Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан
Западный межрайонный центр «Семья»
служба семьи в Туймазинском районе и г.Туймазы
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
ТЕМА: «Школьная тревожность:
причины и пути преодоления»
Составила:
психолог Усманова Р.Н.
2024
Школьная тревожность: причины и пути преодоления
Стресс и нагрузки в школе не могут не сказаться на самочувствии ребёнка и его психологическом состоянии. Одно из следствий этих сложностей — повышенная тревожность. В нашем материале практикующий психолог Эльмира Анасовна Мифтахова рассказывает о её причинах и делится практическими советами, как справиться с детской тревожностью.
Тревога — это врождённая способность человека. Она позволяет почувствовать возможную опасность. В состоянии тревоги активизируется вегетативная нервная система, возникает внутреннее напряжение — это сигнал, что нужно срочно позаботиться о себе. Также это индикатор, позволяющий определять свои предпочтения, понимать, что нравится или не нравится. С этой позиции тревога — хороший помощник человека.
Но если тревоги становится очень много и человек не обращает внимания на ежедневные сигналы, это может привести к бессоннице, головной боли, нервным срывам и другим неприятным состояниям.
Причины тревоги могут быть самыми разными, но, безусловно, на первом месте — постоянный стресс и сложные непредвиденные ситуации.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волнения ребёнка, то тревожность — устойчивое состояние.
Тревожность у школьников
У школьников может наблюдаться так называемая школьная тревожность, которая связана именно с успешностью и состоятельностью в учебной деятельности.
Для учащихся важно:
- иметь успехи в учёбе;
- быть включёнными в жизнь класса;
- иметь позитивные коммуникации с одноклассниками;
- иметь хорошие, бесконфликтные отношения с учителями.
При дефиците в какой - то из этих сфер у школьника может возникать тревога.
Если тревожных ситуаций накопилось достаточно много, то состояние ситуативной тревоги может трансформироваться в тревожность как качество личности. У таких детей преобладают пессимистические установки: ожидание неуспеха, неудач, неприятностей, снижение активности. И школьник начинает действовать по принципу «лучше ничего не делать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию». Всё это приводит к торможению развития ребёнка, искажению самовосприятия и самооценки.
Больше всего беспокойства по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, ведь для них школа — это пока ещё новый неизведанный мир со своими правилами. В младшей школе причинами возникновения тревоги могут быть отметки, замечания, страх наказания за плохие оценки, конфликтные отношения с одноклассниками. Но если процесс адаптации выстроен верно, и школьник успешно справился с этими сложностями, то тревога нормализуется к концу года.
В подростковом возрасте наличие тревоги по отношению к школе может стать сложившейся личностной особенностью. А подростковый кризис только способствует повышению школьной тревожности.
Проявления тревожности у школьников
- Ухудшение соматического здоровья. Это самый яркий признак, характерный для всех возрастов. Дети начинают часто болеть и, соответственно, часто пропускать школу. У них появляются «беспричинные» головные боли, боли в животе. Часто это бывает перед какими-то ответственными мероприятиями: проверочной работой или контрольной.
Появление раздражительности, агрессивности. Этому тоже может быть причиной школьная тревожность. Ребёнок становится излишне обидчив, огрызается даже на самые, казалось бы, безобидные фразы. Все это свидетельствует о высоком внутреннем напряжении и эмоциональном дискомфорте.
- Рассеянность внимания. Есть дети, которые становятся рассеянными и не могут сконцентрировать своё внимание на выполнении задания. Они только физически присутствуют на уроке, а на самом деле находятся в своих мыслях и мечтаниях, которые позволяют им избегать беспокойных моментов, касающихся школьной жизни.
- Нежелание ходить в школу. На фоне сниженной мотивации это, безусловно, является признаком того, что ребёнку дискомфортно в школе. В подростковом возрасте это может приводить к тому, что он начинает прогуливать отдельные уроки или вообще не ходит в школу.
Как могут помочь родители
Родители со своей стороны обязаны создать благоприятную, психологически комфортную среду дома, чтобы школьник чувствовал себя безопасно и расслабленно — это хороший ресурс и поддержка для ребёнка. Для этого необходимо обращать внимание на ряд важных моментов.
Нужно выработать в семье единые требования, которые предъявляются к ребёнку, чтобы не возникало противоречий между папой и мамой — у детей это вызывает дополнительную тревогу.
Важно быть последовательными в своих действиях с ребёнком. Если вы приняли решение, то необходимо его выполнить. Если изменили своё мнение, расскажите о причинах.
Интересуйтесь школьной жизнью ребёнка: ходите на родительские собрания, будьте в курсе того, что происходит в школе, чтобы ваш интерес делами ребёнка не был стихийным.
Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. Учите его быть оптимистичным, в любой ситуации искать плюсы, чаще улыбайтесь.
Если в семье ожидаются какие-то перемены, готовьте ребёнка к ним заранее. Детям важна ясность и последовательность. Им легче ориентироваться, когда есть определённые правила — тогда возникает ощущение безопасности, тревоги нет. Поэтому необходимо заранее рассказывать о предстоящих изменениях, объяснять, что ждёт ребёнка, будь то переезд, рождение младшего и т. д., чтобы он был психологически готов к этим событиям.
Если тревоги и страхи ребёнка сильны и влияют на его деятельность, то необходимо проконсультироваться с психологом.
Учите ребёнка в состоянии напряжения проделывать простые упражнения для его снятия.
Очень хорошо, если и взрослые, и дети знают и имеют в своём арсенале упражнения на расслабление. Хороши и эффективны дыхательные упражнения, самомассаж, а также телесные движения.
Важно понимать, что полностью избежать тревоги по отношению к важной для себя деятельности невозможно. Значимо то, как ребёнок преодолел трудности, приобрёл свой положительный опыт, который поможет ему в дальнейшем справляться со сложными ситуациями не только в школе, но и во взрослой жизни. И здесь задача взрослых, тех, кто рядом, — бережно сопроводить ребёнка в этом процессе.
Удачи Вам!