Деятельность школьного методического объединения нацелена на организацию системы образования в школе по предметам гуманитарного цикла, ориентированной на гарантированный результат (т.е. уровень обученности, обучаемости, воспитанности, отношения к читательской грамотности), каковым является развитое творческое мышление, креативность. Средством реализации этой цели считаем образовательные технологии, построенные на принципах системно деятельностного подхода.
План
работы методического объединения
учителей русского языка и литературы на 2018-2019 учебный год
Заседание № 1
август
Тема: «Планирование и организация методической работы учителей русского языка и литературы на 2018– 2019 учебный год».
Цель: Обсудить план работы ШМО на 2018 – 2019 учебный год, основные направления работы.
Повестка:
Корректировка и утверждение плана работы школьного методического объединения на 2018-2019 учебный год.
Обсуждение нормативных, программно – методических документов.
Рассмотрение и рекомендации по составлению рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности (работа с одаренными детьми). Рабочие программы элективных курсов.
Анализ результатов итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ по русскому языку в 11 классе; ОГЭ в 9- классе, ВПР в 5-6 классах.
Разное
Методическая работа
- проведение входных контрольных работ;
- подготовка к Всероссийскому конкурсу сочинений.
Внутришкольные вопросы
согласование рабочих программ;
качество составления календарно-тематических планов по предметам;
заполнение журналов;
система мер по пробелам в знаниях учащихся, организация работы с отстающими учащимися;
проведение стартовой диагностики (входных к/р) во всех классах;
пробный ЕГЭ в 11 классе, ОГЭ-9 класс;
ознакомление с графиком контрольных работ на 2018-2019 учебный год (внесение изменений даты в РП).
Внеклассная работа
- Проведение урока знаний.
- Участие во Всероссийском конкурсе сочинений
Заседание № 2
Октябрь
Тема: «Пути повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы».
Цель: использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей.
Повестка:
Современные педагогические технологии в условиях ФГОС.
Здоровьесберегающие технологии.
Выступление по теме «Пути повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы».
Темы самообразования.
Подготовка к проведению 2 этапа Всероссийской
олимпиады.
Организация и проведение игры-конкурса «Русский медвежонок»,
«Лингвист», «Еж», «Уникум».
Планирование мероприятий предметной недели6. Работа с
демоверсиями по подготовке 9,11 классов к ОГЭ, ЕГЭ.
Методическая работа
- результаты стартовой диагностики;
- отчет учителей по темам самообразования;
Внутришкольные вопросы
языку и литературе в 5-11классах;
Внеклассная работа
Проведение 2 этапа Всероссийской олимпиады школьников
Участие в игре - конкурсах: «Русский медвежонок», «Лингвист», «Уникум».
Заседание №3
декабрь
Тема: «Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации учащихся».
Цель: активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ.
Повестка:
1. выступление по теме «Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся»
Методическая работа
анализ работы учителей-предметников в направлении освоения системы достижения планируемых результатов;
взаимопосещение уроков учителей (обмен опытом);
проверка тетрадей по русскому языку (цель: соблюдение единого орфографического режима, качества проверки, периодичность, система работы над ошибками).
Внутришкольные вопросы
Подготовка к проведению ВПР - ЧГ в 6 классах.
Заседание № 4
март
Тема: «ФГОС. Создание образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся».
Повестка:
1. Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС.
2. Формирование портфолио педагогов с учетом современных требований к
Аттестации с 2020 года.
3. Проведение Всероссийского конкурса «Живая классика».
5. Результаты итогового собеседования по русскому языку в 9 классе.
Методическая работа
Внутришкольные вопросы
сдача отчѐтов по результатам третьей четверти;
выполнение государственных программ, норма выполнения контрольных работ, объективность четвертных оценок;
пробное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе
административные итоговые комплексные контрольные работы по
предметам за год
Внеклассная работа
Заседание № 5
май
Тема: «Подведение итогов работы МО учителей русского языка и
литературы в 2018-2019 учебном году. Планирование работы МО на 2019-2020 учебный год».
Цель: проанализировать результаты деятельности МО, западающие проблемы и определить пути их коррекции.
ПОВЕСТКА
1. Анализ работы МО за 2018-2019 учебный год.
2. Обсуждение плана работы МО на 2019-2020 учебный год.
3. Подведение итогов работы учителей.
4. Предварительная расстановка кадров на 2019-2020 учебный год.
Методическая работа
- рассмотрение УМК на новый учебный год.
Внутришкольные вопросы
- отчет о прохождении программы по предметам;
- оформление документации;
- оценка деятельности учителей.
Анализ работы
методического объединения учителей русского языка и литературы
МБОУ «Иланская СОШ № 41»
за 1 полугодие 2018-2019 учебного года
Цель анализа: выявление степени реализации поставленных перед членами ШМО задач.
Предмет анализа: учебная, методическая работа, внеклассная работа членов МО.
Деятельность школьного МО в первом полугодии 2018-2019 учебного года строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой: «Повышение качества образования в основе инновационных образовательных технологии критического мышления и смешанного обучения, реализующие стандарты нового поколения»
Задачи:
концентрировать основные силы МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников;
повысить мотивацию учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса, участие в освоении передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий в профессиональной деятельности членов МО учителей русского языка и литературы;
стимулировать творческое самовыражение, раскрытие профессионального потенциала педагогов в процессе работы с одаренными детьми;
сосредоточить основные усилия МО на совершенствование системы повторения, отработке навыков тестирования и подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В основном поставленные перед МО учителей русского языка и литературы задачи были частично реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных в первом полугодии 2018-2019 учебного года целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это элективные курсы по русскому языку, работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия, групповые и индивидуальные занятия.
В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО учителей русского языка и литературы была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.
В соответствии с планом учителя-предметники посещали курсы, направленные на повышение профессионального мастерства (Левданская О.А.).
Педагогический опыт совершенствуется и в рамках РМО.
24 ноября 2018 года состоялся районный Интенсив педагогов по теме: «Мотивация ученика или как заинтересовать ребенка учебой» Позднякова В. П. выступила по теме «Интересные формы и приемы работы, мотивирующие учащихся на активную познавательную деятельность»; Левданская О.А., Кузина И.Н – избраны для участия в командном конкурсе «Лучшее МО района».
Учителя русского языка и литературы входят в районную творческую группу «Поддерживающее оценивание» под руководством Н.В.Селивановой
Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся.
Одним из важных аспектов в деятельности МО является изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по русскому языку и литературе. Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-ом классе (ОГЭ), в 11-ом – в форме ЕГЭ учителями были прослушаны вебинары, даны индивидуальные консультации. Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов школьного МО учителей русского языка и литературы.
Анализ педагогических кадров
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО.
Состав МО на 2018-2019 учебный год- 6 педагогов:
1. | Количество учителей | 6 |
2. | Высшее образование | 6 |
3. | Первая категория | 3 |
4. | Высшая категория | 3 |
Таким образом, в школе сложился коллектив педагогов-профессионалов, способных успешно решать поставленные задачи. Каждый учитель в своей работе старается реализовать выбранную тему самообразования.
№ п/п | ФИО | Темы по самообразованию |
1. | Данилович З.П. | Работа с одаренными учащимися. |
2. | Кузина И.Н | Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы. |
3. | Левданская О.А. | Работа с одаренными учащимися. |
4. | Ломаева Т.Н. | Работа с одаренными учащимися. |
5. | Паранюк Т.Н. | Новые технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования в условиях ФГОС. |
6. | Позднякова В.П. | Работа с одаренными учащимися. |
Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «Филология». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрен промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтении (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.
Все программы (за 1 полугодие) были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.
Работа по созданию методической базы кабинета русского языка и литературы
В первом полугодии 2018-2019 учебного года учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Создано огромное количество печатного оценочного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ.
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
Анализ тематики заседаний МО.
За 1 полугодие было проведено 2 плановых заседаний. Поднимались следующие вопросы:
Обсуждение и утверждение плана работы школьного МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей.
Проведение внеклассной работы по предмету.
Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад, участие во Всероссийских конкурсах, интеллектуальных играх и марафонах.
Подготовка экзаменационного материала. Подготовка к ОГЭ-9, ЕГЭ-11.
Методика создания систематизации дидактического материала уровневого контроля (тесты).
Система мер по пробелам в знаниях учащихся, организация работы с неуспевающими учащимися.
Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.
Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации.
Изучение и распространение педагогического опыта.
Анализ школьного МО за 1 полугодие 2018-2019 учебного года.
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. За I полугодие из нашего ШМО курсы повышения квалификации прошли учителя русского языка и литературы: Левданская О.А. (ИПК г. Красноярск) по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Аттестация: 1 полугодие – Данилович З.П; 2 полугодие – Позднякова В.П.
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Внеурочная деятельность
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Однако рамки урока сковывают работу с этими детьми, поэтому мы максимально использовали внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дали возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.
В 1 полугодии были проведены следующие мероприятия
1. Всероссийский конкурс сочинений - октябрь(4-11 классы).
2. Участие в тестировании он-лайн 11 класс.
3. Участие в конкурсах: «Лингвист», «Уникум», «Еж».
4. Участие в конкурсе «Живая классика» (подготовительный этап).
5. Участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе
(1этап-школьный, 2-й этап-районный, 3- региональный).
Подготовка к школьным и районным, всероссийским олимпиадам, конкурсам
Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям. С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам русского языка и литературы, по итогам которых победители приняли участие в муниципальном и региональном турах предметных олимпиад.
Учащиеся МБОУ приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников. На районном этапе победителями стали:
Русский язык – 3 учащихся (Елсукова А., Берлинова А.,Трухина В);
Литература – 8 учащихся (Берлинова А., Осмоловский С., Дмитриева Н, Курбаева О,. Кобазова А., Клюшевич В., Ходосевич Д., Гончарова А.
Учащиеся МБОУ приняли участие во Всероссийском конкурсе сочинений. На районном этапе победителями стали 2 учащихся:
Стогова Яна (7 класс) - 1 место;
Курбаева Ольга (8 класс) - 2 место.
Участие в конкурсах: «Лингвист», «Уникум» - дипломанты 6 человек.
Участие в конкурсе «Живая классика» (идет подготовительный этап к школьному туру) – 15 человек.
Вывод: необходимо вести систематическую работу с одаренными учащимися, чтобы добиться более значительных результатов по предметным олимпиадам.
Классный час «200 лет со дня рождения И.С.Тургенева».
Цель: способствовать приобщению учащихся к жизни и творчеству И.С.Тургенева.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мониторинг образовательных достижений по русскому языку и литературе обучающихся 5-11 классов за 2 полугодие 2018-2019 учебного года.
№ п/п | ФИО | Русский язык | литература |
качество | успеваемость | качество | успеваемость |
1 | Данилович З.П. | 60% | 100% | 64% | 100% |
2 | Кузина И.Н | 47% | 100% | 48% | 100% |
3 | Левданская О.А. | 50% | 100% | 51% | 100% |
4 | Ломаева Т.Н. | 62% | 100% | 52% | 100% |
5 | Паранюк Т.Н. | 54% | 100% | 55% | 100% |
6 | Позднякова В.П. | 64% | 100% | 58% | 100% |
Подготовка учащихся 9,11 классов к ГИА.
Итоговое сочинение-11 класс. В 1 полугодии велась плодотворная работа по подготовке обучающихся 11 класса к итоговому сочинению. Все учащиеся успешно 6 декабря написали сочинение (см. протоколы).
Устный экзамен по русскому языку в 9 классе. В ноябре в 9-х классах проходило апробирование устного экзамена по русскому языку. В настоящее время ведется плодотворная работа по подготовке учащихся 9 классов к устному экзамену по русскому языку (февраль 2019 года),
Ведется интенсивная подготовка к ЕГЭ- 11 кл.; ОГЭ - 9 кл. (учителя: Левданская О.А., Паранюк Т.Н.).
В течение полугодия учителя-предметники проводили дополнительные занятия и консультации по подготовке 9-11классников к ГИА, а также проводили индивидуальные занятия с учащихся. Были подготовлены оценочные материалы для тренировки и обретения уверенности в своих знаниях (тесты, письменные работы, диктанты, проверочные работы). Проведено пробное тестирование в сентябре(входное) и декабре (промежуточное) в 9, 11 классах (см. отчет учителей за 1 полугодие)).
Участие в тестировании в режиме онлайн-конкурсе «Старт» Русский язык 11 класс - Левданская О.А..
Подготовка к всероссийским проверочным работам
1 полугодие - Всероссийская диагностическая работа по читательской грамотности - 6 класс (организация и проведение ).
Педагоги 5-7 классов активно ведут подготовку учащихся к ВПР по русскому языку, которая пройдет во втором полугодии (4 четверть).
Вывод: Анализируя работу учителей методического объединения за истекшее полугодие, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся
Задачи на 2 полугодие по совершенствованию образовательного процесса:
Продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности.
Воспитывать уважение и любовь учащихся к родному языку и литературе.
Систематически анализировать качество обучения учащихся по итогам посещения уроков и мероприятий.
Совершенствовать работу с одаренными учащимися через внеклассную, внеурочную деятельность, творческие конкурсы.
Руководитель школьного МО Позднякова В.П.