Сл. 1 «Школьный музей как пространство межпредметной интеграции»
Выступление подготовила зам. директора по УВР, куратор инновационной площадки ГАУДПО ЛО «ИРО», руководитель музея истории средней школы№2, учитель географии высшей квалификационной категории Чернышова О.Н.
Важной задачей, стоящей перед школой XXI века, является развитие у учащихся эстетических вкусов, умения понимать и ценить красоту окружающей действительности, способствование формированию всесторонне развитой, социально-адаптивной личности.
Сл. 2. Потенциал музея сегодня необычайно важен для образовательных и воспитательных задач школы. В настоящее время сложилась уникальная ситуация: образовательная реформа и новые Федеральные государственные образовательные стандарты четко определили направление государственного заказа, связанного с вызовами времени. Школа теряет монополию на организацию основного учебного процесса. Сегодня учитель обязан так организовывать учебную деятельность школьников, чтобы она была связана с жизнью, и включать в нее занятия на природе, в городской среде, в библиотеке, в театре и, конечно, уроки в музеях. Таким образом, школа и музей получили возможность объединить свои усилия не только в дополнительном, но и в основном образовании детей.
Одним из путей развития компетенций является музейная педагогика, которая, как и педагогика в целом, направлена на воспитание и развитие личности. Важная тенденция деятельности современного музея - создание специальных около- и внутримузейных структур. Внутри музеев и совместно с ними создаются центры музейной педагогики, культуры, а также различные клубы и общества.
Сл. 3. 18 мая 2015 года в нашем образовательном учреждении в торжественной обстановке состоялось открытие Музея истории школы. Программа включала два блока: праздничный концерт и знакомство с экспонатами созданного музея.
Сл. 4. В течение 2017-2018 учебного года педагогический коллектив школы и инновационная творческая группа работали по теме «Почетные граждане города Лебедяни и Лебедянского района». Результатом работы стала подготовка музейной экспозиции «Хорошие люди — земли украшение!», которая была посвящена почетному гражданину города Лебедяни Ю.Н. Борцову. Трансляция опыта создания и открытия экспозиции о почетном гражданине города Лебедяни, выпускнике СШ №2 Ю.Н. Борцове была освещена филиалом Всероссийской государственной телерадиокомпании «ГТРК «Липецк» 5 февраля 2018 года.
Сл. 5. 29 мая 2019 года на базе корпуса начальной школы СШ №2 состоялось знаменательное событие – открытие обновленного Музея истории школы.
С напутственным словом к продолжателям музейного дела обратилась З.В. Катомина, бывший завуч СОШ №4, учитель истории, первый основатель Музея истории школы. Зинаида Владимировна поведала об идее возникновения музея, той колоссальной работе, которая была проведена ее воспитанниками по сбору, систематизации и оформлению материалов.
Мероприятие прошло интересно и оставило неизгладимый след в сердцах собравшихся.
Сл. 6. В сентябре 2020 года в средней школе №2 г. Лебедяни была оформлена выставка «Наследники Великой Победы», которая была приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Оформление данной экспозиции стало возможным только благодаря помощи депутата Государственной думы РФ Борцова Н.И. На обновление патриотических стендов, приобретение баннера и музейных витрин было потрачено 104 тысячи рублей.
В год 75-летия со дня танкового сражения на Тербунском рубеже при помощи волонтера поисковых отрядов «Зверобой» и «Патриот» Копытина А.А. оформлен баннер «Тербунский рубеж — рубеж воинской славы!» и подготовлена экспозиция, на которой размещены советские и немецкие экспонаты с раскопок.
Сл. 7. При музеях и экспозициях работают четыре кружка: «Музей истории средней школы номер два», «Музей истории», «Тербунский рубеж – рубеж воинской доблести!", "Стать человеком». В кружки входят 75 постоянных участников и более 250 участников, которые привлекаются для проведения краеведческих мероприятий и входят в состав различных временных творческих групп, в том числе в кружок «ЮНАРМИЯ» и добровольческий отряд «Юность». Рассматривая работу музеев истории школы как педагогический процесс, мы строгого соблюдаем возрастную специфику зрителя, в котором видим не «объект воздействия», а прежде всего партнера.
Сл. 8. Нашим партнерам мы предлагаем разнообразные по содержанию и форме экскурсии: «Из истории средней школы №2», «Школа в годы войны», «Исторический квест «Растим патриотов», «Уроки Сталинградской битвы», Уроки мужества и многие другие.
Сл. 9. В стенах музея истории школы прошла экскурсия-встреча, посвященная 74-годовщине окончания Сталинградской битвы. В гостях у экскурсоводов побывали участник этого судьбоносного сражения, полковник запаса И.Н. Субботников, участник боевых действий в Венгрии Артёмов Валентин Андреевич, руководитель поискового отряда средней школы №2, ветеран педагогического труда Белоусова Галина Фёдоровна. Гости с удовольствием выступали перед обучающимися школы.
Экскурсоводы Музея истории школы поведали гостям о нашем Лебедянском крае и лебедянцах в годы Сталинградской битвы. Показали гостям и участникам экскурсии бережно хранимый экспонат - документальную повесть Героя Советского Союза, участника Сталинградской битвы Николая Сергеевича Никольского «Моряки на Ловати». В книге есть дарственная надпись автора, датируемая 4 октября 1986 годом: «Дорогим учителям и учащимся 2-ой Лебедянской средней школы. С благодарностью за большую поисковую работу по 27 гвардейской стрелковой дивизии».
18 апреля 2019 года на базе Музея истории средней школы №2 в рамках работы районного методического объединения классных руководителей прошел исторический квест «Растим патриотов», а в мае вышеназванный квест был организован для родственников Жемчужникова И.И.. Квест представлял собой приключенческую игру, требующую от участников решения умственных задач для продвижения по сюжету. Это был насыщенный микс из шарад, ребусов, приключений и загадок!
Экскурсоводы музея истории школы пополняют школьный архив фотографиями, воспоминаниями учителей, ведут переписку с выпускниками разных лет, родственниками Героя Советского Союза, выпускника 1934 года И.И. Жемчужникова, дочерью Чепкина В.М., советского и российского конструктора авиационных двигателей.
Современная музейная педагогика использует различные формы, методы и технологии. Так, к числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музеев истории средней школы №2 мы можем отнести следующие: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.
С переходом на новый образовательный стандарт результативное использование образовательных возможностей может быть достигнуто в интеграции деятельности школьного музея и образовательной организации, школьного музея и сетевых партнеров.
Сл.10. Интересный исследовательский материал о своих родственниках собрали ученики нашей ОО. Они подготовили проекты о своих дедушках и бабушках – участниках Великой Отечественной войны и труженниках тыла: Скуратове Максиме Иосифовиче, Дмитриеве Николае Кирилловиче, Гребенникове Сергее Павловиче, Изотовой Антонине Андреевне, Овсянникове Николае Григорьевиче, Коновалове Николае Васильевиче и многих других. Ребята представили свои проекты на мероприятии, организованном краеведческим музеем имени П.Н. Черменского, где рассказали о своих родственниках и их подвигах в годы ВОВ. Информация о данном мероприятии была размещена на сайте Лебедянь.com.
Сл.11. В рамках урочной и внеурочной деятельности осуществляется поисковая исследовательская работа, основанием для которой служит изучение жизненного пути земляков, проявивших особое мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны. Ученица 9в класса (ныне выпускница СШ №2) Кондрашова Мария написала надпредметную исследовательскую работу на тему: «Ветеран войны и труда Овсянникова Евдокия Егоровна». Данная исследовательская работа, фотографии, биография Овсянниковой Евдокии Егоровны переданы в МБУ «Лебедянский краеведческий музей им. П.Н. Черменского», о чем имеется акт приёма. Кондрашова Мария за активное участие в акции «Оставь о себе память», выразившейся в дарении Лебедянскому краеведческому музею исторически ценных экспонатов в целях сохранения истории культуры, традиций и быта родного края, была награждена благодарственным письмом администрации города Лебедянь.
Сл. 12. Экскурсоводы музея оформляли материал о ветеранах Великой Отечественной войны: младшем сержанте Безлепкиной Нине Андреевна (ветеране класса), Ишутине Александре Дмитриевиче, Борисове Михаиле Даниловиче, Королеве Василии Васильевиче и многих других. Наше образовательное учреждение приняло активное участие в акции «Великая Победа всегда в наших сердцах!», а обучающиеся школы разместили более 350 записей в одноименной группе в ВК. По итогам акции все ребята были награждены сертификатами участников.
Ученики 11 б класса (ныне выпускники СОШ №2) Понаморёв Павел и Петров Сергей провели поисковую работу и оформили Альбом памяти, посвященный участнику Великой Отечественной войны Соболеву Анатолию Феодосьевичу. Я хочу акцентировать Ваше внимание на источниках, которые использовали ребята. Это были запросы в Центральный архив города Подольска на подтверждение военной службы, справки Центрального архива Министерства обороны РФ, досье на Анатолия Феодосьевича, краткая биография, послужной список и боевой путь фронтовика, наградное дело и лист, статьи газет «Лебедянские вести», «Устные истории-воспоминания об Анатолии Соболеве», личные и авторские фотографии. Альбом памяти содержит очерк Пономарёва Павла «Война и мир Анатолия Соболева».
Сл. 13. 2 февраля 2018 года в Лебедянском краеведческом музее состоялась презентация сборника стихов «Покров». Автором сборника является уроженец Лебедяни, выпускник нашей образовательной организации, ныне студент-журналист ВГУ Павел Пономарёв.
В рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций опорной площадкой Лебедянского муниципального района для проведения единого областного урока "Удивительное путешествие по Липецкой земле" стал детско-юношеский центр. Учителя гимназии №1 имени Н.И. Борцова (Архипова Н.А., Раздобарина А.Ю., Бозванов О.И., Акимова Л.Н., Попова Е.А.) и МБОУ СОШ №2 г. Лебедянь (Володина И.Н., Чернышова О.Н.) совместно с детско-юношеским центром и «Кабинетом информационно-ресурсного обеспечения и развития образования» Лебедянского муниципального района провели интересный и запоминающийся урок для обучающихся школ города Лебедяни.
Сл. 14. В рамках Дня музеев 18 мая 2019 года юными экскурсоводами и сотрудниками Лебедянского краеведческого музея имени П.Н. Черменского было проведено совместное мероприятие.
Идея интеграции стала предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.
В деятельности школьных музеев, за последние годы, происходят изменения, которые связаны с их активной социальной позицией. Музейно-педагогический процесс обеспечивает приобретение ребенком целого ряда умений и навыков.
Сл.15-17. Об этом свидетельствует результативность участие в творческих, исследовательских, краеведческих мероприятиях: в муниципальном конкурсе проектов «Улицы нашего города», районной НПК «Исследуем. Находим. Применяем», конкурсе «Я – архивист» в номинации: проектная работа «Архив в моей биографии», в районном смотре-фестивале деятельности музеев, музейных уголков Лебедянского муниципального района «Времен связующая нить», в региональном этапе конкурса «Краеведческая находка», в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучший туристско-краеведческий маршрут по территории Российской Федерации, в областной добровольческой акции «Страницы истории родного края», в региональных краеведческих чтениях юных краеведов-туристов, в конкурсе исследовательских работ учащихся «Курортный сезон: на Липецких водах», проводимом Липецкой областной научной библиотекой, региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», региональном конкурсе научно-исследовательских, методических и творческих работ «Родина у нас одна», в III Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», в федеральном окружном соревновании молодых исследователей ЦФО «Шаг в будущее» и многих других.
Сл. 18. Руководитель Музея истории школа Чернышова О.Н., лауреат конкурса «Подвиг учителя», посвященного 72-годовщине Победы в Великой Отечественной войне, награждена благодарственное письмо Липецкой областной научной библиотеки за подготовку призера исследовательских работ «Курортный сезон: на Липецких водах», награждена специальным призом регионального конкурса методических разработок по патриотическому воспитанию молодежи Липецкой области, имеет свидетельство о ведении инновационной педагогической работы и подготовке победителя III степени III Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», является победителем муниципального конкурса методических разработок, посвящённого 75-летию Победы.
Сл.19. В основном фонде музея имеется более 500 экспонатов: личные фотографии выпускников и их воспоминания, военно-полевой планшет образца 1933 года генерал-майора И.И. Жемчужникова, выпускника нашей школы, книга героя Советского союза, участника Сталинградской битвы Николая Сергеевича Никольского, протоколы педсоветов, анкеты учителей, копии журналом выдачи аттестатов и школьных журналов военных лет, символика школы( гимн, герб, значок) и дневник ученика образовательной организации. Также в фонде хранятся подарки наших гостей: Киреевой В.М. – мамы Киреева Юрия (воина - интернационалиста), В.П. Сонина - председателя Совета Липецкого областного отделения ВООВ "Боевое братство", В.И. Богодухова - Героя Российской Федерации, И.Н. Субботникова – участника Сталинградской битвы, Г.Ф. Белоусовой – ветеран труда, бывшего руководителя поискового отряда средней школы №2, собравшего большой материал по 27 гвардейской стрелковой дивизии, Жемчужниковой (Крамаренко) Наталии Ивановны – дочери Жемчужникова И.И., Фофановой Н. – дочери Чепкина Виктора Михайловича, известного конструктора, выпускника школы и многих других замечательных людей.
Более того, музеи и музейные организации укрепляют разветвлённые долговременные связи, которые приобретают формы совместных программ и проектов, свидетельствующих о расширении границ музейной сферы.
Русакова В.И. при поддержки родителей с обучающимися класса возродила сад у дома - музея Е.И. Замятина. Сл. 20. В рамках Недели молодежного служения обучающиеся нашей образовательной организации оказывают помощь в благоустройстве объектов культурного и исторического наследия.
Сл.21.Музеи образовательных учреждений являются ресурсом дополнительного образования и используются как дополнительный ресурс в изучении общеучебных предметов, элективных курсов, являются возможностью организации социально-значимой деятельности, развития гражданской инициативы и ответственности.
Школьный музей логически вписывается в общую систему образования, имеет все условия для осуществления связи с сетевыми партнерами, способствует приобщению учащихся к важнейшим духовно-нравственным ценностям, которые призвана формировать образовательная организация.
На протяжении нескольких лет руководители школьных музеев и экспозиций делятся своим опытом работы с коллегами Липецкой области, выступают на семинарах, печатаются в сборниках, журналах, СМИ и на сайте нашей образовательной организации.
Сл.22-24. В газете «Лебедянские вести» вышли следующие статьи: «Краеведение как средство обучения...», «Возраст зрелости», «Помогаем растить патриотов», «Обменялись опытом работы на инновационной площадке», «Новая жизнь старых игрушек», «Уроки битвы», «Совместный праздник» и другие, в сборнике материалов региональной научно-практической конференции, состоявшейся в с. Красное 14 декабря 2018 года по теме «Внеурочная деятельность: опыт, проблемы, перспективы».
Сл.25. Руководитель Музея истории средней школы номер два Чернышова О.Н. выступила на региональной краеведческой конференции в г. Липецке, на конференции в краеведческом музее П.Н. Черменского с докладом «Современное Лебедянское краеведение: проблемы и перспективы», на региональной научно-практической конференции в с. Красное с докладом «Из опыта организации музея истории школы».
Сл.26. Интеграция музейной педагогики и образовательного пространства школы в приобщении учащихся к культурному наследию Отечества способствует выполнению поставленной цели, что подтверждается образовательной деятельностью нашей школы.