РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Школа волонтёра»
для 8 Б класса
на 2021 – 2022 учебный год
Косьянова А.О.,
учитель английского языка
2021
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности «Школа волонтёра» рассчитана на учащихся 8 класса.
В основе программы курса внеурочной деятельности «Школа волонтёра» лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами.
Актуальность курса внеурочной деятельности «Школа волонтёра» состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Цели курса внеурочной деятельности:
1. Инициировать и развить подростковое добровольческое движение.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Для реализации поставленной цели курс решает следующие задачи:
1. Познакомить с деятельностью волонтёрских организации в мире и России.
2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.
3. Овладеть основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Сформировать позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями.
5. Формировать навыки реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Программа внеурочной деятельности «Школа волонтёра» разработана на 1 час в неделю, всего 35 часов.
Содержание курса
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других. Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные:
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные :
-расширение круга приёмов составления разных типов плана; - расширение круга структурирования материала; - умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умение организовывать волонтёрскую деятельность; - способность оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Воспитательные:
Результаты первого уровня:
- получение элементарных представлений о значении участия человека в общественно-полезной деятельности;
- приобретение начального опыта участия в различных видах общественно- полезной деятельности.
Формы достижения результатов первого уровня: участие в социальных акциях, мероприятиях по формированию ЗОЖ
Формы контроля результатов первого уровня: анкетирование
Результаты второго уровня:
- получение опыта позитивного отношения к общественно- полезной деятельности. Формы достижения результатов второго уровня КТД (коллективно-творческое дело), трудовые десанты, социально-значимые акции.
Формы контроля результатов второго уровня: волонтерский слет
Результаты третьего уровня:
- потребность участия в общественно-полезной деятельности в окружающем школу социуме.
Формы достижения результатов второго уровня: социально-значимые, трудовые, творческие, художественные акции в социуме (вне школы); спортивные и оздоровительные акции в социуме.
Формы контроля результатов третьего уровня: самостоятельно подготовленные волонтёрские акции, разработка КТ.
Формы проведения занятий
- круглый стол, практикум;
- тренинги, решение ситуационных заданий;
- проектирование действий по благоустройству, КТД, трудовой десант.
Основные методы и технологии
Основным видом деятельности является социальная работа волонтеров. Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
№ п/п | Наименование |
| МФУ Work Centre 3210 |
| Ноутбук ICL |
| Проектор Epson |
| Акустическая система |
| Сеть Интернет |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Вводный урок. Волонтерское движение. «Спешите делать добрые дела!» | 1 |
2. | Живите радостно! Что приятнее: получать или дарить радость? | 1 |
3. | Подготовка праздничного поздравления ко Дню пожилого человека | 1 |
4. | Подготовка праздничного поздравления ко Дню пожилого человека | 1 |
5. | Поздравление пожилых людей с Днём пожилого человека | 1 |
6. | Игра «За что мы в ответе перед нашей планетой?» | 1 |
7. | Игра ««Наше внимание на дороге прежде всего». | 1 |
8. | Толерантность – качество волонтёра | 1 |
9. | Синичкин день. | 1 |
10. | Изготовление подарков ко Дню Матери | 1 |
11. | Изготовление подарков ко Дню Матери | 1 |
12. | Акция ««Мы за безопасный путь» | 1 |
13. | 5 декабря – Всемирный день волонтёров. | 1 |
14. | Акция «Покормите птиц зимой» | 1 |
15. | Акция «Вахта памяти». | 1 |
16. | Изготовление игрушки для детей дошкольной группы | 1 |
17. | Расчистка игровой площадки дошкольной группы от снега | 1 |
18. | Организация интеллектуальных развивающих игр с детьми дошкольной группы. | 1 |
19. | Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми дошкольной группы. | 1 |
20. | Изготовление открыток труженикам тыла ВОВ | 1 |
21. | Изготовление открыток труженикам тыла ВОВ | 1 |
22. | Тренинг «Добру пусть откроется сердце» | 1 |
23. | Изготовление сувениров для педагогов к Международному женскому дню | 1 |
24. | Акция «Засветись в темноте» | 1 |
25. | Ремонт книг школьной библиотеки | 1 |
26. | День милосердия. «Будьте милосердным». | 1 |
27. | Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы. | 1 |
28. | Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» | 1 |
29. | Акция «Мой двор, моя улица». Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты | 1 |
30. | Участие к акции «Ветеран живёт рядом» | 1 |
31. | Акция «Мой двор, моя улица» | 1 |
32. | Акция «Мой двор, моя улица». Распространение листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты. | 1 |
33. | Резерв | 1 |
34. | Резерв | 1 |
35. | Резерв | 1 |
Лист внесения изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Причина изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись учителя, внесшего изменения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |