МКУ «Районное управление образования»
Администрации МО «Кабанский район»
«Школа-интернат № 21 ОАО «РЖД»
Школьная мотивация подростков
Выполнил: ученица 11 класса
Набиева Валерия
Руководитель: Жукова Елена Николаевна
Танхой, 2019
Актуальность. Необходимо отметить, что проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле.
Цель. Выявить преобладающий тип учебной мотивации подростков школы-интерната №21.
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме
- Провести исследование школьной мотивации подростков школы-интерната №21.
- Провести анализ полученных результатов.
Изучение школьной мотивации было проведено в шестом и в восьмом классах школы-интерната №21, всего было опрошено 45 учеников (21 шестиклассник и 24 восьмиклассника) по методике Лепешевой.
Основные шкалы опросника школьной мотивации
Шкала 1а – Престижность учебы в классе.
Шкала 1б – Престижность учебы в семье.
Шкалы 2-9 представляют разные типы учебной мотивации.
Шкала 2. Познавательный интерес.
Шкала 3. Мотивация достижения
Шкала 4. Мотив социального одобрения.
Мотив социального одобрения (одноклассниками).
Мотив социального одобрения (педагогами).
Мотив социального одобрения (родителями).
Шкала 5. Боязнь наказания.
Боязнь наказания со стороны школы.
Боязнь наказания со стороны семьи.
Шкала 6. Осознание социальной необходимости.
Шкала 7. Мотив общения.
Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация.
Шкала 9. Мотив самореализации.
Школьная мотивация шестиклассников
Школьная мотивация восьмиклассников
Заключение
Учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя, родители.
Данные проведенного исследования были представлены на родительских собраниях, т.к. в исследовании очень хорошо выражена мотивация социального одобрения со стороны семьи.
Также данные исследования обсуждались с учителями, работающими в средних классах: высокий балл по шкале «общение» говорит о необходимости включения как можно большего количества интерактивных, коммуникативных методов обучения (групповой работы, дискуссий и т.п.), «осознание социальной необходимости», это говорит о том, что учащиеся начинают лучше учиться, когда четко осознают, как это конкретное знание может пригодиться им в будущем – для поступления в ВУЗ, получения хорошей профессии, работы и т.д. Соответственно, на это было обращено внимание педагогов, на простраивание таких «цепочек» для детей.