СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Школьная дезадаптация"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к собранию для родителей 1-х и 5-х классов с целью профилактики дезадаптивного поведения школьников.

Просмотр содержимого документа
«"Школьная дезадаптация"»

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ,

(Материалы к собранию для родителей 1-х и 5-х классов).

Цель: профилактика деструктивного поведения школьников.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Психические процессы и новообразования школьника.

Физиологические особенности и двигательная активность

1 класс.

  • Повышается работоспособность, но наблюдается повышенная утомляемость .

  • Быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

  • Повышается подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения.

5 класс.

  • Начинается процесс бурного полового созревания.

  •  Рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п., отсюда - крайняя эмоциональная стабильность. 

  • Очень активны, многое хотят сделать, но умеют еще мало, нуждаются в поддержке и одобрении взрослых.

Внимание.

1 класс.

  • Формируется произвольное внимание

5 класс.

  • Изменение структуры внимания. У ребенка резко ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения. Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться на одном объекте, он должен часто менять деятельность.

Мышление.

1 класс.

  • Становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций

( памяти, внимания, восприятия).

  • Развитие познавательной деятельности.

  • Активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

5 класс.

  • Снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность, но эти явления носят кратковременный характер.

  • Снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность.

  • На протяжении всего периода происходит постепенный переход от конкретного к абстрактно – логическому.

Ведущий вид деятельности

1 классучебная деятельность(переход от игры к учёбе);

5 класс - общение со сверстниками.

Мотивация.

1 класс.

  • Поддержка мотивации идет через развитие любознательности.

5 класс.

  • Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.

Волевая сфера.

1 класс

  • Развивается произвольность управлять своим поведением (пока не могут)

5 класс.

  • Не способность в должной степени контролировать и управлять собой.

Самооценка.

1 класс.

  • Формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.

5 класс.

  • Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка.

Эмоции

1 класс.

  • Эмоциональная неустойчивость.

5 класс.

  • Очень эмоциональны. Характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую выполняют.

  • С удовольствием берутся за то, что их привлекает. Но, столкнувшись с первым трудностями, быстро охладевают.

Личностное новообразование.

1 класс. Обретение внутренней позиции школьника.

5 класс. Обретение чувства взрослости.

Признаки успешной адаптации

  • удовлетворённость ребёнка процессом обучения

  • ребёнок легко справляется с программой

  • повышенная степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому

  • удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителем

Школьная ДЕЗАДАПТАЦИЯ – это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.

  • Отсутствие всяческих успехов в учебе

  • Негативное отношением к учёбе

  • Систематическое нарушение поведения

Факторы, влияющие на формирование и развитие школьной дезадаптации:

    • социально-средовые

    • психологические

    • медицинские

3 основных типа проявлений школьной дезадаптации.

Когнитивный компонент

Эмоционально-оценочный, личностный компонент

Поведенческий компонент

неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков

постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой

систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде




Признаки дезадаптации

  • усталый, утомлённый внешний вид

  • нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне

  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы

  • нежелание выполнять домашние задания

  • негативные характеристики в адрес школы, учителей и одноклассников

  • жалобы на те или иные события, связанные со школой

  • беспокойный сон

  • трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Причины школьной дезадаптации:

  • Наиболее распространенной являются минимальные мозговые дисфункции (ММД).

  • Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.

  • Соматическая ослабленность ребенка.

  • Двигательные нарушения.

  • Эмоциональные расстройства.

Проявление школьной дезадаптации у младших школьников

Причина

Как прояляется

Как помочь? Что делать?

Недостаточная подготовленность ребенка к школе


Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка.

Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.


Тревожность (сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов).


Там, где семья не может удовлетворить основные потребности ребёнка в безопасности и любви, как следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности, которые автоматически переносятся на школьную жизнь

Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.


Обеспечить эмоциональную поддержку.


Завышенные ожидания родителей.


Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи.


Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих.

Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Этого следует избегать, так как такой способ приводит к еще большему торможению развития.

Уход от деятельности - такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).


Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя.


Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии.


Игры в уме становятся основным средством удовлетворения игровой потребности и потребности во внимании со стороны взрослых.

Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).


Негативистская демонстративность -характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых.


Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины.


Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.


Вербализм – сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей.


Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы…Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления.


Ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности.

Больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.


Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.


Психофизический инфантилизм

Ребёнок не считает важным и серьезным требования школы, поэтому тревожность не возникает, школьные оценки беспокоят учителя и родителей, но не его.


Неуспехи не переживаются как травмирующие.

Формировать самооценку




Рекомендации родителям.

Изменить "природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.

  • Первое условие школьного успеха — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Учитывайте темперамент ребёнка. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко.

  • Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью.

  • Развивайте самоконтроль.

  • Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей.

  • Занятия спортом или прогулки. Малоподвижный образ жизни приводит к застойным явлениям, недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка.

  • Организация правильного питания.

  • Делать домашнее задание вместе с ребенком (но не за него).

  • Формирование позитивной учебной мотивации («Учиться нужно, учеба – это хорошо»). Очень важно стимулировать познавательные потребности, формировать желание узнавать новое.

  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. По возможности познакомьтесь с одноклассниками вашего ребенка.
    Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

  • Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. «Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!»

  • Любите своего ребенка безвозмездно!

    «Дорогу осилит идущий и «многие вещи, сложные в устройстве,

оказываются простыми в использовании».

Сэмюэл Джонсон



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!