СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный этап всероссийской олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) 11 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный этап всероссийской олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Школьный этап всероссийской олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) 11 класс»

Школьный этап всероссийской олимпиады по искусству

(мировой художественной культуре)

11 класс


Задание 1


Перед Вами 5 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову соответствует одно из изображений.

  1. Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу № 1 вместе с номером соответствующего изображения.


АКИДВУ

НТНЕОАП

АИАИАТКДР

ЯМЕКОДИ

ФАКИРА


Таблица № 1.


1.


2.

3.

4.


5.


  1. Кратко поясните в таблице № 2 смысл этих слов.

  2. Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные слова.

  3. Приведите ещё один образец искусства культуры этого же периода. Поясните выбор.


Таблица № 2

Слова

Определения

1.






2.





3.





4.





5.





Название культурной эпохи



Задание 2

2.1

Карл Павлович Брюллов и Фёдор Антонович Бруни – ровесники, талантливые и трудолюбивые выпускники Петербургской Академии художеств почти одновременно уехали в Италию. Там обоими были созданы крупные полотна, полные драматизма, обращённые к теме природных и мифических катаклизмов: «Последний день Помпеи» и «Медный змий». Высокое мастерство, вдумчивость и воображение, подкреплённое полученными из литературы знаниями, были характерны для всего творчества Ф.А. Бруни. Однако, такого успеха, такого единодушного всеобщего восторга, какой сопутствовал «Последнему дню Помпеи», «Медный змий» Ф.А. Бруни не имел. Хотя критики высоко оценили композицию, компоновку и рисунок групп, гармоничный колорит и блестящее живописное мастерство.

Как вы думаете, почему «Медный змий» не имел успеха? Рассмотрите внимательно оба полотна и постарайтесь дать правильный ответ.

Для справки: «Медный змий» был написан на сюжет Ветхого завета. Бог послал в наказание иудеям множество змей, которые своими укусами губили людей. Моисей вымолил у Бога спасение для людей: он изготовил медного змия, одного взгляда на которого было достаточно, чтобы сохранить жизнь.


1.

2.














Задание 3

3.1

Даны изображения архитектурных памятников:

1.


2.


3.





4.

5.


6.

7.


8.

9

10.


1. Соберите номера сооружений в группы по стилям.

2. Напишите характерные признаки каждого архитектурного стиля.

3.Расположите группы в хронологической последовательности.

№ п/п

№ сооружения

стиль

характерные черты



























3.2

Перед Вами - афиша выставки удмуртских живописцев, проходившей в выставочном центре "Галерея" г. Ижевска:



У каждого из авторов этой выставки - Валентина Белых, Вячеслава Михайлова и Расифа Батыршина своя неповторимая манера письма.

Валентин Белых заявляет: "В картинах люблю смысл, историю, философскую основу, аллегорию. Художник-мыслитель – моё кредо".

"Главное для меня, - говорит Вячеслав Михайлов, - убедить себя в композиционной выстроенности, слаженности тона и цвета картины, что помогает прикоснуться к таинствам со сложными глубинными подтекстами". Его работам свойственны фольклорная образность и удивительное чувство цвета.

Расиф Батыршин, объясняет: "Я показываю красоту простого и прекрасного мира в сочетании с искренностью и поэтическим мироощущением. Из-за нашей постоянной спешки мы не замечаем то, прекрасное, что окружает нас. В своих работах я обращаю внимание зрителя на красоту удмуртских мест".


Определите авторов этих картин с выставки:

1.


2.

3.


4.

5.


6.


Какое название этой выставки предложили бы Вы?

Придумайте несколько вариантов.

Название выставки

1


2


3


4




















Ключи к школьному этапу всероссийской олимпиады по искусству

(мировой художественной культуры)

11 класс



Задание 1

Перед Вами 5 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову соответствует одно из изображений.

  1. Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу № 1 вместе с номером соответствующего изображения.

АКИДВУ

НТНЕОАП

АИАИАТКДР

ЯМЕКОДИ

ФАКИРА


  1. Кратко поясните в таблице № 2 смысл этих слов.

  2. Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные слова.

  3. Приведите ещё один образец искусства культуры этого же периода. Поясните выбор.

Предполагаемый вариант ответа:

Таблица № 1.

1. Кариатида

2. Комедия

3. Виадук

4. Пантеон

5. Кифара

Таблица № 2

Слова

Определения

1. Кариатида

Статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру.

2. Комедия

Один из жанров древнегреческой драматургии. Она берет свои истоки в народных обрядовых действиях, которые устраивались в честь плодородия. Подобные празднества, в основном, состояли из веселых песен, шуток, насмешек и непристойностей.

3. Виадук

Сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.

  1. 4. Пантеон

“Храм всех Богов” в Риме, построенный в 125 г. Имеет купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей.

  1. 5 5. Кифара

Древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры. Один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции.

Название культурной эпохи

Все приведенные в задании примеры относятся к художественной культуре Античности (Древняя Греция и Древний Рим)


Критерии оценки:

  1. Участник расшифровывает 5 слов – понятий. По 1 баллу за каждую расшифровку. Максимально – 5 баллов.

  2. Участник верно соотносит 5 понятий с изображениями. По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Максимально – 5 баллов.

  3. Участник даёт 5 определений расшифрованным понятиям. По 2 балла за каждое определение (1 балл - правильность, 1 балл - грамотность). Максимально – 10 баллов.

Максимальная оценка за ответ - 21 балла.


2.1

Карл Павлович Брюллов и Фёдор Антонович Бруни – ровесники, талантливые и трудолюбивые выпускники Петербургской Академии художеств почти одновременно уехали в Италию. Там обоими были созданы крупные полотна, полные драматизма, обращённые к теме природных и мифичесих катаклизмов: «Последний день Помпеи» и «Медный змий». Высокое мастерство, вдумчивость и воображение, подкреплённое полученными из литературы знаниями, были характерны для всего творчества Ф.А. Бруни. Однако, такого успеха, такого единодушного всеобщего восторга, какой сопутствовал «Последнему дню Помпеи», «Медный змий» Ф.А. Бруни не имел. Хотя критики высоко оценили композицию, компоновку и рисунок групп, гармоничный колорит и блестящее живописное мастерство.

Как вы думаете, почему «Медный змий» не имел успеха? Рассмотрите внимательно оба полотна и постарайтесь дать правильный ответ.

Для справки: «Медный змий» был написан на сюжет Ветхого завета. Бог послал в наказание иудеям множество змей, которые своими укусами губили людей. Моисей вымолил у Бога спасение для людей: он изготовил медного змия, одного взгляда на которого было достаточно, чтобы сохранить жизнь.



Правильный ответ:

В знаменитой работе Брюллова присутствует понятный зрителю романтический сюжет противостояния человека и стихии, воплощённый в благородных классицистических формах. Романтическая тенденция проявилась и в необычном молниеносном освещении на фоне огненной лавины. Освещение выбеливает цвет, лишая полуобнажённые фигуры телесного тона, уподобляя их мраморным изваяниям. Конфигурации групп, абрисы развевающихся драпировок приобретают декоративное изящество. Ужасающее гибельное зрелище заметно эстетизируется. При этом мы видим значительную одухотворённость персонажей, мобилизующих все физические и душевные силы в борьбе за свою жизнь и жизнь своих близких. Автор показывает благородство человека в самый трагический момент жизни.

В то же время работа Бруни – безотрадна, лишена поэтичности. Зритель видит множество умирающих, изображённых слишком однозначно и прямолинейно. Мрачный пейзаж, мёртвые тела, отсутствие ясности в воплощении сюжета. Смысл и цель Божьего наказания народа не вполне ясны. Зрителю бросаются в глаза фигуры распростёртого на переднем плане кричащего мужчины, гибнущего в расцвете лет, неподвижно лежащих мёртвых мальчиков, сидящего справа угрюмого старика, подбежавшей к колонне молодой матери с младенцем на руках. Моисей с его идеей чуда теряется в глубине композиции. Одухотворения и поэтичности он в полотно не вносит.


Критерии оценки:

Если участник олимпиады отметит одухотворённость одной работы и безотрадность другой, оценка 10 баллов.

За хороший стиль и чёткие формулировки – 5 баллов.

За грамотное использование искусствоведческой терминологии в тексте ответа надбавка – 5 баллов.

Максимальная оценка 20 баллов.


Задание 3

3.1. Даны изображения архитектурных памятников:


Предполагаемый вариант ответа:

1. - Главный корпус оружейного завода

(завод Ижмаш – концерн М.Т. Калашников)

Автор - Семён Дудин

Классицизм, в России: вторая половина XVIII-нач.XIX века.

г. Ижевск

2. Церковь Ризоположения

Автор неизвестен

Древняя Русь, X – XVII в.

Московский Кремль, г. Москва


3. Церковь Вознесения

Автор неизвестен

Древняя Русь, X – XVII в.

с. Коломенское

4. Екатерининский дворец

Ф.-Б. Растрелли

Барокко, в России: конец XVII–первая половина XVIII века.

Царское село (г. Пушкин)

5. Большой театр

Семён Дудин

Классицизм, в России: вторая половина XVIII-нач.XIX века

г. Москва

6. - Ярославский вокзал

Ф.Шехтель

Модерн, в России: 90-е годы XIX– нач. XX в.

г. Москва

7. церковь Покрова

Автор неизвестен

Древняя Русь, X – XVII в.

около с. Боголюбово, в устье реки Нерль

8. Особняк С.Рябушинского

Ф.Шехтель

Модерн, в России: 90-е годы XIX– нач. XX в.

г. Москва

9. Собор Смольного монастыря (Смольный собор)

Ф.-Б. Растрелли

Барокко, в России: конец XVII–первая половина XVIII века.

г. Санкт-Петербург

10. Колокольня Ивана Великого

Бон Фрязин

Древняя Русь, X – XVII в.

Московский Кремль, г. Москва


1. Соберите номера сооружений в группы по стилям.

2. Напишите характерные признаки каждого архитектурного стиля.

3.Расположите группы в хронологической последовательности.


№ п/п

№ сооружения

стиль

характерные черты

1

2, 3, 7, 10

Древне

русская архитектура

В архитектуре древнерусских храмов утвердился кубический крестово-купольный тип с опорными крещатыми столбами, поддерживающими своды и купола на световых барабанах, также строились шатровые храмы, внутренняя структура четко выражалась во внешних формах.

2

4, 9,


4,9 - Барокко,

Барокко – художественный стиль, отличающийся декоративной пышностью, сложными и динамичными формами планов и объемов.

3

1, 5,

Классицизм

Классицизм художественный стиль, рассматривал античность как идеальную этическую и художественную норму.

Классицизму присущи четкие геометрические формы планов и объемов, симметричность, использование ордерных элементов (колонн, треугольных фронтонов).

4

6, 8

Модерн

Модерн стиль, использовавший новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, асимметрию, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчёркнуто индивидуализированных зданий.

Для модерна характерно отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных», интерес к новым технологиям, стремлением стать единым синтетическим стилем.


Критерии оценки:


1. Участник правильно собирает архитектурные памятники в стилистические группы - за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально -12 баллов.

2. Участник правильно формулирует отличительные черты архитектурных стилей – за каждый правильный ответ – по 3 балла (1 балл за правильность, 1 балл за исчерпывающую полноту, 1 балл за грамотность изложения), максимально -12 баллов.

За дополнительную информацию по каждому определению – от 1 до 2 баллов за каждый стиль, максимально 8 баллов.

3. Участник выстраивает стилистические группы в правильной хронологической последовательности – за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально –4 балла.


Максимальная оценка за ответ – 36 балла.


3.2.

Перед Вами - афиша выставки удмуртских живописцев, проходившей в выставочном центре "Галерея" г. Ижевска.

У каждого из авторов этой выставки - Валентина Белых, Вячеслава Михайлова и Расифа Батыршина своя неповторимая манера письма.

Валентин Белых заявляет: "В картинах люблю смысл, историю, философскую основу, аллегорию. Художник-мыслитель – моё кредо".

"Главное для меня, - говорит Вячеслав Михайлов, - убедить себя в композиционной выстроенности, слаженности тона и цвета картины, что помогает прикоснуться к таинствам со сложными глубинными подтекстами".

Его работам свойственны фольклорная образность и удивительное чувство цвета.

Расиф Батыршин, объясняет: "Я показываю красоту простого и прекрасного мира в сочетании с искренностью и поэтическим мироощущением. Из-за нашей постоянной спешки мы не замечаем то, прекрасное, что окружает нас. В своих работах я обращаю внимание зрителя на красоту удмуртских мест".

1. Определите авторов этих картин с выставки.


Предполагаемый вариант ответа и критерии оценки:

1. Вячеслав Михайлов

2. Расиф Батыршин

3. Вячеслав Михайлов

4. Расиф Батыршин

5. Валентин Белых

6. Валентин Белых


По 1 баллу за правильное определение. Максимум - 6 баллов.


2. Какое название этой выставки предложили бы Вы? Придумайте несколько вариантов. Названия: "Такая разная и родная", "Мой мир", "Философия места" и т.п.

За каждое интересное и образное название - по 1 баллу. Максимум 4 балла.



Максимальная оценка за ответ – 10 баллов.




Максимальное количество баллов за все задания - 87.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!