СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный театр «Литературия»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный театр может стать серьезным подспорьем в формировании читательской культуры подростков. Ведь чтобы понять, как и почему действуют персонажи литературных произведений, нужно погрузиться в их мир, пережить их эмоции, почувствовать всю сложность нравственного выбора.

Просмотр содержимого документа
«Школьный театр «Литературия»»

Автор разработки: Шлыкова Елена Борисовна

педагог дополнительного образования,

руководитель школьного театра

МБОУ СОШ №77


Школьный театр «Литературия»


Школьный театр может стать серьезным подспорьем в формировании читательской культуры подростков. Ведь чтобы понять, как и почему действуют персонажи литературных произведений, нужно погрузиться в их мир, пережить их эмоции, почувствовать всю сложность нравственного выбора. Когда художественное слово обыгрывается действием, литературные герои становятся ближе, а их поступки – понятнее. Поэтому у педагогов нашей школы и возникла идея литературного театра. Основной ценностью литературного театра является сценическое воплощение произведений художественной литературы.

Сценаристами являются сами дети. Обучающиеся старшей группы осуществляют инсценировки фрагментов произведений классической литературы, составляя из них сценарии вечеров в литературной гостиной. На занятиях с младшими школьниками мы используем всем известную игру «Придумай историю». По условиям игры, это должна быть новый сюжет с уже известными героями прочитанных книг. Для этого, конечно, нужно хорошо изучить характеры героев, понять их мировоззрение. Именно эти придуманные истории и воплощаются на сцене.

Так появились спектакли: «Происшествие в клубе знаменитых капитанов» (С героями приключенческих романов о морских путешествиях), «Дети войны» (По произведениям С. Алексеева и Ю.Яковлева), «Чудеса в краю самоцветном» (по сказам П.П. Бажова). В год 85-летия В.П. Крапивина мы придумали сценарий с персонажами его произведений: «Оруженосец Кашка», «Возвращение клипера «Кречетъ», «Дети синего фламинго».


На грани сказки и были

(Новогодняя сказка)


Звучит эпиграф (аудиозапись): «Сенька сразу поверил, что будет сказка. Ведь он был поэт, хотя и маленький. А все поэты – и маленькие, и большие – в глубине души верят в сказки»


Картина 1


На сцену выходит Маленький барабанщик Сенька. Он очень расстроен.


Сенька:

Было все хорошо до недавней поры,

А теперь будто в глупой считалочке:

Раз-два-три и пошел поскорей из игры!

Отдавай барабанные палочки.


А за что? Потому что поменьше других

И в передней шеренге не нужен вам?

Ну а если б на нас налетели враги,

Вы у маленьких взяли б оружие?


Только где вам подумать про ярость атак

Вам, боящимся дождика летнего.

Я наверно и сам сделал что-то не так -

Надо было стоять до последнего


И никто заступиться не смог - ну и пусть,

Пусть уходят, стуча в барабанчики.

Я в ваш лагерь теперь никогда не вернусь,

До свиданья, послушные мальчики


Уходите детсадовской шумной толпой

Под конвоем заботливых тетушек.

К вам рокочуший сон про тревожный прибой

Никогда, никогда не придет уже.


Вы ушли, будто сдали наш город врагам

Задубелым от злости и сытости.

И сейчас если б кто-то мне дал барабан,

Я бы палочек больше не выпустил.


Эх, что же делать, скоро Новый год, а я так мечтал встретить его своим любимым артековским маршем!!! Пропал праздник!.. Ну уж нет, не сумел удержать свой барабан, так теперь сам его верну, вот только свою походную сумку соберу.


Сенька складывает в сумку еду, перекидывает ее через плечо и отправляется в путь.


Картина 2


Вдруг навстречу ему идет мальчик с колчаном и стрелами – оруженосец Кашка. Оба пугаются, но затем начинают разговаривать.


Сенька (неуверенно): Привет, а ты кто и как здесь оказался?

Кашка: Я? Кашка я, оруженосец… то есть… бывший… Отобрали у меня злые мальчишки мой лук. А я должен был в новогоднюю ночь пустить стрелу в центр башенных часов на городской площади – только тогда они смогут пробить 12 раз! Вот иду теперь, надеюсь на чудо, что смогу вернуть свой лук.

Сенька: Эх, я тебя понимаю! У меня тоже барабан забрали, и я иду его искать. Пойдем что ли вместе, веселее как-то вместе-то!

Кашка: Конечно, пойдем!


Ребята идут дальше. Слышны крики АУ и громкий плач. Мальчишки идут на эти звуки. На лесной опушке сидит девочка и плачет. Увидев ребят, громко кричит от испуга.


Кашка: Да ты что, мы что, чудища лесные? Чего кричишь?

Сенька: На вот, вытри слезы (подает платок) и рассказывай, что случилось.

Ника: (вытирает слезы) Меня Ника зовут. Я шла к своей тете, фее Парусов, она живет в городе Корабельных Гномов. Но начался снег, и я… заблуди-и-ила-а-ась!!!! (снова плачет).

Кашка: Да не реви ты! Целую лужу наревела! Слезами тут не поможешь! Так, говоришь, твоя тетя самая настоящая фея?

Ника: Самая –самая-а-а-а-а… Она обещала отправить меня на новогодней бригантине встречать Новый год на острове Счастливого детства!

Кашка: Сенька, Ника! Это же то, что нам нужно! Давай вставай, рева! Пойдем все вместе твою тетю искать!


Ребята продолжают путь.


Картина 3


Ребята замечают небольшой домик, а возле него сидит старичок и пускает мыльные пузыри. Вдруг мыло попадает ему в нос, и он громко и смачно чихает. Ника громко кричит.


Сенька: Дедушка, вы нас напугали! Вы кто?

Модест Мокроступович: Какой такой дедушка? Мне всего-то (почесывает затылок) 631 год! Я не дедушка, я гном Модест Мокроступович.

Кашка (на ухо Нике): Ничего себе ГНОМИК!

Модест Мокроступович: И вообще, живу я тут, а вы что тут делаете?

Сенька: Мы идем в город Корабельных гномов, нам очень нужно встретить фею Парусов.

Кашка: Да, у нас к ней очень важное дело!

Ника: (плачет) Да-а-а-а, только мы заблуди-и-и-или-и-и-сь!

Модест Мокроступович: Так, не реви, ты мне думать мешаешь… Ага! Придумал.


(Приносит свернутый старый ковер. Разворачивает, чихает от пыли. Ника на каждый чих вскрикивает)


Модест Мокроступович: Вот, ковер-самолет, садитесь! Теперь нужно вспомнить песню, под которую он полетит в город Корабельных гномов!.. Нет, не могу вспомнить… О, у меня же есть современное средство связи. (Достает рупор). Тилька! Храбрый барабанщик!

Ты мне очень нужен! Выходи на связь!


(На экране появляется барабанщик Тилька и его друзья – ребята)


Тилька: Здравия желаем, Модест Мокроступович! Чем мы можем Вам помочь?

Модест Мокроступович: Нам срочно нужно вспомнить песню для ковра-самолета. Вы не помните, там что-то про красного лосося... или про зеленую селедку… или про крылатую акулу…

Тилька: может, про синего краба, Модест Мокроступович?

Модест Мокроступович: ну, так я и говорю, про синего краба!


Ребята поют песню «Синий краб», и ковер-самолет улетает вместе с Сенькой, Кашкой и Никой)


Картина 4.


Ковер – самолет приземлился. Звучит пиратская музыка.

Появляются 3 пирата. Они ищут сокровища Флинта. Один шагает впереди, видит скелет и вскрикивает.


Старый Морган: Вы думаете, он нашел сокровища? Нет, мы ещё не

дошли до того дерева. Да он НЕ нашел сокровища!


Моряк: Это моряк. На нем когда-то была морская одежда!


Сильвер: Конечно, моряк! Я полагаю, ты не надеялся найти тут

ФУТБОЛИСТА! (Все смеются страшным хохотом)


Морган: Однако почему эти кости так странно лежат? Эге, я

начинаю понимать! Это компас. Вон торчит вершина

остова скелета. Проверьте по компасу, куда указывает

этот мертвец.


Сильвер: Компас показывает на восток-юго-восток. Я так и думал,

значит там полярная звезда и там веселые доллары.


Моряк: Клянусь громом, у меня все холодеет при одной мысли о

Флинте. Это одна из его веселых острот.


Морган: Да, он остался с шестью матросами и укокошил их всех. А

потом из одного убитого смастерил себе компас.


Кашка (шепотом): Похоже, Модест Мокроступович с синим крабом что-то напутал, по-моему вместо города Корабельных гномов мы попали на какой-то остров Пиратских Сокровищ!


Сильвер(пиратам): Довольно болтать, Флинт мертв, а его дублоны сейчас

будут в наших руках. Пошевеливайтесь! (Озирается, видит детей): А это что еще за сборище! Друзья, готовьте свои мушкеты! А вы, малявки, РРУКИ ВВЕРРХ!!!!!


Ника плачет, Сенька и Кашка закрывают ее собой.


Сенька: Вы не посмеете! Мы можем за себя постоять, к тому же мы все про вас и ваши злодеяния знаем и обо всем расскажем кому следует!


Пираты смеются.


Морган: Ой, напугали, насмешили, может быть, вы еще и настоящие моряки?! Еж мне в печень!

Кашка: Да, мы все про море и морское дело знаем!

Сильвер: А знаете ли вы, нерпы глупые, как называются главные паруса на корабле?

Матрос: А кто из вас, краб вас дери, знает, что делают матросы на камбузе?

Морган: Эй, вы, медузы бестолковые, а ну, скажите, что вы будете делать, если вам прикажут сесть на банку?


Ребята просят зал помочь и отвечают на все вопросы пиратов. Пираты снова злятся и направляют пистолеты на ребят. Внезапно появляется Модест Мокроступович с зонтиком в руках.


Модест Мокроступович: Стойте, ребята, я перепутал, в город Корабельных гномов надо лететь не на ковре-самолете, а на зонтике! Скорее хватайтесь за мой зонтик!

Ветер, буря, дождь и снег!
Гном, волшебник, человек!

Надо мной раскройся, крыша,

Зонт, неси меня все выше!


Ребята и гном улетают.


Картина 5.


Гном и ребята приземлились в незнакомом городе.

Их встречает строгая дама.


Воспитательница: Вы…что?

Ребята: Что?

Воспитательница: В каком вы виде?

Ребята: В каком?

Воспитательница показывает на коленку Кашки: Это что?

Кашка: Это?.. Синяк… А что?

Воспитательница: Ты говоришь так, как будто это медаль за примерное поведение! Синяк, откуда у нормального мальчика может быть синяк? Ты лазил по заборам? Или… может, быть ты гонял ногами надутый кожаный шар? Где? С кем? С ними???

Сенька: А разве нельзя мячик погонять?

Воспитательница: У тебя жар? (Нике): А у тебя почему курточка в мусоре?

Ника: Я спешила в школу и…

Воспитательница: Разве в школу надо спешить? В школу надо выходить вовремя и приходить точно в установленный срок. А ты, наверное, бегала по пустырям с другими бездельниками! Так почему курточка в мусоре?

Ника: Это пушинка от тополя. У нас во дворе растет тополь, и вот она случайно прилипла.

(Кашка Модесту): Модест Мокроступович! Что-то непохоже это место на город Корабельных гномов…

Модест Мокроступович: Ах, я, бестолковый кальмар, опять все перепутал. Похоже, мы попали на остров Змея, ой, то есть Ящера! Ой, плохи наши дела!

Воспитательница: За неподобающее поведение вас следует наказать!

Ребята: Пожалуйста, не надо нас наказывать!

Воспитательница: Если вас накажут, значит, это необходимо! Виновный всегда должен нести наказание, чтобы в мире сохранялось равновесие порядка! Разве вас этому не учили? Я немедленно вызываю господина Ящера! (Щелкает три раза пальцами).


Появляется Ящер.


Ящер: Кто это позволил себе здесь неподобающее поведение, госпожа Квартальная воспитательница?

Воспитательница: Двое несносных мальчишек и отвратительная девчонка, и еще вот этот мальчик… с бородой!

Ящер: Не волнуйтесь, госпожа Квартальная воспитательница, я немедленно закрою их в темнице вместе с тем несносным Ученым!


Ящер уводит ребят и гнома в темницу.


Картина 6.


Темница Ящера. Ученый складывает какие-то камни друг с другом.


Ника: Господин Ученый, что это Вы делаете?

Ученый: Не мешай, девочка, я должен собрать Великий кристалл добра и справедливости!

Сенька: А зачем это вам?

Ученый: Именно за это я попал сюда, но если я не доделаю свою работу, справедливость в мире так и не установится, и я останусь здесь навсегда, впрочем, как и вы, друзья, с вами ведь тоже поступили несправедливо?

Ребята: Да уж…

Модест Мокроступович: Профессор! Вы гений! Ну, конечно! Справедливость! Главное слово из заклинания! Я вспомнил! Скорее держитесь крепче за зонтик!

Мир, добро и справедливость

Полетим мы защищать!

Злоба, грубость и ворчливость,

Вам победы не видать!

Все улетают на зонтике.


Картина 7.


Город корабельных гномов. Гостей встречает фея Парусов. Она обнимает Нику.


Фея: Ну, наконец-то, Ника, я тебя дождалась!


Ребята начинают наперебой рассказывать о своих приключениях. Фея их останавливает.


Фея: Тише, успокойтесь, я все знаю, я же все-таки волшебница. Пришло время восстановить справедливость. Вы готовы?

Фея начинает колдовать:

Ветер, море, бригантина,

Яхта, клипер, паруса!

Расступайся, бед путина,

Начинаем чудеса!


Чудо первое являйся,

Через бурю и туман,

Поскорее появляйся,

Сенькин чудо-барабан!


Не грусти, наш смелый Кашка,

Выше нос, хороший друг!
Якорь, шкоты и тельняшка!
Зюд-Норд-Вест!

Лови свой лук!

Фея: А теперь вы должны выполнить свои новогодние обязанности. Кашка, твой выстрел! (Кашка стреляет по башенным часам, часы бьют 12 раз)

Фея: Сенька, играй свой любимый марш, мои барабанщики тебе помогут!


Сенька с барабанщиками играют марш «Артековский»


Фея: А теперь я всех приглашаю на новогоднюю бригантину! Мы отправляемся встречать Новый год в страну Счастливого детства.


Звучит песня «Детство»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!