СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность школьного методического объединения нацелена на организацию системы образования в школе по предметам гуманитарного цикла, ориентированной на гарантированный результат (т.е. уровень обученности, обучаемости, воспитанности, отношения к читательской грамотности), каковым является развитое творческое мышление, креативность. Средством реализации этой цели считаем образовательные технологии, построенные на принципах системно деятельностного подхода

Просмотр содержимого документа
«Школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы»

Деятельность школьного методического объединения нацелена на организацию системы образования в школе по предметам гуманитарного цикла, ориентированной на гарантированный результат (т.е. уровень обученности, обучаемости, воспитанности, отношения к читательской грамотности), каковым является развитое творческое мышление, креативность. Средством реализации этой цели считаем образовательные технологии, построенные на принципах системно деятельностного подхода.


План

работы методического объединения

учителей русского языка и литературы на 2018-2019 учебный год


Заседание № 1

август

Тема: «Планирование и организация методической работы учителей русского языка и литературы на 2018– 2019 учебный год».

Цель: Обсудить план работы ШМО на 2018 – 2019 учебный год, основные направления работы.


Повестка:

  1. Корректировка и утверждение плана работы школьного методического объединения на 2018-2019 учебный год.

  2. Обсуждение нормативных, программно – методических документов.

  3. Рассмотрение и рекомендации по составлению рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности (работа с одаренными детьми). Рабочие программы элективных курсов.

  4. Анализ результатов итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ по русскому языку в 11 классе; ОГЭ в 9- классе, ВПР в 5-6 классах.

  5. Разное


Методическая работа

- проведение входных контрольных работ;

- подготовка к Всероссийскому конкурсу сочинений.

Внутришкольные вопросы

  • согласование рабочих программ;

  • качество составления календарно-тематических планов по предметам;

  • заполнение журналов;

  • система мер по пробелам в знаниях учащихся, организация работы с отстающими учащимися;

  • проведение стартовой диагностики (входных к/р) во всех классах;

  • пробный ЕГЭ в 11 классе, ОГЭ-9 класс;

  • ознакомление с графиком контрольных работ на 2018-2019 учебный год (внесение изменений даты в РП).

Внеклассная работа

- Проведение урока знаний.

- Участие во Всероссийском конкурсе сочинений




Заседание № 2

Октябрь

Тема: «Пути повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы».

Цель: использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей.

Повестка:



  1. Современные педагогические технологии в условиях ФГОС.

Здоровьесберегающие технологии.

  1. Выступление по теме «Пути повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы».

  2. Темы самообразования.

  3. Подготовка к проведению 2 этапа Всероссийской

олимпиады.

  1. Организация и проведение игры-конкурса «Русский медвежонок»,

«Лингвист», «Еж», «Уникум».

  1. Планирование мероприятий предметной недели6. Работа с

демоверсиями по подготовке 9,11 классов к ОГЭ, ЕГЭ.


Методическая работа

- результаты стартовой диагностики;

- отчет учителей по темам самообразования;


Внутришкольные вопросы

  • анализ владения учителями современными технологиями;

  • подготовка к проведению школьных олимпиад по русскому

языку и литературе в 5-11классах;

  • подготовка к проведению итогового сочинения по литературе в 11 классе

  • подготовка к ВПР по русскому языку в 5-7 классе

Внеклассная работа

  • Проведение 2 этапа Всероссийской олимпиады школьников

  • Участие в игре - конкурсах: «Русский медвежонок», «Лингвист», «Уникум».





Заседание №3

декабрь


Тема: «Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации учащихся».


Цель: активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ.


Повестка:

1. выступление по теме «Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся»


Методическая работа

  • анализ работы учителей-предметников в направлении освоения системы достижения планируемых результатов;

  • взаимопосещение уроков учителей (обмен опытом);

  • проверка тетрадей по русскому языку (цель: соблюдение единого орфографического режима, качества проверки, периодичность, система работы над ошибками).


Внутришкольные вопросы

  • Подготовка к проведению открытых мероприятий;

  • пробный ЕГЭ в 11 классе, ОГЭ-9 класс.

Подготовка к проведению ВПР - ЧГ в 6 классах.



Заседание № 4


март

Тема: «ФГОС. Создание образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся».

Повестка:

1. Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС.

2. Формирование портфолио педагогов с учетом современных требований к

Аттестации с 2020 года.

3. Проведение Всероссийского конкурса «Живая классика».

5. Результаты итогового собеседования по русскому языку в 9 классе.


Методическая работа

  • обмен опытом;

  • методическая копилка-обзор методических находок учителей

Внутришкольные вопросы

  • сдача отчѐтов по результатам третьей четверти;

  • выполнение государственных программ, норма выполнения контрольных работ, объективность четвертных оценок;

  • пробное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

  • административные итоговые комплексные контрольные работы по

предметам за год

Внеклассная работа

  • мероприятие ко Дню славянской письменности



Заседание № 5

май


Тема: «Подведение итогов работы МО учителей русского языка и

литературы в 2018-2019 учебном году. Планирование работы МО на 2019-2020 учебный год».


Цель: проанализировать результаты деятельности МО, западающие проблемы и определить пути их коррекции.


ПОВЕСТКА

1. Анализ работы МО за 2018-2019 учебный год.

2. Обсуждение плана работы МО на 2019-2020 учебный год.

3. Подведение итогов работы учителей.

4. Предварительная расстановка кадров на 2019-2020 учебный год.



Методическая работа

- рассмотрение УМК на новый учебный год.


Внутришкольные вопросы


- отчет о прохождении программы по предметам;

- оформление документации;

- оценка деятельности учителей.


Анализ работы

методического объединения учителей русского языка и литературы

МБОУ «Иланская СОШ № 41»

за 1 полугодие 2018-2019 учебного года



Цель анализавыявление степени реализации поставленных перед членами ШМО задач.

Предмет анализа: учебная, методическая работа, внеклассная работа членов МО.

Деятельность школьного МО  в первом полугодии  2018-2019 учебного  года строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой: «Повышение качества образования в основе инновационных образовательных технологии критического мышления и смешанного обучения, реализующие стандарты нового поколения»   

Задачи:

  • концентрировать основные силы МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников;

  • повысить мотивацию учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса, участие в освоении передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий в профессиональной деятельности членов МО учителей русского языка и литературы;

  • стимулировать творческое самовыражение, раскрытие профессионального потенциала педагогов в процессе работы с одаренными детьми;

  • сосредоточить основные усилия МО на совершенствование системы повторения, отработке навыков тестирования и подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



В основном поставленные  перед МО учителей русского языка и литературы задачи  были частично реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных  в первом полугодии 2018-2019 учебного года  целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной  и эффективной. Это элективные курсы по русскому языку, работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались  в работе внеклассные мероприятия, групповые и индивидуальные занятия.

В соответствии с поставленными задачами методическая работа  МО учителей русского языка и литературы была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.

В соответствии с планом учителя-предметники посещали курсы, направленные на повышение профессионального мастерства (Левданская О.А.).

Педагогический опыт совершенствуется и в рамках РМО.

24 ноября 2018 года состоялся районный Интенсив педагогов по теме: «Мотивация ученика или как заинтересовать ребенка учебой» Позднякова В. П. выступила по теме «Интересные формы и приемы работы, мотивирующие учащихся на активную познавательную деятельность»; Левданская О.А., Кузина И.Н – избраны для участия в командном конкурсе «Лучшее МО района».

Учителя русского языка и литературы входят в районную творческую группу «Поддерживающее оценивание» под руководством Н.В.Селивановой

Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся.

Одним из важных аспектов  в деятельности МО является  изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по  русскому языку и литературе. Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-ом классе (ОГЭ), в 11-ом – в форме ЕГЭ учителями были прослушаны вебинары, даны индивидуальные консультации. Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов школьного МО учителей русского языка и литературы.



Анализ педагогических кадров

Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО.

Состав МО на 2018-2019 учебный год- 6 педагогов:

1.

Количество учителей

6

2.

Высшее образование

6

3.

Первая категория

3

4.

Высшая категория

3

Таким образом, в школе сложился коллектив педагогов-профессионалов, способных успешно решать поставленные задачи. Каждый учитель в своей работе старается реализовать выбранную тему самообразования.

п/п

ФИО

Темы по самообразованию

1.

Данилович З.П.

Работа с одаренными учащимися.

2.

Кузина И.Н

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.

3.

Левданская О.А.

Работа с одаренными учащимися.

4.

Ломаева Т.Н.

Работа с одаренными учащимися.

5.

Паранюк Т.Н.

Новые технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования в условиях ФГОС.

6.

Позднякова В.П.

Работа с одаренными учащимися.


Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.


Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «Филология».  Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрен промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтении (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.

Все программы (за 1 полугодие) были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.

Работа по созданию методической базы кабинета русского языка и литературы

В первом полугодии  2018-2019 учебного года учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.  Создано огромное количество печатного оценочного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ.

Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.

Анализ тематики заседаний МО.

        За 1 полугодие  было проведено 2 плановых заседаний. Поднимались следующие вопросы:

  1. Обсуждение и утверждение плана работы школьного МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей.

  2. Проведение внеклассной работы по предмету.

  3. Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад, участие во Всероссийских конкурсах, интеллектуальных играх и марафонах.

  4. Подготовка экзаменационного материала. Подготовка к ОГЭ-9, ЕГЭ-11.

  5. Методика создания систематизации дидактического материала уровневого контроля (тесты).

  6. Система мер по пробелам в знаниях учащихся, организация работы с неуспевающими учащимися.

  7. Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.

  8. Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации.

  9. Изучение и распространение педагогического опыта.

  10. Анализ школьного МО за 1 полугодие 2018-2019 учебного года.


Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО  соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.


Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.


Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации.   За I полугодие  из нашего ШМО курсы повышения квалификации прошли учителя русского языка и литературы: Левданская О.А. (ИПК г. Красноярск) по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Аттестация: 1 полугодие – Данилович З.П; 2 полугодие – Позднякова В.П.



РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


Внеурочная деятельность

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Однако рамки урока сковывают работу с этими детьми, поэтому мы максимально использовали внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дали возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.

В 1 полугодии были проведены следующие мероприятия

1. Всероссийский конкурс сочинений - октябрь(4-11 классы).

2. Участие в тестировании он-лайн 11 класс.

3. Участие в конкурсах: «Лингвист», «Уникум», «Еж».

4. Участие в конкурсе «Живая классика» (подготовительный этап).

5. Участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе

(1этап-школьный, 2-й этап-районный, 3- региональный).


Подготовка к школьным и районным, всероссийским олимпиадам, конкурсам

Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям. С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам русского языка и литературы, по итогам которых победители приняли участие  в муниципальном и региональном турах предметных олимпиад.

  1. Учащиеся МБОУ приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников. На районном этапе победителями стали:

Русский язык – 3 учащихся (Елсукова А., Берлинова А.,Трухина В);

Литература – 8 учащихся (Берлинова А., Осмоловский С., Дмитриева Н, Курбаева О,. Кобазова А., Клюшевич В., Ходосевич Д., Гончарова А.

  1. Учащиеся МБОУ приняли участие во Всероссийском конкурсе сочинений. На районном этапе победителями стали 2 учащихся:

Стогова Яна (7 класс) - 1 место;

Курбаева Ольга (8 класс) - 2 место.


  1. Участие в конкурсах: «Лингвист», «Уникум» - дипломанты 6 человек.

  2. Участие в конкурсе «Живая классика» (идет подготовительный этап к школьному туру) – 15 человек.

Вывод: необходимо вести систематическую работу с одаренными учащимися, чтобы добиться более значительных результатов по предметным олимпиадам.

  1. Классный час «200 лет со дня рождения И.С.Тургенева».

Цель: способствовать приобщению учащихся к жизни и творчеству И.С.Тургенева.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Мониторинг образовательных достижений по русскому языку и литературе обучающихся 5-11 классов за 2 полугодие 2018-2019 учебного года.


п/п

ФИО

Русский язык

литература

качество

успеваемость

качество

успеваемость

1

Данилович З.П.

60%

100%

64%

100%

2

Кузина И.Н

47%

100%

48%

100%

3

Левданская О.А.

50%

100%

51%

100%

4

Ломаева Т.Н.

62%

100%

52%

100%

5

Паранюк Т.Н.

54%

100%

55%

100%

6

Позднякова В.П.

64%

100%

58%

100%




Подготовка учащихся 9,11 классов к ГИА.

Итоговое сочинение-11 класс. В 1 полугодии велась плодотворная работа по подготовке обучающихся 11 класса к итоговому сочинению. Все учащиеся успешно 6 декабря написали сочинение (см. протоколы).

Устный экзамен по русскому языку в 9 классе. В ноябре в 9-х классах проходило апробирование устного экзамена по русскому языку. В настоящее время ведется плодотворная работа по подготовке учащихся 9 классов к устному экзамену по русскому языку (февраль 2019 года),

Ведется интенсивная подготовка к ЕГЭ- 11 кл.; ОГЭ - 9 кл. (учителя: Левданская О.А., Паранюк Т.Н.).

В течение  полугодия учителя-предметники проводили  дополнительные занятия и консультации по подготовке 9-11классников к ГИА, а также проводили индивидуальные занятия с учащихся.  Были подготовлены оценочные материалы для тренировки и обретения уверенности в своих знаниях (тесты, письменные работы, диктанты, проверочные работы). Проведено пробное тестирование в сентябре(входное) и декабре (промежуточное) в 9, 11 классах (см. отчет учителей за 1 полугодие)).

Участие в тестировании в режиме онлайн-конкурсе «Старт» Русский язык 11 класс - Левданская О.А..

Подготовка к всероссийским проверочным работам

1 полугодие - Всероссийская диагностическая работа по читательской грамотности - 6 класс (организация и проведение ).

Педагоги 5-7 классов активно ведут подготовку учащихся к ВПР по русскому языку, которая пройдет во втором полугодии (4 четверть).


Вывод: Анализируя работу учителей методического объединения за истекшее полугодие, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся





Задачи на 2 полугодие по совершенствованию образовательного процесса:

  • Продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности.

  • Воспитывать уважение и любовь учащихся к родному языку и литературе.

  • Систематически анализировать качество обучения учащихся по итогам посещения уроков и мероприятий.

  • Совершенствовать работу с одаренными учащимися через внеклассную, внеурочную деятельность, творческие конкурсы.



Руководитель школьного МО Позднякова В.П.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!