Школьный этап всероссийской олимпиады по искусству
(мировой художественной культуры)
10 класс
Задание 1
Перед Вами 5 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову соответствует одно из изображений.
Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу № 1 вместе с номером соответствующего изображения.
Кратко поясните в таблице № 2 смысл этих слов.
Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные слова.
ДЖУНСТОХЕН |
РЕМГНИ |
НАДРМЕ |
НОНФЕПАР |
КУРЗИКАТ |
Таблица № 1.
Таблица № 2.
Слова | Определения |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Название культурной эпохи | |
Задание 2
2.1
Перед вами портрет кисти английского портретиста Джорджа Доу, запечатлевший императора Александра I, центральная часть триптиха Павла Корина «Александр Невский», работа Зинаиды Серебряковой «Беление холста» и произведение выдающегося французского живописца Антуана Ватто «Жиль», изображающее актёра в сценическом костюме.
Рассмотрите их внимательно, и скажите, какая композиционная особенность их объединяет и какому художественному впечатлению она способствует?
Задание 3
3.1
Даны изображения 8 архитектурных сооружений 3 разных стилей
1. Заполните таблицу:
а) соберите номера сооружений в группы по стилям,
б) напишите отличительные характерные признаки каждого архитектурного стиля,
в) расположите группы в хронологической последовательности.
№ п/п | № сооружения | стиль | характерные черты |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
3.2
Определите к каким видам искусства относятся представленные здесь произведения. Впишите ответы ниже.
Какие из этих работ могли бы стать экспонатами выставки, афишу которой Вы видите:
Объясните название выставки.
Ключи к школьному этапу всероссийской олимпиады по искусству
(мировой художественной культуры)
10 класс
Задание 1
Перед Вами 5 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову соответствует одно из изображений.
Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу № 1 вместе с номером соответствующего изображения.
Кратко поясните в таблице № 2 смысл этих слов.
Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные слова.
ДЖУНСТОХЕН |
РЕМГНИ |
НАДРМЕ |
НОНФЕПАР |
КУРЗИКАТ |
Предполагаемый вариант ответа:
Таблица № 1.
| |
1. Парфенон | 2. Меандр |
| | |
3. Стоунхендж | 4. Зиккурат | 5. Менгир |
Таблица № 2.
Слова | Определения |
1. Парфенон | древнегреческий храм, расположенный в афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города Афине-Деве |
2. Меандр | Один из самых распространённых у этруссков, древних греков, а затем и у римлян типов орнамента. |
3. Стоунхендж | Самый известный кромлех, возведённый на рубеже каменного и бронзового веков. Находится в Великобритании. |
4.Зиккурат | В Месопотамии многоступенчатое культовое сооружение, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. |
5.Менгир | Простейший мегалит в виде вертикально установленного человеком разной степени обработки камня. Иногда они располагались в несколько рядов. |
Название культурной эпохи | Все приведенные в задании примеры относятся к художественной культуре Древнего мира и Античности (эгейское искусство) |
Критерии оценки:
Участник расшифровывает 5 слов – понятий. По 1 баллу за каждую расшифровку. Максимально – 5 баллов.
Участник верно соотносит 5 понятий с изображениями. По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Максимально – 5 баллов.
Участник даёт 5 определений расшифрованным понятиям. По 2 балла за каждое определение (1 балл - правильность, 1 балл - грамотность). Максимально – 10 баллов.
Участник верно определяет культурно-историческую эпоху – 1 балл.
Участник приводит пример культурного наследия определенной им эпохи (1 балл), дает его характеристику (2 балла). Максимум - 3 балла.
Максимальная оценка за ответ - 24 балла.
Задание 2
2.1
Перед вами портрет кисти английского портретиста Джорджа Доу, запечатлевший императора Александра I, центральная часть триптиха Павла Корина «Александр Невский», работа Зинаиды Серебряковой «Беление холста» и произведение выдающегося французского живописца Антуана Ватто «Жиль», изображающее актёра в сценическом костюме.
Рассмотрите их внимательно, и скажите, какая композиционная особенность их объединяет и какому художественному впечатлению она способствует?
Правильный ответ: Для композиционного построения всех этих полотен характерна низкая линия горизонта, на фоне которой человеческая фигура, приближенная к первому плану и представленная в полный рост выглядит более монументально и величественно.
Критерии оценки:
Если участник олимпиады обратит внимание на низкую линию горизонта как на общую черту всех представленных полотен оценка 5 баллов.
Если отметит приближенность фигур к первому плану – 5 баллов.
Если отметит изображение персонажей в полный рост – 5 баллов.
Если сформулирует мысль о том, что такое композиционное решение способствует возвеличиванию человека – 5 баллов.
Максимальная оценка за ответ - 20 баллов.
Задание 3
3.1
Даны изображения 8 архитектурных сооружений 3 разных стилей.
| |
1. Софийский собор в Новгороде Автор неизвестен | 2. Казанский собор в Петербурге А. Воронихин |
| |
3. Смольный собор в Петербурге Ф.-Б. Растрелли | 4. Успенский собор Московского Кремля А. Фиораванти |
| |
5. Собор Покрова на рву в Москве (как вариант ответа - собор Василия Блаженного) Барма и Постник | 6. Большой театр в Москве И. Бове |
| |
7. Собор Александра Невского (как вариант ответа - Александро-Невский собор) в Ижевске С. Дудин | 8. Зимний дворец в Петербурге Ф.-Б. Растрелли |
1. Заполните таблицу:
а) соберите номера сооружений в группы по стилям,
б) напишите отличительные характерные признаки каждого архитектурного стиля,
в) расположите группы в хронологической последовательности.
№ п/п | № сооружения | стиль | характерные черты |
1. | 1, 4, 5 | Древнерусская архитектура | В архитектуре древнерусских храмов утвердился кубический крестово-купольный тип с опорными крещатыми столбами, поддерживающими своды и купола на световых барабанах, также строились шатровые храмы, внутренняя структура четко выражалась во внешних формах. |
2. | 3, 8 | Барокко | Барокко – художественный стиль, в русской архитектуре - конца XVII - середины XVIII в., отличающийся декоративной пышностью, сложными и динамичными формами планов и объемов. |
3. | 2, 6, 7 | Классицизм | Классицизм — художественный стиль, в русской архитектуре – второй половины XVIII - начала XIX в., рассматривал античность как идеальную этическую и художественную норму. Классицизму присущи четкие геометрические формы планов и объемов, симметричность, использование ордерных элементов (колонн, треугольных фронтонов). |
Критерии оценки:
1. Участник правильно собирает архитектурные памятники в стилистические группы - за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально - 8 баллов.
2. Участник правильно формулирует отличительные черты архитектурных стилей – за каждый правильный ответ – 3 балла, максимально - 9 баллов.
За дополнительную информацию по каждому определению – от 1 до 2 баллов за каждый стиль, максимально 6 баллов.
3. Участник выстраивает стилистические группы в правильной хронологической последовательности – за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально –3 балла.
Максимальная оценка за ответ - 26 баллов.
3.2
Определите к каким видам искусства относятся представленные здесь произведения. Впишите ответы.
Предполагаемый вариант ответа и критерии оценки:
| |
1. графика | 2. декоративно-прикладное искусство (дпи) |
| |
3. кино (или если имеется в виду афиша, то графика) | 4. живопись |
| |
5. графика (так как это книжная иллюстрация) | 6. декоративно-прикладное искусство (дпи) |
за каждое правильное определение вида искусства по 1 баллу (максимум 6 баллов)
Какие из этих работ могли бы стать экспонатами выставки, афишу которой Вы видите:
Объясните название выставки.
Название "Не чёрный квадрат" - отражает суть экспозиции: на выставке представлены платки и композиции для интерьера традиционной (квадратной) формы, расписанные в технике батика. Таким образом художницы акцентируют внимание на содержании, демонстрируя разнообразие декоративных решений, технических подходов. «Не чёрный квадрат» - это легкая ирония по поводу большого внимания людей к "Черному квадрату" К. Малевича. Художницы, по всей видимости, хотят сказать, что нет, мир не черный, посмотрите, какой он прекрасный, цветной, наполненный позитивными образами.
За интересное, грамотное и логичное объяснение названия - 4 балла.
Максимальная оценка за ответ – 10
Общее количество баллов за все задания - 80.
11