Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Копанищенская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа
Наименование курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения».
Класс 1-4
Уровень общего образования начальное общее образование
Учитель Крюкова Галина Васильевна
Учебный год реализации программы 2017 -2018
Количество часов по учебному плану (1 четверть):
всего 10 ч.; в неделю 1 ч.
Рабочую программу составила Г.В.Крюкова
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения» для обучающихся 1-4 класса в МКОУ Копанищенской ООШ составлена в соответствии с нормативными документами:
Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;
ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
ООП МКОУ Копанищенская ООШ
Программы формирования универсальных учебных действий;
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год, реализующих программы общего образования в соответствиии ФГОС НОО.
Содержание курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения».
Данная внеурочная деятельность занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность построения внеурочной деятельности состоит в том, что в работе с младшими школьниками отдаётся предпочтение групповой форме проведения занятий.
На них учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Цель внеурочной деятельности: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
- формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Основные методы и приёмы работы:
- беседы;
- игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации);
- рассказы педагога и детей;
- чтение художественных произведений;
- упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
- сочинение историй;
- наблюдения;
- рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации;
- обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
- просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Основные методы и технологии:
· технология разноуровневого обучения;
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты: при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время.
Познавательные УУД: при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы.
Коммуникативные УУД: при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.
Программно-методическое обеспечение.
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
«Завуч начальной школы», №5, 2004.
Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.
Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.
Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.
//Начальная школа// № 6 - 2008.
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
Интернет-ресурсы
Календарно - тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 | «Давайте познакомимся». «Мы-четвероклассники». | 1 | | |
2 | «Ты и твои друзья». «Ищу друга». | 1 | | |
3 | «Я и мое настроение». «Я могу управлять своим настроением». | 1 | | |
4 | «Что я знаю о себе?» «Что знают обо мне окружающие?» | 1 | | |
5 | «Мои друзья». «Наш класс». | 1 | | |
6 | «Наши права и обязанности». «Доверие в общении». | 1 | | |
7 | «Употребление вежливых слов в общении». «Вежливый отказ». | 1 | | |
8 | «Правила хорошего тона». «Искусство делать комплименты». | 1 | | |
9 | «Что такое конфликт?» «Конфликтные эмоции». | 1 | | |
10 | «Стили поведения в конфликте». | 1 | | |