КОНСПЕКТ
КОРРЕКЦИОННО–РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 2 КЛАССА
«ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ».
Тема КР занятия: Школьные трудности.
Цель: снятие эмоционального напряжения, осознание своих школьных трудностей и нахождение путей их преодоления.
Задачи:
- Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы;
- формирование положительной стратегии взаимодействия, закрепление коммуникативных навыков учащихся;
- осознание проблемы в отношениях с окружающими, повышение представлений о собственной значимости и ценности другого человека.
- нахождение путей решения школьных, учебных проблем;
Предварительная работа: беседа о трудностях, которые возникают у второклассников дома, чтение пословиц и поговорок о «трудностях»:
Трудное не есть невозможное. Умелым и смелым трудности не страшны. Трудно найти, легко потерять. Трудностей боишься — вперед не пойдешь. (морд). Каждый человек узнается в трудностях. (удм). Без трудностей и жизни нет. (морд). Без трудностей дела не бывает. (чуваш). Не справившись с трудностями, блинов не попробуешь. (башк). Не испытав трудностей, ума не наберешься. (удм). Черные дни испытай, чтобы светлые дни в состоянии оценить. (арм). За трудностью есть своя радость. (башк). За трудностями следуют облегчения. (лакск). Не учись нежностям, учись трудностям. (тувинск). Перейдешь порог — пройдешь горы. (даргинск).
Этапы занятия:
1.Приветствие. Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие тактильных ощущений.
2. Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
3. Подведение к теме занятия.
4. Основное содержание - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, групповая дискуссия, занятия на развитие познавательной активности). Релаксация.– снятие эмоционального напряжения.
5. Рефлексия занятия — оценка занятия.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей
при проведении занятия.
Во 2-ом классе у детей активно развивается воля. Они учатся сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Занятия для учащихся 2 класса должны быть направлены на изучение детьми различных чувств, качеств, обучение элементам техники выразительных движений, на использование движений в восприятии эмоций и чувств, на приобретение навыков саморегуляции, умение преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.
Необходимое оборудование для проведения занятия: компьютерная презентация, карточки с кодировкой, карточки со слогами, рисунок космонавта, копилка трудностей второклассника.
Форма занятия - групповая.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Ход занятия.
Дети проходят в зал, их встречает психолог.
1.Приветствие.
«Разные способы».
Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! Перед тем как начать занятие, давайте сначала поприветствуем друг друга! Сейчас мы поздороваемся разными способами. Первый способ - поздороваемся плечиками, теперь - коленочками. А сейчас погладим по спинке соседа справа и приветливо посмотрим ему в глаза!
2. Разминка.
На сегодняшнем занятии мы с вами совершим необычное путешествие – мы полетим в космос! А в космосе находится одна планета, на которой живут люди такие же как и мы с вами, но только у них есть крылья. Они называют себя – чистокрылышки. На этой планете также находятся детские сады, больницы, школы… А название этой планеты мы сейчас с вами попробуем отгадать.
Инструкция: Каждой букве соответствует определённая фигура. Расшифруйте название планеты (Голубая планета). (Приложение 1).
(2-ой слайд).
Но прежде чем отправится на эту планету, мы с вами немного разомнёмся, поиграем - подготовимся к космическому путешествию.
Космическая игра «Космонавты».
По кабинету психолога разложены обручи «ракетодромы». Участники игры берутся за руки и встают в круг в центре класса. Вместе с психологом они начинают двигаться по кругу и громко декламировать:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам!
На какую захотим-
На такую полетим!
Но в игре один секрет-
Опоздавшим места нет!
Произнеся слово «нет!», дети расцепляют руки и бросаются к «ракетодромам» (обручам), стремясь занять любую свободную «ракету». После этого берут обруч на уровне пояса и под музыку двигаются по кабинету.
(3-ий слайд). После возвращаются на места.
3.Подведение к теме занятия.
А сейчас мы с вами отправляемся в космос на нашу Голубую планету (4-ый слайд).
(5-ый слайд). Посмотрите, какие жители населяют эту планету! Как вы думаете, какими качествами они обладают? (Ответы детей: добрые, весёлые, отзывчивые, жизнерадостные, общительные, честные, щедрые, аккуратные…)
А что вам указывает на то, что жители Голубой планеты обладают всеми этими качествами? (Ответы детей: добрые лица, приветливые глаза, улыбки…)
Но на эту планету мы с вами прилетели не случайно. Здесь живёт мальчик, который очень хочет, чтобы мы ему помогли. Этого мальчика зовут ГУРД. (6-ой слайд).
Он также как и вы ходит в школу, у него есть друзья, учительница, мама… Но иногда в его жизни происходят неприятные ситуации, которые ему очень трудно решить. Эти ситуации происходят с ним в школе. Гурд думал, как ему сообщить нам о своих проблемах и решил написать послание. Но послание пока летело до нашей школы из космоса, порвалось и разлетелось на слоги. Давайте попробуем соединить слоги и понять, в чём же испытывает трудности наш герой. (Приложение 2)
(7-ой слайд) – ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ.
4. Основная часть.
Первая трудность, с которой столкнулся мальчик Гурд – его часто ругает учительница. Ему кажется, что она его не любит. Как вы думаете, за что на него может злиться учитель? (Ответы детей: не слушается, отвлекается на уроке, обижает товарищей, обзывает; мешает заниматься…)
Давайте вместе подумаем, как ему можно наладить отношения с учителем?
Вторая трудность - Он делает много ошибок в словах.
- Обсуждение, поиск решения.
Третья трудность - в отношениях с одноклассниками. У него практически нет друзей. Как ему помочь приобрести друзей?
- Обсуждение, поиск решения.
Как вы думаете, помогли мы Гурду своими советами?
(8-ой слайд)
Возвращение из путешествия. (9-ый слайд)
Релаксация (10-ый слайд). (Приложение 3)
«Копилка трудностей».
Цель: осознание своих школьных трудностей.
А сейчас я предлагаю собрать вам Копилку трудностей второклассника, т.е. назвать всё, что вызывает трудности и огорчения в школе именно у вас. Сейчас подумайте над этим вопросом и запишите свои трудности, начиная словами
Мне трудно…
- А сейчас положите свои записки в нашу копилку (копилку трудностей). И с этого дня на занятиях мы будем доставать по одному листочку и вместе решать ваши школьные трудности.
Задание на самооценку. «Космонавт» (Приложение 4)
С каким настроением вы вернулись на землю, нарисуйте соответствующее выражение лица!
И в память о нашем космическом путешествии, возьмите космонавта с собой и раскрасьте его в классе.
6. Рефлексия.
- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Как вы думаете, для чего мы с вами обсуждали школьные трудности?
- Каким образом вы будете решать трудности в школе?
Спасибо за занятие! До свидания!
Использованная литература:
Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе(1-4).- М.: «Генезис», 2006.
Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей». Популярное пособие для родителей и детей.
О. В. ХУХЛАЕВА «ЛЕСЕНКА РАДОСТИ. КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы Издательство «Совершенство» Москва 1998.
Приложение 1
| | | | | | | | | | |
о | п | т | г | е | у | а | л | я | б | н |
Приложение 1
| | | | | | | | | | |
о | п | т | г | е | у | а | л | я | б | н |
Приложение 1
| | | | | | | | | | |
о | п | т | г | е | у | а | л | я | б | н |
Приложение 1
| | | | | | | | | | |
о | п | т | г | е | у | а | л | я | б | н |
Приложение 2
Приложение 3
Релаксация.
Мы снова команда межпланетного космического корабля землян. Перед тем как вернуться на Землю мы с вами отправимся на противоположную сторону Голубой планеты. Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох — выдох (3 раза). Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох — выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох — выдох (3 раза). Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох — выдох (2 раза). Мы летим в космосе!
На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель — противоположная сторона Голубой планеты... И вот мы уже близко. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох — и выдох (2 раза) так и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели! Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками и огромными глазами. Это жители Голубой планеты, Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и... чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта.
Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми. Милые Чистокрылышки, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными.
Заходим в наш космический корабль, занимаем свои места.
Вдох — выдох (3 раза). Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите! Теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох — выдох. Корабль взлетел!
Мы пролетаем мимо Венеры, Юпитера и Марса, а мимо нас пролетает множество метеоритов и звезд. И вот вдалеке, совсем крохотная появилась наша планета Земля. Она все ближе и ближе. И вот она совсем рядом. Вот мы и приземлились. Когда вы откроете глаза, вы снова окажетесь в нашей школе, в кабинете психолога. Глубоко вдохните и медленно выдохните… Открывайте глаза. С удачным вас возвращением.
Приложение 4
Приложение 4