Школа Марии Монтессори
подготовила студентка группы Б-СДО-21
Новикова Мария
Краткая биография Марии Монтессори
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии
В 12 лет благодаря настойчивости поступила в Техническую школу, которую нельзя было посещать девушкам, и с успехом окончила ее.
В 1890 г. Увлеклась естествознанием и захотела стать детским врачом, но в Италии того времени женщинам это было запрещено, но она добилась ,чтобы ее приняли сначала вольным слушателем, а потом и студентом в универститет, который она с успехом закончила.
М.Монтессори подрабатывает в детской клинике для детей с нарушениями в развитии и изучая труды психологов, педагогов приходит к мысли ,что необходимо создать специальную развивающую среду и метод для обучения таких детей именно в дошкольном возрасте.
После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей.
В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.
6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.
В 1922г. Правительство Италии назначает её государственным инспектором школ.
В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне.
Мария Монтессори умерла в 1952 году в Нордвик, в Голландии.
При жизни её номинировали на получение Нобелевской премии мира.
Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века:
- Джон Дьюи Георг Кершенштейнер Мария Монтессори Антон Макаренко.
- Джон Дьюи
- Георг Кершенштейнер
- Мария Монтессори
- Антон Макаренко.
До введения в Италии Евро, портрет М.Монтессори украшал купюру 1000 лир. (Это единственный в мире прецедент печати на деньгах портрета педагога).
Методика Марии Монтессори
Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
В методе Монтессори нет классно-урочной системы , вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.
Система М. Монтессори состоит из трех частей:
В центре всей системы стоит ребенок.
Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.
В этой среде ребенок :
- совершенствует свое физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте.
- совершенствует свое физическое состояние,
- формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту,
- приобретает жизненный опыт,
- учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления,
- приобретает знания на собственном опыте.
Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.
Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития:
- Практическое развитие
- Сенсорное развитие
- Математическое развитие
- Языковое развитие
- Естественнонаучное и космическое развитие
- Двигательное развитие
Практическое развитие
Это все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.
Материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе:
К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы для приготовления пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.
Материалы, которые позволят ребенку научиться заботиться об окружающем мире:
Мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, уход за срезанными и живыми цветами.
Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими .
В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьез. Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.
Сенсорное развитие
Для различения форм и размеров :
- блоки с цилиндрами, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объемные геометрические тела с основаниями.
- блоки с цилиндрами,
- красные штанги,
- геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями,
- объемные геометрические тела с основаниями.
Развитие цветового зрения :
- коробки с цветными табличками-парочки и оттенки
- коробки с цветными табличками-парочки и оттенки
Материалы для различения на ощупь структуры поверхности
- шершавые и гладкие доски для ощупывания,
- шероховатые таблички,
- ящик с тканью.
Материалы для различения температуры и теплопроводности
- Тепловые баллончики и тепловые таблички.
Материал для развития барического чувства (различения веса)
Материал для развития вкуса
Материал для развития обоняния
Материал для развития слуха
Материал для развития мускульной памяти
Математическое развитие
Материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучения состава и свойств чисел первого десятка:
- числовые штанги,
- веретена,
- шершавые цифры
Материал для освоения количественного счета и визуального знакомства с понятием- четный-нечетный
Доски Сегена- последовательный счет до 1000
Банк « Золотого материала»:
- знакомство с разрядами, сопоставление символов и количеств.
Сюда же входят
- Материал для знакомства с десятичной системой; сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел
- Материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления
Игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения
Языковое развитие
Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
- Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М. Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.
- Дидактический материал, позволяющий детям легко овладеть техникой письма, состоит из трех основных групп и многочисленных упражнений:
- Материал для рисования, штриховки. Карточки с шершавыми буквами. Подвижный алфавит нескольких видов.
- Материал для рисования, штриховки. Карточки с шершавыми буквами. Подвижный алфавит нескольких видов.
- Материал для рисования, штриховки.
- Карточки с шершавыми буквами.
- Подвижный алфавит нескольких видов.
- Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек.
- Ребенок приходит к тому, что процесс чтения – это процесс работы со звуковыми символами.
- Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого – к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.
- Весь материал делится на несколько групп:
- Классификация слов и предметные игры со звуками. Розовая серия – материал для первого чтения. Голубая серия – материал для правильного чтения трудных слов. Чтение текста. Анализ частей речи. Символы. Анализ предложений. Символы.
- Классификация слов и предметные игры со звуками. Розовая серия – материал для первого чтения. Голубая серия – материал для правильного чтения трудных слов. Чтение текста. Анализ частей речи. Символы. Анализ предложений. Символы.
- Классификация слов и предметные игры со звуками.
- Розовая серия – материал для первого чтения.
- Голубая серия – материал для правильного чтения трудных слов.
- Чтение текста.
- Анализ частей речи. Символы.
- Анализ предложений. Символы.
Естественнонаучное и космическое развитие
Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я.
Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой.
Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом .
Двигательное развитие
Двигательные упражнения развивают ребенка физически
и помогают ему почувствовать свое тело и осознать
свои возможности.
Физическая свобода - первостепенная потребность детства.
М. Монтессори сравнивает школьные парты с ортопедической повязкой на позвоночник ребенка, которая калечит его физическое и психическое здоровье. Создание Дома ребенка она начала с того, что продумала условия сохранения двигательной свободы детей, при разработке методик обучения особенно учитывались возможности их двигательной активности.
«Мотушками» Монтессори называла катушки, на которые намотаны цветные нитки. В корзинку кладутся катушки с цветными нитками, из которых можно составлять пары по цвету. На первом этапе работы в набор входят две катушки красного цвета, две синего и две желтого. Педагог показывает малышу, как можно составить из катушек пары. Например, можно поставить одну красную катушку на другую, а затем достроить столбик двумя синими катушками и двумя желтыми. Ребенок пробует повторить это построение, сравнивает и сортирует катушки по признаку цвета и именно на этом концентрирует свое внимание. Группе детей можно предложить подвижную игру «Найди пару». Дети произвольно движутся по группе. По условному сигналу они должны быстро отыскать свою «цветную» пару, взяться за руки и построиться на линии (в кругу). Пара, оказавшаяся последней, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара победителей. Возможен вариант с использованием «домиков». На полу разложены обручи (или веревочные кольца). Партнеры должны не только отыскать друг друга, но и вовремя занять свободный домик.
Главный принцип системы Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!».
Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Спасибо за внимание!