Школьное образование в эпоху Просвещения
Выполнила: учитель начальных классов А.В. Важдаева
Прогуливаясь в выходные по центру города, я обнаружила вот такой плакат, с которым, конечно, сделала памятное фото. Оказывается, 2023 год — год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики К.Д. Ушинского — Указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом педагога и наставника .
А кто же такой педагог? Это учитель, воспитатель, тьютор… Где работают люди этих профессий? В школе, университете! С кем? С учениками и студентами! Без вас не было бы нас! Когда появились все эти слова и понятия, как менялись? Давайте узнаем сегодня на нашем занятии!
С возникновением человеческого общества появилась традиция передачи накопленного опыта молодому поколению . Иначе всё пришлось бы изобретать заново каждому новому человеку, а до прогресса бы не дошло. Можно сказать, обучение и воспитание родились вместе с человечеством и всегда были одной из его главных ролей . С развитием цивилизации они изменялись. Долгое время этот процесс происходил естественно...
… Но увеличение объема передаваемой информации, накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение привели к необходимости специально обучать и воспитывать детей . История воспитания связана с зарождением семьи – 5 тыс. лет до н.э., а история образования с появлением школ как общественных институтов – 3 тыс. лет до н.э.
Практика воспитания и обучения с древнейших времён до Средневековья
Воспитание детей в первобытном обществе было коллективным и всеобщим, происходило в процессе жизнедеятельности по принципу «делай как я», ориентировалось на борьбу за выживание. Дети наблюдали за старшими, копировали их , так приобретали
умения и навыки. Девочки с женщинами собирали съедобные и лечебные растения, готовили пищу на огне, шили одежду из шкур животных, берегли пламя в очаге.
Мальчики с мужчинами охотились, ловили рыбу, делали оружие и орудия труда, защищали племя от врагов. Большую роль в воспитании играл фольклор. Все подростки 10–15 л. проходили обряд инициации – испытание и посвящение во взрослые.
В связи с разделением труда и появлением земледелия, скотоводства, ремёсел возникла необходимость специально организовать деятельность по приобщению детей к тем занятиям,
благодаря которым выживали взрослые. Старшие прививали трудовые навыки, рассказывали о традициях и обрядах рода, нормах поведения, знакомили с верованиями. Были и зачатки военного воспитания:
стрельба из лука, метание копья, езда верхом. Появилась роль опытного наставника, зародилось воспитание как особый вид человеческой деятельности, важным средством которого стала возникшая у людей речь и письмо в виде рисунков (пиктограмма) .
Дробление общины на семьи, появление частной собственности изменило организацию родового общества, появилось семейно-сословное воспитание в зависимости от происхождения и достатка,
дети продолжали род деятельности родителей. Возникли организованные формы воспитания для мальчиков и девочек отдельно — «дома молодёжи» под руководством старейшин, вождей и священнослужителей.
Вместе с первыми древнейшими государствами Междуречья, в Древним Египте, Иране, Индии и Китае при храмах возникали первые школы, обучавшие мальчиков знатного происхождения: письмо, чтение, счет, право, медицина, астрология, учились магическим обрядам, работать с материалами, делить землю, составлять договоры.
Школы врачевателей, военного дела, жреческие, дворцовые школы писцов-чиновников. Общее образование вместе с профессией. В Израильско-Иудейском царстве начальное обучение бесплатно и охватывало девочек. Писали на папирусе и глиняных табличках (клинопись).
Папирус — ленты из стеблей растения, дорогие и использовали многократно, записи стирали влажной губкой. Чёрной и красной краской писали 700 иероглифов (цифры, звуки, слова). Хранили свёрнутыми в трубочку.
Из глины жители Месопотамии делали прямоугольные лепёшки — таблички, заострённой деревянной, костяной или тростниковой палочкой выдавливали знаки шумерской письменности, клинья. Ошибки стирали мокрым пальцем. Для сохранения таблички сушили и обжигали.
В Древней Греции и Древнем Риме, эпоху Античности (III тыс. до н.э. — V в. н.э.) ценилось всестороннее умственное, физическое, нравственное развитие. В Др. Греции была введена должность «педагог» (детоводитель), провожавший мальчиков в школу, обучение общедоступно, чтобы все граждане умели управлять государством (демократия).
Системы воспитания были в Спарте и Афинах. В «школы досуга» Афин развивали кругозор, логику, природолюбие и чувство прекрасного в свободном общении учеников и учителя. В Спарте развивали физические качества и военную подготовку на основе беспрекословного послушания.
Философы античности (Плутарх, Пифагор, Сократ, Аристотель, Платон) заложили основы обучения детей и молодёжи . Вопросно-ответный метод Сократа, приучение к труду в учебном процессе, умению побеждать в суровых условиях существуют и сегодня. Слово «школа» греческое и означало «досуг», занятия в свободное время.
Из Др. Греции к нам пришли школьные предметы (литература, математика, история, пение, музыка, физкультура) и подобие тетрадок (от греческого слова «тетра» — 4 скреплённые кожаным ремнём восковые дощечки, на которых писали костяной палочкой — стилусом).
В римских школах главное — грамматика и законы . Мальчики учились ведению боя и римскому праву, девочки — медицине, управлению прислугой, уходу за детьми, пению, танцам, литературе. Начальное обучение всеобще, а высшая ступень — риторские школы
ораторского искусства и политики для благородных юношей. Учили военные, государственные деятели, богатые торговцы, много путешествовавшие и видавшие
Самое любимое школьное слово «каникулы» происходит из Др. Рима. Этим словом в значении «собачка» римляне называли звезду Сириус в созвездии Большого Пса, которая появляется на небе в самое жаркое время года («собачьи дни»), когда невозможно учиться. А у нас есть выражение «собачий холод» с противоположным значением.
Для обучения использовали берёзовую кору. Берестяные грамоты с процарапанными писалом (заострённым железным или костяным стержнем) буквами кириллицы (азбуки монахов Кирилла и Мефодия) были у учеников монастырских школ в Древней Руси в IX–XV в. (это уже следующая эпоха).
В Средневековье (V — XV в. н.э.) церковь стала центром науки и образования, оно было дорогим, воспитание носило духовный характер , им занимались философы-богословы (Ф. Аквинский).
Грамотными были только священники и монахи, которые читали книги во время богослужений. В Европе христианство, на Востоке — буддизм, индуизм, ислам. Типы церковных школ: церковно-приходские,
монастырские и кафедральные (соборные) при резиденциях епископов. Жизнь школы проходила под звон церковного колокола. Поэтому появился звонок на урок: большой колокол, маленький колокольчик, теперь электрический.
В школах мальчики учились основам грамоты, религиозным догматам, хоровому пению псалмов и молитв на латыни. Применялись зазубривание и наказания. Появились небольшие столы с наклонной для удобства столешницей как у монахов-переписчиков книг — «предки» школьной парты . Для письма использовали заточенные птичьи перья .
В книгах вместо бумаги использовалась особо обработанная кожа — пергамент , поэтому они были редки и очень дороги. Сначала дети одолевали по слогам азбуку, потом читали церковные книги : Часослов, Псалтирь, Апостол и Евангелие, в год по одной книге.
С ростом городов и торговли, промышленности и ремёсел появились светские учебные заведения: цеховые школы (начальное образование сыновьям ремесленников) и гильдейские школы (для состоятельных детей купцов). В них образование приобрело практическую направленность. А основой обучения являлся родной язык.
Для сыновей знатных феодалов были р ыцарские школы на основе «7-ми добродетелей», включая физическое развитие и военную подготовку, шахматы, обучение стихосложению и игре на музыкальных инструментах, при этом читать и писать было не обязательно.
Возникают образовательные центры высшего уровня — университеты , в которых действовали богословский, юридический, артистический факультеты. Некоторые родители считали, что путешествие — лучшее завершение образования для юноши.
Появились первые ученые. Образование стали получать и благородные девочки: осваивали грамоту, религию, музыку и рукоделие дома или при монастырях.
В эпоху Возрождения (ХIV-ХVI в.) идея всестороннего развитии личности возникла вновь, но ее связывали с соединением образования и воспитания с производительным трудом . Э.Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень выступали за гуманность
к детям, обучение на основе опыта и на родном языке, использовали культурное наследие античности и достижения развивавшихся науки и искусства.
Новый вид образования в классических гимназиях: изучение латинского и греческого языков, античной литературы и искусства. Ф. Бэкон выделил педагогику из философии, раскрыл её методы, учёт индивидуальности ребёнка, признав роль педагогики в развитии общества.
Типы школ — элементарного, повышенного общего и высшего образования. Школы для мальчиков и девочек были отдельными. Начальные школы стали всеобщими. Появляются классы, где детей
разделяют по уровню подготовки. Место священника-учителя в начальной школе постепенно занимает профессиональный учитель. Родному языку обучают по звукам и буквам. При обучении счету переходят от
римских цифр к арабским, применяются особые счёты, кубики, жетоны. Появляется школьная доска, первые учебники для школьников. Кроме городских школ колледжи, гимназии, грамматические, публичные школы, дворянские школы (дворцовы) и др.
Пальчиковая гимнастика “ЛЕТО”
Вот за что люблю я лето? (Загибаются пальцы по одному на каждый счет) Раз - Лето солнышком согрето (показываем яркое солнышко), Два – в лесу растет трава (показываем, как растёт травка), Три – ромашки – посмотри (показываем бинокль), А четыре – это лес (показываем деревья), Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять («плывём руками»). Шесть – пора грибов поесть («собираем» грибы всей рукой). Семь – малины я поем («собираем» малинку двумя пальчиками). Восемь – сено мы покосим («косим», будто у нас коса в руках). Девять – бабушка идет (пальчиками показываем шаги бабушки), Землянику нам несет (двумя руками показываем миску). Десять – всё вокруг в листву одето (мелко трепещем пальчиками-листочками). Вот, за что люблю я лето! (показываем сердечко)
Возникновение педагогики как отдельной науки в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения (XVII, XVIII в.) — идейное течение в Европе, Америке и России, вера в силу науки, образования и разума человека ( рационализм ), в возможность построить справедливое общество средствами нравственного воспитания на началах гуманизма и
приобщения к культуре его широких слоёв, развитие творческого начала. Ж.Ж. Руссо писал о равном право на образование, развивающее природные задатки .
Я.А. Коменский назвал девиз Просвещения: «Всем знать всё обо всем» — обобщения всех добытых человечеством знаний и доведения их в доступной форме всем людям — всеобщее образование через школьную систему доступную всем сословиям с преемственностью звеньев, приближение образования к общественным потребностям, приобщение к труду.
Им была введена классно-урочная система с конкретной темой урока, ежедневной проверкой знаний и последующими экзаменами, продолжительностью учебного года и урока. Достигли расцвета
классические гимназии , для них стали проектировать и строить специальные здания с помещениями учебных классов на 2-м этаже, вестибюля и квартир учителей на 1-м. Начали открывать школы для слепых и глухих детей.
Почти 600 лет назад И. Гуттенберг научил весь мир печатать бумажные книги , а не переписывать их от руки. И книги наводнили Европу, а потом и Россию. Постепенно распространились печатные учебники , которые могли купить даже бедные люди. Лозунг эпохи Просвещения: «Знание – сила» (Ф. Бэкон).
В XVII в. в России появляется азбука К. Истомина с картинками. Были и «азбуковники» — кроме текстов для чтения в них даны рекомендации для учителя. Издаётся и переводится и неучебная литература для детей - «Мир в картинках» Я.А. Коменского -
первая детская энциклопедия. Н.И. Новиков издавал первый детский журнал в стране «Детское чтение для сердца и разума» с научными статьями широкого круга.
Восковые дощечки (церы) как ученические тетради постепенно заменились на маленькие аспидные (грифельные) доски (покрытые черным слоем сланца аспида) в деревянной рамке. К ней прилагалась губка или ткань для стирания. Писали грифелем или палочкой, которая оставляла след, позднее мелом. Иногда поверхность расчерчивалась линиями.
В эпоху Просвещения был достигнут огромный прогресс сразу во множестве областей, что сказалось на школьной программе:
- многочисленные опыты и открытия в естественных науках (астрономии, биологии, физике, анатомии и химии);
- великие географические открытия (на карте мира Америка и Африка, на карте России — Сибирь, Урал, Камчатка, Аляска);
- промышленный переворот (машинный труд вместо ручного, появляется индустрия в виде мануфактур, фабрик, заводов);
- расцвет разных жанров изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры, возросла роль театра.
Обществу понадобились грамотные люди, специалисты.
Главное в развитии образования в эпоху Просвещения:
- попытки организовать всеобщее обучение,
- усиление роли государства в управлении народной школой,
- переход с латинского на национальные языки,
- усложнение учебной программы, новые предметы,
- узкопрофильная подготовка учеников,
- образование как гражданская обязанность,
- учебные заведения и для мальчиков, и для девочек,
- всесословное обучение, но по разным программам,
- зарождение педагогического образования,
- появление наглядных учебных пособий и учебников.
Развитие образования в России до эпохи Просвещения (Петра I):
- 988 год — крещения Руси, князь Владимир обязал детей бояр учиться грамоте и чтению в первых школах «Книжное учение»,
- школы при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске, учителя — монахи; Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла при церкви первое женское училище,
- в древнерусских школах XI–XV веков изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку,
- астрономию (7 свободных искусств как в античности), школы — центры культуры, в них делали переводы византийских и древних авторов, переписывали рукописи,
- в XV в. частные школы «Мастера грамоты» для мальчиков,
- в XVII в. открыта Славяно-греко-латинская академия — первый вуз России.
Как в Европе, в России были свои просвещённые монархи: императоры Пётр I, Елизавета Петровна и Екатерина II. Они поддерживали науку, искусство, реформировали образование, создали государственную систему светского образования от начального до высшего профессионального, развивали женское образование, открыли первые университеты, публичные библиотеки и музеи, театры, издавали собственные педагогические труды.
Школьные реформы Петра I по западноевропейским образцам: ввёл гражданский алфавит ; учредил Академию наук , пригласил учёных из Европы; открыл циферные школы с углублённым изучением математики; первый музей Кунсткамеру ; светские школы — навигационную, горнозаводскую, типографскую, адмиралтейскую, лекарскую; светско-духовные архиерейские школы; ввел учебную повинность.
При Елизавете Петровне в Москве открылся первый в России университет и Академия художеств в Санкт-Петербурге, первые русские гимназии, ими заведовал ученый-естествоиспытатель и поэт М.В. Ломоносов. Был создан первый географический атлас России.
При Екатерине II открылись Учительская семинария и Главное народное училище для учителей, Смольный институт благородных девиц — первое государственное
женское учебное заведение в Европе ; первая публичная библиотека и Эрмитаж; издан устав народных училищ , ставший первым основным законом по начальному образованию в России; первый толковый Российский академический словарь . Народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями составляли систему образования в России в XVIII в.
После эпохи Просвещения наступил XIX в., за ним XX, сейчас мы живём в XXI, в начале третьего тысячелетия. За это время появлялись и исчезали разные учебные принадлежности: ручки
шариковые и с металлическими перьями, портфели, бумажные тетрадки и дневники, электронная доска и дистант, совместное обучение мальчиков и девочек и многое-многое другое.
Давно уже на уроках дети не только слушают учителя и записывают за ним. Они смотрят и обсуждают фильмы, рисуют и делают значительную часть домашней работы на компьютере. И вообще, теперь можно учиться, совсем не выходя из дома , а общаясь с преподавателями через интернет, используя ресурсы разных образовательных порталов и сайтов.
Но как бы ни менялось время, что бы ни придумывали люди, ученику всегда в первую очередь будут нужны терпение и старательность, любознательность и дружелюбие, умная голова и доброе сердце. И пусть в ваших, теперь уже электронных, дневниках всегда будут пятёрки!
Ребята, давайте подведём итог занятия, выполнив задание: https://learningapps.org/display?v=pdwqtbdck23
Подробнее об истории развития школьного образования в России и в мире можно узнать из детских книг, использованных при подготовке к занятию:
Благодарю за внимание!