«Школьные годы …. военные»
Цели:
— формирование патриотических, гражданских чувств воспитанников на примере учителей и учащихся школы, защитивших Родину от фашизма;
— знакомство учащихся с деятельностью школы в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
— пробудить интерес школьников к славному историческому прошлому школы;
— показать факторы, способствующие рождению патриотических, гражданских чувств выпускников школы.
Учитель : Дорогие ребята ! Прошло 75 лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но до сих пор сердца многих людей сжимаются от боли, когда их слуха касается слова «война». Ведь каждый день страна теряла 14104 человека. Каждый час погибало 690 ее сыновей и дочерей. Каждую минуту – 10 человек. Шесть секунд уносили одну жизнь. Бесценную, неповторимую.
Сейчас над нами мирное небо. В скверах и парках слышен детский смех. По улицам беспечно прогуливаются люди. Но чтобы мир длился вечно, надо вопреки всему помнить о его зыбкости, о шести секундах, о счастье и тех людях, на плечи которых легло тяжёлое бремя войны.
Великая Отечественная война была труднейшим периодом в истории нашего государства. Общая опасность сплотила воедино все общество. Страна жила одной мыслью - защитить родную землю, разгромить агрессора. Нужно отдать дань уважения интеллигенции, которая помогла выжить стране в то трудное время, воодушевляя на Победу. Миллионы советских людей, проявившие невиданные образцы мужества и героизма на фронтах и в тылу, являлись воспитанниками школы1
Мы поведём сегодня разговор о том, какой была школа в годы Великой Отечественной войны, как повели себя её ученики и учителя перед лицом войны, то есть после того, как 22 июня в четыре часа утра, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, Германия напала на нашу страну.
Школа и война. Кажется, нет понятий более далёких друг от друга. Ведь война несёт разрушение, смерть. А школа? Созидает. Образовывает. Воспитывает. Так было и в те далёкие годы, когда хозяйкой великой, гордой сильной Советской России стала смерть.
Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встали дети у парты школьной
И сказали: «Настал наш час»
Выпускники уходили на фронт, старшеклассники обивали пороги райкомов комсомола и военкоматов, а малыши продолжали учиться. Навсегда врезалась в детскую память картина: солдаты уходят на фронт! но на фронт уходили не только солдаты…. Огромное количество мальчишек всех возрастов снимали с эшелонов поездов проводники и милиционеры.
Чтец 3: Я помню сожженные сёла
И после победного дня
Пустую, холодную школу,
Где четверо, кроме меня.
Где нам однорукий учитель
Рассказывал про Сталинград…
И помню поношенный китель
И пятна — следы от наград.
Он жил одиноко при школе.
И в класс приходил налегке.
И медленно левой рукою
Слова выводил на доске.
Мелок под рукою крошился.
Учитель не мог нам сказать,
Что заново с нами учился
Умению ровно писать.
Ему мы во всём подражали –
Таков был ребячий закон.
И пусть мы неровно писали,
Зато мы писали, как он.
Учитель!
Тебе я обязан всем чистым,
Всем светлым, что есть на земле,
И думой о судьбах Отчизны,
Что нёс ты на светлом челе!
К сожалению, учителей — ветеранов войны сегодня уже нет в живых. Но память о них навсегда сохранится в наших сердцах.
Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей, и ни на один день не прекращались занятия в школе. Труд учителя в любую эпоху осознавался как благородное деяние. Труд учителя в годы Великой Отечественной войны можно приравнять к подвигу. Ведь школа в это сложное военное время полным ходом жила, дышала, трудилась. Невзирая на неслыханные трудности, партия провозгласила закон о всеобщем обязательном обучении. «Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени… никаких ссылок на военную обстановку», — писала газета «Правда» 24 марта 1942 года.
А учиться ребятам приходилось в тяжёлых условиях — школа занималась в три смены, не хватало бумаги, топлива, зимой в классах было так холодно, что порой замерзали чернила, а ученики и учителя сидели в пальто и валенках при свете керосиновой лампы. Но и в такое время велась упорная борьба с отсевом учащихся: проводились комсомольско-пионерские рейды по домам. Внимательным отношением друг к другу, хорошим беспокойством за честь своего звена, своей школы добивались пионеры высокой успеваемости.
Даже в той страшной обстановке учителя внушали детям, что надо учиться. Помогали им обрести веру в то, что победа будет за нами. Учителя не ограничивались школьной программой и предметом. Воспитание душевной стойкости — такого предмета не было в расписании. Но тогда это была самая важная наука в школе.
На фронте отец. Обезлюдел город.
Далеких сражений доносится гул.
Груз тяжкой работы лёг маме на плечи,
А он бы и плечи мужчины пригнул.
Осенней порою я в школу пошёл.
Я вечером с книгой садился за стол.
А жизнь мне уроки свои задавала:
То воду таскал, то дрова я колол.
Задачу решаю. За окнами — мгла.
И мама — с шитьём у того же стола.
И свечка горящая — нет керосина! –
Сгоняет усталые тени с чела.
В условиях военного времени трудно было с подготовкой школ к новому учебному году: надеяться не на кого, только на свои силы. Это очень хорошо понимали и школьники, и учителя. Под руководством учителей они сами ремонтировали мебель, делали из сажи краску для покрытия классных досок и парт, изготовляли и ремонтировали учебные пособия, активно участвовали в месячниках по заготовке топлива для школ. Но трудности не страшили ребят: они знали — на фронте ещё труднее.
Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам. В школьных помещениях были размещены госпитали. Занятия проводились в 3-4 смены. В программах большое внимание уделялось военно-физической подготовке учащихся.
«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»
Рукописная книга «Дети войны» – из воспоминаний учительницы русского языка и литературы Соломатиной Н. А.
Конечно, военное время отразилось и на материале. Так, на уроках русского языка к классическим темам сочинений, например, добавились такие как «Чем я помог фронту» и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, содержавший подвиги русской армии, пионеров и комсомольцев.
Задачи по арифметике составляли сами учителя. Под диктовку дети писали условия: «Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли еще 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось?».
Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети рисовали самолеты, танки, корабли. Учителя физики объясняли принципы работы двигателей в самолетах и танках, применение электричества в военном деле.
Многое внимания уделяли физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм. Появился и новый, введённый специально к этому времени, предмет – военное дело. Его целью было повысить дисциплину школьников и воспитать физически крепких и выносливых юношей. Юношей, которые были бы способны действовать в составе взвода, в составе отделения. А девочек готовили к тому, чтобы выполнять обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток.
Помимо уроков и домашних заданий, которые никто не отменял, ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов.
Трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, дымовые шашки, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи.
Достижению победы над врагом была подчинена вся деятельность школы. Школа не просто выстояла, но вней появились еще и нововведения: Для учащихся, которые оканчивали начальную и семилетнюю школу, были установлены выпускные экзамены, введены экзамены на аттестат зрелости, учреждены золотые и серебряные медали за успехи в учёбе.
Из воспоминаний ученицы 8 класса 1941 года Василевской Дианы: «В первый год войны у нас в Грязовце появились госпитали. Мы, школьники, помогали их оборудовать, кто подушку принесёт, кто посуду. Даже доски приносили для кроватей. Потом приходили к раненым, ставили для них концерты, писали за них письма. Помню, как встречали ленинградцев, вывезенных из блокадного Ленинграда. Помню, как проходили через наш город сибиряки в маскировочных халатах, с лыжами и винтовками»
Из воспоминаний Татьяны Хозовой: «Мы не только учились, но и своим трудом помогали фронту и школе. Были созданы бригады по сбору клюквы, грибов, заготовке дров. Все каникулы работали в колхозах и совхозах. Несмотря на трудности, учились все на «хорошо» и «отлично». Мы понимали, что победа над врагом зависит и от наших успехов в школе. И вот 9 мая по радио мы услышали долгожданные слова: «Мы победили!»
Победа!!!! Учителя – фронтовики возвращались домой. Мужчины , пришедшие с фронта, заменяли детей на полях и заводах….. Шел долгий процесс восстановления городов, сел, заводов и школ. Школы возвращались к привычной жизни… Но все невзгоды, тяготы военных лет навсегда останутся в истории страны, истории российского образования!
Хотелось бы закончить словами простого солдата Леонида Супрунова, которые он написал своим землякам- школьникам с фронта.
«Помните, вы граждане страны, которая переживает час великих испытаний. Трудитесь для фронта, учитесь для фронта, отказывайтесь от лишнего для фронта. Победим врага, все придет сторицей. Живите дружно с учителями. Они – ваши, они для вас!».
«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!»
Рукописная книга «Дети войны» – из воспоминаний учительницы русского языка и литературы Соломатиной Н. А.
На фронте отец. Обезлюдел город.
Далеких сражений доносится гул.
Груз тяжкой работы лёг маме на плечи,
А он бы и плечи мужчины пригнул.
Осенней порою я в школу пошёл.
Я вечером с книгой садился за стол.
А жизнь мне уроки свои задавала:
То воду таскал, то дрова я колол.
Задачу решаю. За окнами — мгла.
И мама — с шитьём у того же стола.
И свечка горящая — нет керосина! –
Сгоняет усталые тени с чела.
Из воспоминаний ученицы 8 класса 1941 года Василевской Дианы:
«В первый год войны у нас в Грязовце появились госпитали. Мы, школьники, помогали их оборудовать, кто подушку принесёт, кто посуду. Даже доски приносили для кроватей. Потом приходили к раненым, ставили для них концерты, писали за них письма. Помню, как встречали ленинградцев, вывезенных из блокадного Ленинграда. Помню, как проходили через наш город сибиряки в маскировочных халатах, с лыжами и винтовками»
Из воспоминаний Татьяны Хозовой:
«Мы не только учились, но и своим трудом помогали фронту и школе. Были созданы бригады по сбору клюквы, грибов, заготовке дров. Все каникулы работали в колхозах и совхозах. Несмотря на трудности, учились все на «хорошо» и «отлично». Мы понимали, что победа над врагом зависит и от наших успехов в школе. И вот 9 мая по радио мы услышали долгожданные слова: «Мы победили!»