- педагог дополнительного образования.
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка…………………………………………….......3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………....6
1.3. Содержание программы…………………………………………….......7
1.4. Планируемые результаты…………………………………………......12
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Учебный план ……………………………………….....…………....…12
2.2. Календарный учебный график…………………………………….......14
2.3. Условия реализации программ……………………………………......22
2.4. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации.23
2.5. Оценочные материалы……………………………………………........23
2.6. Методические материалы……………………………………………..27
Список использованной литературы
Приложения
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка / общая характеристика программы
Ребенок, входя в жизнь, познает мир через игру. Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр» является художественной направленности, т.к. направлена на развитие творческих способностей в театрализованной деятельности.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и
персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность заключается в том, что она разработана для детей, желающих обучиться исполнительскому искусству, без ограничений, независимо от способностей.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться,
а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать
и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей
и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми,
в обретении активной жизненной позиции.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 7-15 лет, у которых есть интерес и желание заниматься театрализованной деятельностью.
Срок освоения программы
Срок освоения программы: 1 год. За 1 год обучения дети получат первоначальный опыт участия в театрализованной деятельности.
Формы обучения
Очная.
Уровень программы
Программа «Школьный театр» базового уровня. Обучающиеся за год обучения получат основные знания и практические навыки в театрализованной деятельности.
Особенности организации образовательного процесса
Основная организационная форма обучения – групповая.
Режим занятий
72 часа в год, периодичность занятий – 1 раза в неделю по 2 часа
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – формирование разносторонней личности, обладающей яркими творческими способностями и готовой к успешной социальной адаптации путем приобщения к искусству театра.
Задачи
Обучающие:
познакомить с историей театра;
совершенствовать грамматический строй речи, его звуковую культуру, монологическую и диалогическую формы речи, эффективное общение и речевую выразительность;
формировать основы исполнительской, зрительской и общей культуры; художественно - эстетический вкус.
Развивающие:
прививать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие;
укреплять познавательные интересы через расширение представлений о - видах театрального искусства;
совершенствовать коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
повышать уровень взаимоотношений между обучающимися и педагогом.
Воспитательные:
прививать чувство патриотизма, любви к Родине, ответственности за порученное дело;
формировать социальную активность личности обучающегося;
укреплять волевые качества, дух командности (чувство коллективизма, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие, ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу и человеку;
повысить восприятие, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности движений.
1.3. Объем программы
Общее количество учебных часов - 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
1.4. Содержание программы
Тема 1.
Теория. Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
Практическое занятие. Театральный этюд «Я режиссер драматического спектакля». Театральный этюд «Я режиссер спектакля». Массовый театральный этюд «Актер драматического театра. Театральные игры «Я создаю спектакли».
Форма контроля: Входная диагностика, наблюдение, прослушивание.
Тема 2.
Теория. Народные истоки театрального искусства.
Практическое занятие. Упражнение «Играем обряд». Упражнение «Я играю Петрушку». Викторины о видах театра.
Форма контроля: наблюдение.
Тема 3. Теория. История возникновения русского театра, русские актеры. Драматургия.
Практическое занятие. Посещение театра. (Просмотр спектакля)
Формы контроля. Наблюдение
Тема 4.
Теория. Профессия режиссера, актера
Практическое занятие. Театральный этюд «Я режиссер драматического спектакля». Театральный этюд «Я актер спектакля».
Форма контроля: наблюдение.
Тема 5. Теория. Игры на развитие актерского внимания и зрительной памяти
Практическое занятие. Голосо-речевой тренинг. Актерский тренинг на память физических действий. Театральный этюд «Конфликт в этюде». Театральный этюд «Условность на сцене». Одушевление природы, передачи эмоций через движения и мимику, пластику, голос, интонацию.
Форма контроля: наблюдение.
Тема 6.
Теория. Игры на развитие фантазии и воображения
Практическое занятие. Подготовка и показ театрального этюда. Поиск разных предлагаемых обстоятельств. Этюд «Происшествие на проезжей части». Театральное упражнение на смену предлагаемых обстоятельств. Упражнение «Профессионалы». Этюд – задание «Я инопланетянин». Фантазии, предлагаемые обстоятельства. Этюд – задание «Ожидание автобуса в холодную, дождливую, жаркую или с порывистым ветром погоду». Отслеживание своего внутреннего и физического состояния. Этюд - задание «Где я встретил Муху – цокотуху».
Форма контроля: наблюдение.
Тема 7. Теория. Игры на развитие ассоциативного и образного мышления, артистической смелости
Практическое занятие. Выполнение сложных элементов без страховки педагога. Разминка «Голова, плечи, руки, корпус, бедра, ноги». Введение организма в тренировочный процесс. Упражнения на растяжку. Отработка акробатического упражнения «Колесо». Введение организма в тренировочный процесс. Упражнения на снятие телесных зажимов. Упражнения на телесную импровизацию.
Формы контроля. Наблюдение
Тема 8.
Теория. Дыхание, голос, дикция
Практическое занятие. Упражнения для развития диафрагма-реберного дыхания: «Цветочный магазин», «Поймай комара», «На берегу моря», «Дую на одуванчик». Упражнения: «Постановка голоса», «От 1 до 10» - тихо, громко, на высоких тонах, шепотом. Упражнения «Тренируем голос – тексты сказок, потешки, стихи». Упражнения для мышц челюсти, губ, языка. Артикуляционная гимнастика: «Жало», «Круговые движения по альвеолам», «Уколы щек языком», «Стук», «Леденец», «Цокот», «Трубочка», «Чашечка», «Ребро», «Зевающий лев», «Жуем язык», «Свое имя», «Детский сад»
Форма контроля: наблюдение
Тема 9.
Теория. Работа над литературным текстом
Практическое занятие. Выразительное чтение литературного материала, диалогов, миниатюр, сцен.
Форма контроля: наблюдение.
Тема 10.
Теория. Художественное чтение басни.
Практическое занятие. Выразительное чтение басен.
Форма контроля: наблюдение.
Тема 11. Теория. Физический тренинг
Практическое занятие. Упражнение на разные группы мышц: «Напряжение», «Расслабление», «Глина и скульптор». Упражнение на разные группы мышц: «Мячик», «Пластилиновые люди», «Перекат напряжения», «Огонь – лед», «Центр тяжести», «Масло», «Марионетки», «Потянулись», «Сломались», «Ростки», «Спагетти», «Я – ручей», «Парадный этюд», «Повар и тесто», «Перетягивание невидимого каната».
Форма контроля: наблюдение.
Тема 12.
Теория. Творческий тренинг на погружение в предлагаемые обстоятельства, работа с предметом, с партнером
Практическое занятие. Творческий тренинг на погружение в предлагаемые обстоятельства, работа с предметом, с партнером Тренинг
Форма контроля: наблюдение.
Тема 13. Теория. Пластическая выразительность актера
Практическое занятие.
Введение организма в тренировочный процесс. Упражнения на баланс тела. Задание «Придумать и показать 5 видов походки». Введение организма в тренировочный процесс. Упражнения на координацию движений в пространстве.
Формы контроля. Наблюдение
Тема 14.
Теория. Мышечное внимание в статике и динамике. Растяжки.
Практическое занятие. Театральный этюд «Я режиссер драматического спектакля». Театральный этюд «Я режиссер спектакля». Массовый театральный этюд «Актер драматического театра. Театральные игры «Я создаю спектакли».
Форма контроля: Входная диагностика, наблюдение, прослушивание.
Тема 15.
Теория. Координация движений
Практическое занятие. Упражнение на координацию движений.
Форма контроля: наблюдение.
Тема 16.
Теория. Физический тренинг. Движение с различными установками
. Практическое занятие. Упражнения на физический тренинг.
Форма контроля: наблюдение.
Тема 17. Теория. Пластические композиции
Практическое занятие. Упражнения на гимнастические, танцевальные движения.
Форма контроля: наблюдение.
Тема 18.
Теория. Внешняя линия поведения актера. Элементы искусства перевоплощения. Процесс перевоплощения. Мысль и чувства - неразрывная связь.
Практическое занятие. Подготовка и показ театрального этюда. Поиск разных предлагаемых обстоятельств. Этюд «Происшествие на проезжей части». Театральное упражнение на смену предлагаемых обстоятельств. Упражнение «Профессионалы». Этюд – задание «Я инопланетянин». Фантазии, предлагаемые обстоятельства. Этюд – задание «Ожидание автобуса в холодную, дождливую, жаркую или с порывистым ветром погоду». Отслеживание своего внутреннего и физического состояния. Этюд - задание «Где я встретил Муху – цокотуху».
Форма контроля: наблюдение.
Тема 19. Теория. Логика и последовательность в действии.
Практическое занятие. Логика действия для создания события. Речь и слово.
Формы контроля. Наблюдение
Тема 20. Теория. Предлагаемые обстоятельства.
Практическое занятие. Переход от импровизированного текста к тексту автора.
Формы контроля. Наблюдение.
Тема 21. Теория. Этюды и упражнения на физическое действие с предметом.
Практическое занятие. Переход от импровизированного текста к тексту автора.
Формы контроля. Наблюдение
Тема 22. Теория. Выбор пьесы, миниатюры, определение идеи.
Практическое занятие. Работа с текстом.
Формы контроля. Наблюдение
Тема 23. Теория. Правда переживаний и условность игры в театре Образ персонажа.
Практическое занятие. Репетиция.
Формы контроля. Наблюдение.
Тема 24. Теория. Анализ отдельных сцен, событий в процессе репетиций.
Практическое занятие. Дискуссия, анализ сцен.
Формы контроля. Наблюдение.
Тема 25. Теория. Постановка мизансцен, репетиции
Практическое занятие. Репетиция.
Формы контроля. Наблюдение
Тема 26.Теория. Генеральная репетиция.
Практическое занятие. Репетиция.
Формы контроля. Наблюдение
Тема 27. Теория. Показ коллективной работы.
Практическое занятие. Показ коллективной работы.
Формы контроля. Наблюдение
Тема 28.Теория. «Если Вы идете в театр»
Практическое занятие. Экскурсия в театр.
Формы контроля. Наблюдение
Тема 29. Теория. Видеопросмотр спектаклей.
Практическое занятие. Просмотр
Формы контроля. Наблюдение
Тема 30. Итоговая работа.
Практическое занятие. Постановка спектакля.
Формы контроля. Наблюдение
1.5. Планируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
историю театрального искусства;
азбуку театрального искусства или разговорный театральный язык;
особенности профессий театра;
Обучающиеся должны уметь:
использовать элементы театральной культуры в повседневной жизни;
овладеть навыками общения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;
работать в коллективе;
доводить начатое дело до конца;
выполнять работу по творческому замыслу;
проявлять интерес к изучению театральных форм и приемам работы;
работать над сценической речью, так как. это необходимо культурному
человеку;
Обучающиеся должен владеть навыками:
артистическими в плане переживания и воплощения образа, а также исполнительскими умениями;
исполнительскими умениями;
опытом социальных навыков поведения.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план
№ | Наименование раздела | | Количество часов | Формы промежуточного контроля |
Всего | в том числе |
| Теоретические занятия | Практические занятия |
| Введение. Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
| Жанры театра знакомство с искусством театра | 6 | 3 | 3 | |
| Народные истоки театрального искусства. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| История возникновения русского театра, русские актеры. Драматургия | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Профессия режиссера, актера | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Театральная игра | 6 | 3 | 3 | |
| Игры на развитие актерского внимания и зрительной памяти | 2 | 1 | 1 | Самоанализ |
| Игры на развитие фантазии и воображения | 2 | 1 | 1 | Самоанализ |
| Игры на развитие ассоциативного и образного мышления, артистической смелости | 2 | 1 | 1 | Самоанализ |
| Сценическая речь | 6 | 3 | 3 | |
| Дыхание, голос, дикция | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Работа над литературным текстом | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
| Художественное чтение басни | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
| Творческий тренинг | 6 | 3 | 3 | |
| Физический тренинг | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Творческий тренинг на погружение в предлагаемые обстоятельства, работа с предметом, с партнером | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Пластическая выразительность актера | 2 | 1 | 1 | Самоанализ |
| Сценическое движение | 8 | 4 | 4 | |
| Мышечное внимание в статике и динамике. Растяжки | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Координация движений | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Физический тренинг. Движение с различными установками | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Пластические композиции | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Работа над ролью | 8 | 4 | 4 | |
| Внешняя линия поведения актера | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Логика и последовательность в действии | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Предлагаемые обстоятельства | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Этюды и упражнения на физическое действие с предметом | 2 | 1 | 1 | Самоанализ |
| Театральная постановка | 22 | 6 | 16 | |
| Выбор пьесы, миниатюры, определение идеи. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Правда переживаний и условность игры в театре Образ персонажа | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Анализ отдельных сцен, событий в процессе репетиций | 2 | 1 | 1 | Самоанализ |
| Постановка мизансцен, репетиции | 10 | 1 | 9 | Самоанализ Самоанализ |
| Генеральная репетиция | 4 | 1 | 3 | Самоанализ |
| Показ коллективной работы | 2 | 1 | 1 | |
| Основы театральной культуры и этикета | 4 | 2 | 2 | |
| «Если Вы идете в театр» | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Видеопросмотр спектаклей | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
| Итоговое занятие. | 2 | 0 | 2 | Самоанализ |
| Итого | 72 | 30 | 42 | |
2.2. Календарный учебный график
Дата начала реализации | Дата окончания реализации | Режим занятия | Количество недель \ дней \ часов | Год обучения |
11.09.2023 | 31.05.2024 г. | 1 раз в неделю по 2 часа | 72 часа | 1 год |
Календарный учебный график 1 группа (МСШ 6)
№ п/п | Месяц | Число | Время Проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | форма контроля |
| | | | Беседа | 2 | Введение. Вводное занятие | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Беседа. Просмотр | 2 | Народные истоки театрального искусства. | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Беседа | 2 | История возникновения русского театра, русские актеры. Драматургия | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Дискуссия | 2 | Профессия режиссера, актера | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Игра | 2 | Игры на развитие актерского внимания и зрительной памяти | Актовый зал | Самоанализ |
| | | | Игра | 2 | Игры на развитие фантазии и воображения | Актовый зал | Самоанализ |
| | | | Игра | 2 | Игры на развитие ассоциативного и образного мышления, артистической смелости | Актовый зал | Самоанализ |
| | | | Тренинг | 2 | Дыхание, голос, дикция | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Тренинг | 2 | Работа над литературным текстом | Актовый зал | Конкурс |
| | | | Конкурс | 2 | Художественное чтение басни | Актовый зал | Конкурс |
| | | | Тренинг | 2 | Физический тренинг | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Творческое дело | 2 | Творческий тренинг на погружение в предлагаемые обстоятельства, работа с предметом, с партнером | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Практическое занятие | 2 | Пластическая выразительность актера | Актовый зал | Самоанализ |
| | | | Практическое занятие | 2 | Мышечное внимание в статике и динамике. Растяжки | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Практическое занятие | 2 | Координация движений | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Практическое занятие | 2 | Физический тренинг. Движение с различными установками | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Практическое занятие | 2 | Пластические композиции | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Практическое занятие | 2 | Внешняя линия поведения актера | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Практическое занятие | 2 | Логика и последовательность в действии | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Практическое занятие | 2 | Предлагаемые обстоятельства | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Репетиция | 2 | Этюды и упражнения на физическое действие с предметом | Актовый зал | Самоанализ |
| | | | Дискуссия | 2 | Выбор пьесы, миниатюры, определение идеи. | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | | 2 | Правда переживаний и условность игры в театре Образ персонажа | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Дискуссия | 2 | Анализ отдельных сцен, событий в процессе репетиций | Актовый зал | Самоанализ |
| | | | Репетиции | 12 | Постановка мизансцен, репетиции | Актовый зал | Самоанализ |
| | | | Репетиции | 4 | Генеральная репетиция | Актовый зал | Самоанализ |
| | | | | 2 | Показ коллективной работы | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Беседа | 2 | «Если Вы идете в театр» | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Просмотр | 2 | Видеопросмотр спектаклей | Актовый зал | Наблюдение |
| | | | Постановка спектакля | 2 | Итоговое занятие. | Актовый зал | Самоанализ |
Итого | 72 | | | |
.3. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение – актовый зал.
− репетиционный (зрительный) зал, сцена;
− стол ученический;
− стул ученический
− осветительные приборы;
− звуковое оборудование и фонотека; − устройство DVD; − ноутбук:
− колонки;
− театральный грим, костюмы;
− реквизит (кубы, маты, скакалки, мячи, обручи, шарфы).
Информационно-методическое обеспечение - Аудиокассеты, CD диски с фонограммами.
Фонотека (картотека).
Наглядно-иллюстративный материал.
Музыкально-дидактические игры и пособия.
Кадровое обеспечение
ФИО педагога реализующего программу | Должность, место работы | Образование |
Никифорова Людмила Васильевна | Педагог дополнительного образования при МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №6» | Высшее, педагогическое |
2.4. Формы, порядок текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
Текущие (цель – выявление ошибок и успехов в деятельности обучающихся).
Промежуточная аттестация (выявление ошибок и успехов в деятельности обучающихся)
Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы по окончанию всего курса обучения).
Текущий контроль организуется в начале года, в форме вводного занятия для выявления наличия интереса у детей к продуктивным видам деятельности. Для отслеживания успешности овладения программой детьми в течение года используются наблюдение за театрализованной деятельностью детей, анализ результатов их деятельности.
Промежуточная аттестация (выявление ошибок и успехов в деятельности обучающихся)
Итоговый контроль проводится в конце года в форме итогового занятия.
Итоговая аттестация по программе не предусмотрена.
2.5. Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения программы
Для оценки результатов освоения программы используются методы проведения педагогической диагностики (наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности). Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей и осуществляется в наблюдениях во время занятий.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в октябре и мае). Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям: низкий уровень – ребёнок не может выполнить все параметры оценки; средний уровень – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; высокий уровень – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.
№ п/п | Раздел программы | Форма контроля | Критерии оценки | |
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1. | Театральная игра | Наблюдение, игра | Слабо проявляет активность в играх. Чувствует скованность. | Стремление к проявлению активности. Видимая положительная динамика в поведении на сцене. | Четкое понимание задачи. Полная самоотдача на сценической площадке. |
2. | Сценическая речь | Показ чтецких работ | Плохо артикулирует, запоминает скороговорки. | Старательно работает над речевым аппаратом, проявляет интерес к сценической речи. | Отлично выполняет речевые упражнения. Проявляет самостоятельность к поиску литературного материала. |
3. | Актерская грамота | Устный опрос теории и показ этюдных работ | Плохо ориентируется в терминологии. Слабо выполняет творческие задания. | Знает театральные термины. Хорошо выполняет актерские задачи. Активен на площадке. | Отлично знает терминологию. Понимает поставленные актерские задачи. Проявляет инициативу. |
4. | Творческий тренинг | Наблюдение | Плохо осваивает сценическое внимание. Воображение и фантазия «спит». | Старается выполнять упражнения на внимание, воображение. Хорошо действует в предлагаемых обстоятельствах. | Хорошо владеет средствами игры на площадке. Включает внимание, воображение. |
5. | Сценическое движение | Оценка физического самочувствия на сцене | Вялое выполнение физических упражнений. | Четко выполняет физические упражнения. Хорошо концентрирует сценическое внимание. | Грамотно выполняет пластические задания. Проявляет творчество. Правильно ощущает свое тело в пространстве. |
6. | Актерское мастерство | Оценка актерской работы и знаний по теории | Неуверенно выполняет актерские задачи, плохо ориентируется на сцене. | Органично действует в пространстве. Хорошо владеет внешней линией поведения актера. | Технически точно выполняет задания на ПФД. Правильно выстраивает этюды. |
7. | Работа над ролью | Оценка работы над собой и ролью, самоанализ | Недостаточно работает над собой и своей ролью. | Видимый прогресс в работе над собой и ролью. | Полная самоотдача к достижению успехов в работе над собой и ролью. |
8. | Театральная постановка | Творческий просмотр репетиций и | Недостаточно старается проявить себя на сцене. Не старается. | Старается выполнять точно свою актерскую линию, правильно общается с партнерами. | Проявляет дисциплинированность в работе над спектаклем, ответственно относится к роли. |
| | оценка постановки | | | |
9. | Основы театральной культуры и этики | Устный опрос, оценка самостоятельной работы | Плохо знает основы театра. Не вникает в суть театральной культуры. | Интересуется театральной культурой, вникает в историю театра. Проявляет самостоятельность. | Отлично знает элементы театральной культуры, историю театра. Самостоятельно находит материалы, изучает. |
Степень развития оценивается по трехбальной системе:
1балл – низкий уровень; 2балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень.
2.6. Методические материалы
Особенности организации учебного процесса:
имеет развивающий характер,
разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
Методы обучения:
- словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов);
- наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ);
- практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам).
Занятия по программе включают:
- артикулярную гимнастику;
- игры - упражнения на развитие речевого дыхания;
- игры-упражнения на развитие силы голоса;
- упражнения на развитие слухового внимания;
- упражнения на развитие правильного звукопроизношения;
- упражнения на действие и развитие воображения;
- упражнения на развитие пластики;
- упражнения на развитие невербальных средств общения и эмоциональности;
- театральные этюды.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы занятий по способам коммуникации:
развивающие театральные игры, репетиции, беседы, экскурсии, поездки, вечера, творческие встречи, сборы.
Основные педагогические технологии:
игровая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм учебного занятия:
1 этап – организация (подготовка к занятию, подготовка рабочего места, настройка детей на продуктивную деятельность, объявление темы занятия и постановка учебных задач);
2 этап – теоретическая часть (изложение нового материала, устное описание объекта практической работы, объяснение терминов по теме занятия, описание и показ технических приемов выполнения практической работы и их последовательности, техника безопасности);
3 этап – практическая часть (разделение практики на определенные этапы, подбор специальной литературы, раздаточного материала, подготовка инструмента, распределение работы среди учащихся при коллективной или групповой деятельности, практическая работа, контроль, помощь и консультация педагога);
4 этап – окончание занятия (подведение итогов, закрепление изученного материала, уборка рабочего места).
2.7. Список литературы
Список литературы для учителя:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список литературы для детей:
К.С.Станиславский «Работа актера над собой»
К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»
5