СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья и семейные ценности. Классный час.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа "Семья и семейные ценности". Мероприятие разработано на основе рассказа В.Драгунского "Бы..."

Просмотр содержимого документа
«Семья и семейные ценности. Классный час.»

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38

ГОРОДА ТЮМЕНИ

(МАОУ СОШ № 38 г. Тюмени)









Методическая разработка классного часа

Семья и семейные ценности









Подготовила

Семёнова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

Перечень конкурсных материалов:

  1. Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности» (основное описание разработки);

  2. Приложения 1 – 7;

  3. Презентация Microsoft Office PowerPoint.











Тюмень 2017

Тема: Семья и семейные ценности

Форма проведения: Классный час

Класс: 3 «Д»

 В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно - ценностных ориентаций детей. Семья - важнейший институт воспитания личностных качеств ребёнка. Однако детей младшего школьного возраста еще недостаточно четко и ясно сформированы представления о семье и семейных ценностях. Формирование значимости семьи должно начинаться с малого – формирования элементов вежливого, радушного общения в семье, привития навыков употребления добрых слов в адрес своих близких, осознания ценности семьи и каждого ее члена.

Цели и задачи :

  • Дать  учащимся представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, о семейных ценностях, как основе взаимоотношений между близкими людьми.

  • Пробудить желание жить в гармоничной, дружной  семье.

  • Воспитание нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей;

  • Развитие интереса к чтению, любознательности, чувства эмпатии.  

Педагогические приемы, формы, способы, оригинальные идеи и находки

  1. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности.

На занятии моделируется игровая ситуация. Ребенок ставится в позицию выбора, в результате чего, должен принять правильное решение.

  1. Прием театрализации воспитывает эмпатию, помогает детям примерить на себя роль родителей и взглянуть на собственное поведение со стороны.

  2. Прием «До-после» помогает определить вектор психо-эмоционального развития. Этот прием используется как в ходе работы с информацией, так и на этапе рефлексии.

  3. Использование элементов технологии продуктивного чтения позволяет более качественно анализировать художественный текст, правильное понимание которого важно для формирования личностных качеств ребенка и раскрытия темы занятия.

Планируемые результаты занятия 

Познавательные:Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска; смысловое чтение, умение осознанно строить речевые высказывания. Построение логической сети рассуждений, анализ, синтез. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные:Контроль в форме сличения промежуточного и конечного результатов, коррекция, оценивание качества. Волевая саморегуляция.

Коммуникативные:Развитие умения сотрудничества со сверстниками и педагогом. Умение выражать свои мысли. Планирование различных форм общения в смье.

Личностные:Осознать актуальности темы занятия. Формирование ценностных ориентаций, умения соотносить поступки и события с этическими принципами, ориентиваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Оборудование и необходимые материалы: компьютер, проектор, презентация, карточки с таблицей, текст рассказа В.Драгунского «Бы…», карточки с отрывками из текста для чтения по ролям, Вырезанные из цветной бумаги фигурки детских ладошек.

Ход занятия

I Организационный момент (Слайд 2)

В одном самом обычном городе, в одном самом обыкновенном доме жил-был один очень симпатичный ребенок, а вместе с ним жили – были….

А вот, чтобы узнать кто там жил, надо отгадать загадки (Приложение 6).

II Формулирование темы, постановка цели занятия

Как одним словом назвать всех, кого вы видите? – СЕМЬЯ (Приложение 6 Загадка о семье)

Тема нашего занятия: СЕМЬЯ и СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Когда у нас есть что-нибудь ценное, то нам хочется положить эту ценность на ладошку и рассмотреть ее внимательно.

Давайте на сегодняшнем занятии поставим перед собой цель, рассмотреть какие бывают семейные ценности?

Какие ценности есть у вашей семьи?

Запишите 2-3 семейные ценности на вырезанных цветных бумажных ладошках, которые лежат на вашем столе (Приложение 1). Пока уберите в сторону бумажную ладошку.

(Слайд 3) Семьи бывают разные: большие - многодетные и маленькие, полные и неполные, в которых есть только мама или только папа, с бабушками и дедушками и без старшего поколения. Каждая семья находится под защитой государства.

III Основная часть(Слайд 4)

  1. Что такое семья?

Семья - это основная ячейка общества. Все цивилизованные государства защищают и поддерживают семью, в Основном законе РФ - Конституции - также подтверждено следование этим принципам.

Статья 7 Конституции РФ гласит:

В Российской Федерации .... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства....

Статья 38 Конституции РФ гласит:

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

  1. Работа с литературным произведением

(Слайд 5) Многие писатели часто в своих произведениях обращаются к теме семьи. Вот сегодня мы прочитаем рассказ Виктора Драгунского «Бы…».

Какие произведения В. Драгунского вы уже читали? («Англичанин Павля», «Друг детства», «Все тайное становится явным»). О ком рассказы Драгунского (о Дениске и его друзьях).

(Слайд 6) Прочитайте название рассказа. В каких случаях мы с вами употребляем частицу «БЫ»?

(Возможно, когда о чём-нибудь мечтаем)

Вот и Дениска размечтался. И мы, прочитав рассказ, узнаем о чем.

(Первичное чтение текста рассказа – читает учитель или хорошо читающие дети). (Приложение 2)

Ребята, Дениска представил себя на месте мамы, папы и бабушки и скопировал их поведение. Какими словами и выражениями можно охарактеризовать характер и поведение взрослых в Денискиной семье? Запишите подходящие слова и выражения в первый столбик предложенной вам таблички. Можно воспользоваться словами и выражениями, предложенными в раздели «В помощь». (Приложение 3)

Ребята, а ваши родители похожи на Денискиных?

Давайте и вы представите себя на месте родителей и сыграете роли мамы, папы и бабушки из рассказа Драгунского (ребята по желанию выбирают роли). (Приложение 7)

Чтение рассказа по ролям с остановками и обсуждением.

Ребятам, исполнившим роль взрослых, задаются вопросы. Возможные ответы обсуждаются коллективно. (Приложение 8)

Перечитайте несколько последних абзацев рассказа и скажите, чем занимаются члены семьи Дениски в свободное время? (Ходят в кино, в гости, в цирк)

Ребята, а ваша семья похожа на семью Дениски?

Запишите слова и выражения, которыми вы можете охарактеризовать характер и поведение взрослых в Денискиной семье во второй столбик предложенной вам таблички. Можно вновь воспользоваться словами и выражениями, предложенными в раздели «В помощь».

Ребята, сравните записанные слова и выражения первого и второго столбика. У кого мнение изменилось?

Какие отношения между членами семьи в рассказе Драгунского? Как вы думаете, Дениску можно назвать счастливым ребенком?

А какие семейные ценности есть в семье Дениса Кораблева? (Забота, чувство юмора, взаимопонимание, семейные традиции). Запишите на бумажную ладошку ценности, которые вам понравились.

  1. Нам не хватает теплоты

О взаимоотношениях мамы и дочки еще в оной семье нам сейчас расскажет …(подготовленный ученик читаем стихотворение А.Л. Барто «Разговор с дочкой») (Приложение 4)

- О какой теплоте идет речь в стихотворении (о душевной)

Ребята, а что нужно для того, чтобы согреть душевным теплом близкого человека? (Нужны теплые слова.)

Ребята, просмотрите еще раз текст рассказа В.Драгунского. Можем ли мы сказать, что члены семьи Кораблевых относятся друг к другу с душевной теплотой. Подтвердите словами из текста.

Разговор мамы и папы: «Он бы сел и потихоньку сказал маме:"Ну как поживаешь?"А она бы сказала тоже тихонько:"Ничего, спасибо!"
Можем ли мы сказать, что душевное тепло – это семейная ценность? Запишите на бумажную ладошку эту ценность.

  1. Что самое ценное?(ситуация выбора)

Что объединяет людей разных поколений в семье? (родство, любовь, общие интересы, общий дом)

У вас на столах конверты-домики – «поселите» в них свою семью. (Приложение 5) На отдельных листочках запишите всех членов своей семьи и положите эти листочки в конверты.

Чтобы в доме семье было удобно и комфортно жить, мы приобретаем разные вещи. Запишите на листочках два самых нужных в вашей семье предмета. Это может быть какая-либо бытовая техника, автомобиль, предметы мебели, телевизор или компьютер – то, что кажется вам наиболее ценным. Положите эти листочки в конверт-дом.

Если у вас есть домашние животное или вы очень хотите его завести, то напишите на листочке его кличку и тоже положите листок в конверт.

А теперь, напишите на листочке, какой подарок вы очень-очень хотели бы от родителей получить на День рождения. Положите и эту записку в конверт.

Вот теперь в вашем конверте-доме собрано все самое ценное!

Как хорошо, когда никто не нарушает семейный покой.

К сожалению, в мире кроме добра, есть и зло! На нашей планете в разных местах случаются землетрясения, наводнения, войны, теракты, в результате которых происходят разрушения, порча имущества и гибель людей. У беды нет глаз, ушей, души. Беда не щадит никого и никогда никого специально не выбирает.

Предлагаю вам только на мгновение представить, что в результате какого-либо несчастного случая вам предстоит расстаться с чем-либо или с кем-либо. Я случайно из вашего конверта достану и заберу один листок с записью, если вам жаль будет его отдать, тогда вам придется обменять его на три другие листочка с записями.

(Дети делают нелегкий выбор, в результате которого убеждаются, что самое ценное в семье – это люди, а не вещи!).

IV Рефлексия

Впишите в ваш список семейных ценностей, те которые вы еще не внесли.

Прочитайте все семейные ценности, которые вы записали. Подчеркните самые важные ценности семьи. Кто хочет прочитать вслух?

Давайте еще раз посмотрим, что записано в Конституции РФ о семье. (Слайд 4) – Дети, достигшие 18-летнего возраста должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Вам далеко еще до совершеннолетия, но все же – можете ли вы внести какой-то вклад в благополучие вашей семьи? (Дети размышляют и рассуждают, какие домашние обязанности им по силам).

Предлагаю вам добавить душевного тепла в вашу семью. На обратной стороне бумажной ладошки напишите самые теплые слова, которые вы сегодня скажите вашим родным и близким людям! А чтобы не точно это сделать, возьмите это напоминание с собой! (Слайд 7)





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!