Просмотр содержимого документа
«"Школьный ПМПк"»
«Роль школьного ПМПк в реализации Закона об образовании РФ»
ПМПк (консилиум) – это – необходимое звено в системе диагностико-консультативной работы, которое осуществляет диагностику учащихся и консультирования родителей и педагогов, организует помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении.
Нормативные основы деятельности психолого-медико-педагогического консилиума определены следующими нормативными документами разных уровней:
- Конвенцией ООН о правах ребёнка.
- Федеральным законом «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1.
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ.
- Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
- Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 23.11.2001 г. № 1-16.
- Положением о ПМПк конкретного образовательного учреждения, в котором отражается специфика его деятельности. Важно отметить, что Положение о ПМПк утверждается на заседании коллегиального органа образовательного учреждения с указанием в протоколе заседания пункта о его рассмотрении и даты.
- Договором между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося.
- Договором между ПМПк и региональной психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК).
Целью ПМПк (консилиума) -
является - обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.
Основные задачи ПМПк (консилиума):
- Своевременное выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии.
- Выявление потенциальных возможностей развития ребёнка, разработка рекомендаций для учителя для обеспечения индивидуального подхода к ребёнку.
- Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.
- Подготовка и ведение документации, отражающей уровень актуального развития ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности.
- Организация взаимодействия между педагогическим составом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в деятельности ПМПк.
Основные функции ПМПк (консилиума)
- - Проведение углублённого психолого-медико-педагогического изучения ребёнка на протяжении всего периода его обучения в школе.
- - Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей её коррекции.
- - Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
Основные принципы сопровождения ребенка в условиях школы
- рекомендательный характер советов сопровождающего участникам процесса сопровождения - последнее слово и решение в выборе образовательного маршрута всегда остаётся за законными представителями ребёнка;
- «на стороне ребенка» в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт. Очень часто на стороне ребенка только он сам и специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;
- непрерывность сопровождения – специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка тогда, когда проблема будет решена или подход к ее решению будет очевиден. Дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например, ребёнок-инвалид, дети с особыми образовательными потребностями), должны быть обеспечены непрерывным сопровождением;
- мультидисциплинарность сопровождения – согласованная работа «команды» специалистов.
Организация работы ПМПк (консилиума):
- Работа консилиума осуществляется по плану:
Не менее 4 плановых рабочих цикла в год (определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута, динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы, решение вопроса об изменении образовательного маршрута и содержания коррекционно-развивающей работы по завершению учебного года).
- Внеплановые консилиумы (проводятся по запросу специалистов, родителей): принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае её неэффективности.
В ПМПк (консилиуме) ведётся следующая документация:
- - годовой план и график плановых заседаний ПМПк;
- - журнал записи детей на ПМПк;
- - журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
- - карты (папки) развития ребёнка;
- - список специалистов консилиума, расписание их работы;
- - архив ПМПк.
Состав ПМПк (консилиума):
- председатель ПМПк – заместитель директора по воспитательной работе
- педагог-психолог,
- учитель-логопед
- учитель-дефектолог
- школьный медицинский работник,
- классные руководители,
- социальный педагог,
- приглашенные учителя-предметники,
- родители (законные представители) учащихся
Обследование ребёнка специалистами ПМПк (консилиума) осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями обучающихся. Во всех случаях согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу должно быть получено в письменном виде.
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, и разрабатываются рекомендации. На основании полученных данных коллегиально составляется заключение ПМПк и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей. По результатам обследования проводится заключительная беседа с родителями, даются рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции. Далее, на основании полученных и обобщенных сведений и принятого консилиумом решения строится коррекционно-развивающая работа.
ПМПК (комиссия) – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребёнка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или не возможности обучения, для определения наилучшего образовательного маршрута с особыми образовательными потребностями.
В заключении остаётся только добавить, что это две разные структуры по составу, задачам и осуществляемой деятельности! Общее у них только одно – помочь детям с проблемами в обучении осилить образовательную программу. Заключение как ПМПК (комиссии) так и ПМПк (консилиума) носят строго рекомендательный характер. Последнее слово и решение в выборе образовательного маршрута всегда остаётся за родителями.
Спасибо за внимание!