СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как социальный институт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья - базовый социальный институт. Рассмотрение данной темы служит формированию ценностных установок.

Просмотр содержимого документа
«Семья как социальный институт»

Тема урока: «Семья как социальный институт».


Тип урока: урок первичного усвоения знаний.

Цель: сформировать перспективную мотивацию обучающихся на создание полноценной семьи.

Задачи:

  • Дать понятие основных социальных институтов – семьи и брака;

  • раскрыть роль семьи в жизни общества через выполняемые ею функции;

  • проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции её развития;

  • развивать критическое мышление через умение анализировать информацию, приводить аргументацию, делать выводы;

  • воспитывать чувство ответственности перед семьёй.


Оборудование: мультимедиа, CD – диск в форме презентации, мультимедиа.

Педагогические технологии:

1) информационно-коммуникационные технологии,

2) технология проблемного обучения.

Формы учебной деятельности:

1) постановка проблемных вопросов

2) дискуссия

3) исследовательская деятельность


Ход урока.


  1. Организационный момент.

    1. Подготовка группы к уроку (группа делится на две подгруппы).

План

  1. Понятие семьи и брака как социальных институтов.

  2. Функции семьи.

  3. Семья в современном мире.

  1. Объяснение нового материала

Прежде чем объявить новую тему урока, предлагаю вам разгадать шараду:


7

Я

Назовите тему нашего урока. «Семья как социальный институт».

Мы продолжаем с вами изучение социальной сферы жизни общества. При изучении темы «Общество как система», вы познакомились с понятием социальный институт.



Задание: Вспомните определение этого понятия.

Сегодня речь пойдёт о таком социальном институте, как семья.

«Никто не отказывается от семьи, кроме мула».

Марроканская пословица.



Актуализация:

  1. Многие исследователи считают семьи базовым социальным институтом. Почему? Какую фундаментальную потребность общества удовлетворяет семья?

  2. Какое место в иерархии ваших ценностей занимает семья?

  3. Почему люди живут семьями?

Обсуждение.

Каждый из вас имеет свое мнение, но тем не менее вы пришли к выводу, что так или иначе вся наша жизнь связана с семьёй.

1.

Социологи рассматривают семью как малую группу и социальный институт.

Задание: определите содержание понятия «семья», (с. 196).

С институтом семьи тесно связан институт брака.

«Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

Вопрос: для чего люди женятся?

Задание:

1) определите содержание понятия «брак», (с. 197);

2) выразите формулой суть отношений в семье и браке.

Семья = родители + дети, супруги.

Брак = муж + жена.

2.

«Всякая семья составляет часть государства» (Аристотель)

Вопрос: Как вы понимаете это высказывание?

Значение семьи как социального института определяется теми функциями, которые она выполняет в обществе.

Задание:

1) определите основные функции семьи, (с. 198);

2) определите какую функцию семьи иллюстрирует каждая из предложенных ситуаций;

3) приведите примеры функций семьи, опираясь на конкретные жизненные ситуации.


Для того, чтобы были силы обеспечивать семью и растить детей, необходимо иметь хорошее здоровье.

Физкультминутка.

3.

В современном обществе семья переживает качественные изменения.

Семью многопоколенную сменила семья нуклеарная, (с. 200).

Изменился тип отношений в семье, что связано с изменением положения женщины в обществе.

Экономическая и социальная самостоятельность женщин несовместима с авторитарными отношениями семьи старого типа – патриархальной, (с. 199).

Задание: из предложенных признаков выберите черты патриархальной семьи.

Число патриархальных семей сокращается. Развивается семья партнёрского типа.

Задание: из предложенных признаков выберите черты партнёрской семьи.

Современное общество подвержено кризисам, что отражается и на семье.

Задание: выделите кризисные явления в семейных отношениях, (с. 200).

Проверка:

    1. происходит разделение институтов брака и семьи;

    2. уменьшается число лиц, вступающих в законный брак;

    3. растёт количество фактических союзов, юридически не оформленных;

    4. материальное обеспечение детей привалирует над духовным воспитанием;

    5. профессиональные интересы становятся конкурентом семейным интересам;

    6. ухудшается здоровье людей;

    7. растёт количество разводов, повторных браков, неполных семей и число брошенных детей.

Среди причин разводов исследователи выделяют неготовность к браку.

Мы провели исследование с целью определения степени значимости семьи и брака для студентов колледжа.


Презентация студента


Одним из проявлений кризиса семьи исследователи считают возросшее число гражданских браков, т.е. таких, которые не признаны ни государством, ни церковью.


Дискуссия «За и против гражданского брака».

Презентация студента

Тенденции в развитии современной семьи.

  1. Сокращение числа лиц, вступающих в брак;

  2. ослабление прочности брака в связи с развитием личной свободы;

  3. возрастание трудовой занятости женщин вне дома;

  4. разработка государственных мер по поддержке семьи;

  5. профессиональные интересы становятся выше семейных.

Вопрос: какие меры государственной поддержки семьи в РФ вы знаете?, (с. 201).


Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы возвращаемся.


III этап.

Самостоятельная формулировка выводов:

1. Семья – базовый социальный институт;

2. значимость семьи проявляется через функции, которые она выполняет в обществе;

3. сегодня семья переживает качественные изменения.


IV этап.

Рефлексия: повлиял ли урок на ваши установки и семейные ценности?


Итоги: оценки.


Домашнее задание: Учебник. Л. Н.Боголюбов, 10 класс, § 18; мини-сочинение «Моя семья».