
«Школа Л.Н. Толстого в Ясной поляне»
Л. Н. Толстой - Учитель
«Критериум педагогики — свобода»
Автор: Бодалова Альфия Альфисовна,
учитель русского языка и литературы
Путешествие за границу
В 1960 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Франции, Италии, Бельгии, Англии.
Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили Толстого.
Англия
Германия
Италия
Яснополянская школа
Возвратившись из-за границы, Лев Николаевич решает превратить свою Яснополянскую школу, открытую в 1859г., в педагогическую «лабораторию» по выработке новой системы воспитания и обучения.
Флигель в Ясной поляне, где находилась школа.
Принципы обучения
Запрещалось
Основывалось
- палочная дисциплина
- зубрёжка
- принудительное обучение
- наказания
- унижение
- внимательное человеческое отношение к детям
- дружная и свободная жизнь ребёнка в школьном коллективе
- сознательное изучение наук
- дух свободы
Система обучения
Уроки
Лев Николаевич придавал большое значение жизненности преподавания, прививал ученикам своим наблюдательность, практиковал экскурсии и опыты.
Азбука Толстого
Рассказы из Азбуки
В книгах для начальной школы Лев Николаевич включал рассказы, приближенные к русской деревенской жизни, легко запоминающиеся и производящие на детей сильное впечатление.
Рассказы из Азбуки
Воробей
Увидал воробей, что человек идёт лён сеять. Воробей полетел к птицам сказал:
– Птицы, летите скорее льняное семя клевать. Вырастет лён, станет человек нитки делать, из ниток сети вязать, нас ловить будет.
Птицы не послушались воробья, и он не мог выклевать всего семени. Зацвёл лён, воробей опять стал звать птиц склевать лён, чтобы после от льна птицам беды не было. Птицы не послушались.
Поспел лён. Воробей в третий раз сзывал птиц. И в третий раз птицы его не послушались. Тогда воробей рассердился на птиц, улетел от них и стал с людьми у жилья жить.
Упрямая лошадь
Мужику с возом надо было ехать через реку. Через реку ходил паром. Мужик отпрёг лошадь и свёз телегу на паром; но лошадь была упряма и не хотела идти на паром. Мужик тащил её из всех сил за повод и не мог ввести на паром. Потом он стал толкать её сзади, но не мог ссунуть с берега. Тогда он вздумал тащить её за хвост прочь от воды. Лошадь была упряма и пошла не туда, куда её тащили, и вошла на паром.