Школьный этап всероссийской олимпиады по искусству
(мировой художественной культуре)
7 и 8 классы
Задание 1
В клетках квадрата написаны 4 слова. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какую-либо клетку дважды.
1. Соберите эти слова и запишите их в таблицу № 1 рядом с соответствующим изображением.
2. В таблице № 2 дайте им лаконичное пояснение, определение.
3. Запишите название культурного явления, объединяющего все найденные Вами слова.
с | в | у | с | к |
р | и | г | л | о |
е | л | ь, | и, | ж |
щ | е | р | т | о |
ё | т | к | а, | р |
таблица №1
таблица №2
Слова | Определения |
| |
| |
| |
| |
Название культурного явления | |
Задание 2
Памятник Александру III часто противопоставляют Медному всаднику Фальконе.
Определите, где чей памятник. Ответы подпишите под фотографиями.
| |
1. | 2. |
Задание 3
Определите художественное произведение по фрагменту:
Напишите:
Полное имя автора данной работы.
Название произведения.
Каков сюжет художественного произведения?
Опишите общую композицию картины и укажите количество изображённых на ней фигур.
Автор | |
Название | |
Годы жизни | |
Страна | |
Сюжет | |
Описание композиции | |
Задание 4
4.1
В таблице № 1 перепутаны понятия и их определения.
1. Соотнесите понятия с их определениями.
2. Внесите в таблицу № 2 буквы, соответствующие цифрам.
3. Дайте определение оставшимся понятиям
Таблица №1
Понятия | Определения |
1. Миф | А – архитектурно оформленный вход в здание |
2. Портал | Б – поверхность окон или дверей, созданная разноцветными или расписными стеклами, рассчитанная на сквозное освещение |
3. Витраж | В – сосуд, в котором древние греки смешивали вино с водой |
4. Сфинкс | Г – определенная картина окружающего мира и система взглядов на жизнь; попытка объяснить явления природы, смысл жизни, нравственные ценности и принятые в обществе моральные нормы |
5. Кратер | Д |
6. Фреска | Е |
Таблица №2
4.2 Напишите, какие виды искусства представлены на приведённых ниже изображениях?
| |
1. | 2. |
Ключи к школьному этапу всероссийской олимпиады по искусству
(мировой художественной культуры)
7-8 класс
Задание 1
В клетках квадрата написаны 4 слова. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какую-либо клетку дважды.
1. Соберите эти слова и запишите их в таблицу № 1 рядом с соответствующим изображением.
2. В таблице № 2 дайте им лаконичное пояснение, определение.
с | в | у | с | к |
р | и | г | л | о |
е | л | ь, | и, | ж |
щ | е | р | т | о |
ё | т | к | а, | р |
таблица №1
| |
1. Свирель | 2. Рожок |
| |
3. Гусли | 4. Трещётка |
таблица №2
Слова | Определения |
1. свирель | древнейший деревянный духовой музыкальный инструмент славянских народов. Очень похожа на продольную флейту. |
2. рожок | принадлежит к русским народным духовым музыкальным инструментам. Обычно делается из древесины клена, можжевельника или березы. Широко используется пастухами, воинами и сторожами. Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для "своих". |
3. гусли | струнный щипковый музыкальный инструмент, распространённый на Руси с древности. |
4. трещётка | принадлежит к одним из самых древних русских народных ударных музыкальных инструментов. Она представляет собой набор деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. |
Название творческого явления | Русские народные музыкальные инструменты |
Критерии оценки:
1. Участник находит 4 слова. По 1 баллу за каждое найденное слово. Максимум - 4 балла.
Участник верно соотносит 4 слова с изображениями. По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Максимум - 4 балла.
2. Участник дает 4 определения расшифрованным словам. По 2 балла за каждое определение (1 балл - правильность, 1 балл - грамотность). Максимум - 8 баллов.
3. Участник верно определяет художественное явление, объединяющее все найденные слова - 1 балл.
Максимальная оценка за ответ - 17 баллов.
Задание 2
Памятник Александру III часто противопоставляют Медному всаднику Фальконе.
Определите, где чей памятник. Ответы подпишите под фотографиями.
Дайте сравнительную характеристику обоих конных монументов.
| |
1. | 2. |
Правильный ответ:
1 - памятник императору Александру III, 2 - памятник Петру I.
Критерии оценки:
Правильное определение памятника - 2 балла
Максимальная оценка за ответ - 2 балла.
Задание 3
Определите художественное произведение по фрагменту:
Напишите:
Полное имя автора данной работы.
Название произведения.
Каков сюжет художественного произведения?
Опишите общую композицию картины и укажите количество изображённых на ней фигур.
Предполагаемый вариант ответа:
Рембрандт Харменс ван Рейн.
“Возвращение блудного сына”.
Сюжет картины взят из Нового Завета. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает от отца свою часть имения и расточает её в дальней стороне, живя распутно. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью. Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится прощением.
На картине изображён момент возвращения блудного сына в отчий дом. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрёпанная одежда свидетельствуют о его бедственном положении, а воротник хранит намёк на былую роскошь. Свидетелями этой сцены являются трое мужчин. Рембрандт избегает конфликтности притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит в тени позади отца. Художник выделяет светом лишь главных героев, второстепенные персонажи находятся в тени.
Критерии оценки:
Участник называет полное имя автора – 2 балла. Если указана только фамилия художника – 1 балл.
Участник указывает название картины – 1 балл.
Участник правильно раскрывает сюжет произведения – максимально 5 баллов.
Участник грамотно описывает общую композицию картины и указывает количество изображённых на ней фигур – максимально 8 баллов.
За грамотную и связную письменную речь начисляется дополнительно 1 балл.
Максимальная оценка – 17 баллов.
Задание 4
4.1
В таблице перепутаны понятия и их определения.
1. Соотнесите понятия с их определениями.
2. Внесите в таблицу ответа буквы, соответствующие цифрам.
3. Дайте определение оставшимся понятиям.
Понятия | Определения |
1. Миф | А – архитектурно оформленный вход в здание |
2. Портал | Б – поверхность окон или дверей, созданная разноцветными или расписными стеклами, рассчитанная на сквозное освещение |
3. Витраж | В – сосуд, в котором древние греки смешивали вино с водой |
4. Сфинкс | Г – определенная картина окружающего мира и система взглядов на жизнь; попытка объяснить явления природы, смысл жизни, нравственные ценности и принятые в обществе моральные нормы |
5. Кратер | Д |
6. Фреска | Е |
Предполагаемый вариант ответа:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Буквы | Г | А | Б | Д | В | Е |
Понятия | Определения |
Сфинкс | В Египте статуя, представляющая бога Солнца с телом льва и головой человека. |
Фреска | Техника стенной росписи водяными красками по сырой штукатурке. |
Критерии оценки:
За каждое правильное соотношение понятия и его определения начисляется 1 балл, максимально – 4 балла.
За каждую верную формулировку определения понятия – 2балла, максимально – 4 балла.
Максимальная оценка - 8 баллов.
4.2 Напишите, какие виды искусства представлены на приведённых ниже изображениях?
| |
1. | 2. |
Предполагаемый вариант ответа:
1 - кино, 2- графика.
Критерии оценки:
По 1 баллу за правильное определение. Максимум 2 балла
Максимальная оценка - 2 балла.
Общее количество баллов за все задания - 46 баллов.
10