СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейные ценности и традиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить учащихся с семейными ценностями и традициями; рассказать о месте семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей; познакомить с понятиями и терминами: семейные ценности, семейные традиции.

Просмотр содержимого документа
«К уроку»

Урок: Семейные ценности и традиции


Цели и задачи: познакомить учащихся с семейными ценностями и традициями; рассказать о месте семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей; познакомить с понятиями и терминами: семейные ценности, семейные традиции.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать семейные ценности; описывать праздники; смогут объяснить сущность и особенности семейных ценностей и традиций; овладевают принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Ход урока:

Притча: Из одного дома решило уйти Счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но режде, сказало Счастье, я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы».

«Чего ты хочешь?» - спросило Счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у неё шубы норковой, и получила хозяйка шубу.

Спросило Счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, и вышла замуж за принца заморского.

Спросило Счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», - и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома Счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живёт только там, где горит семейный очаг!


Притча

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушившиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нём одно и то же слово – понимание, пока не написал его сто раз. «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.


Работа в группах:

1 группа.


Помнит ли кто-нибудь из вас, что такое семейный обед? Не тот, когда, отварив пачку пельменей и вскипятив суп из концентратов, присядем на маленькой кухоньке, наскоро проглотив то, что бог послал, и вновь вернёмся к своим делам. Нет! Хочется мне вспомнить о тех замечательных обедах по воскресеньям, когда вся наша многочисленная семья собиралась за овальным столом в доме семейного патриарха - нашей бабушки.

Ровно в три часа пополудни все садились за стол. Поправляли приборы, разложенные на крахмальной скатерти, щурились от солнечного луча, высверкнувшего на хрустальной грани бокалов, и внимательно обозревали стол. Каждый раз любовались мы бабушкиным искусством сервировки, старались до мельчайшей детали запомнить красоту натюрморта.

Главным украшением стола были знаменитые пироги, которые именовались бабушкиными. На узких листах возлежали пироги с рыбой, с мясом, с капустой. А на маленьком чайном столике их дополняли яблочные пироги с курагой.

Наши ноздри впитывали чудесные запах, рот наполнялся слюной, и все постепенно начинали роптать: «Пора бы и начать!» И вот входила бабушка, раскрасневшаяся и радостная, садилась во главе стола. «Ну что, дети мои?! – обращалась она ко всем. – Вроде бы все собрались, и я тому рада!». Это было что-то вроде команды. Сдвигались тарелки, стучали вилки, содержимое мисок, блюд, блюдец и селёдочниц перекочёвывало к нам в тарелки. Без сожаления нарушалась та красивая композиция, которой мы только что наслаждались.

За бабушкиным столом не раз мы решали важные дела, устраивали судьбу кого-то из родственников, обсуждали планы на будущее, давали советы. Порой за разговором не замечали мы, что сумерки опустились за окном. Бабушка включала свет, и над нами расцветал старый абажур с шелковыми кистями. Мягкий свет сглаживал острые углы, освещая наши лица и стол, подготовленный к чаю. И в эти минуты, глядя на своих двоюродных братьев, тёток и дядьев, понимал, что нет для меня ближе людей.

Позднее задумывался я: зачем бабушка устраивала раз в месяц для нас эти встречи? Сил и времени они забирают у неё очень много. И однажды она сама объяснила мне: «Милый мой, - говорила бабушка, расставляя тарелки накануне семейной встречи. – Вся наша родня связана одной фамилией. И я хочу, чтобы мы помнили о том. Собираю я вас и на обеды для того, чтобы привыкли вы к этому, чтобы появилась в вашей жизни необходимость хотя бы раз в месяц побыть вместе, посмотреть друг другу в глаза».

Действительно, наши семейные встречи, над которыми сначала подсмеивались, как над бабушкиной причудой, необходимостью. И сегодня встречаемся мы под старым абажуром. Кого-то уже нет, но дети заняли места, где когда-то сидели их родители. Новые родственники с интересом слушают наши воспоминания, наивно сожалея, что тогда их не было с нами.

Все так же бабушка, постаревшая и седая, сидит во главе стола, смотрит на нас и ровно в три пополудни встаёт и обращается к нам: «Ну что, дети мои? Вроде все собрались, и я тому рада…»

(А.Максимова. «О семейном обеде»)

Вопросы:

- Опишите семейную традицию.

-В чём её смысл и назначение?

- Какую роль она играет в семье?


2 группа

Прекрасная традиция семейных чтений в наше время забыта и заменена газетами, радио и телевидением. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество.

А.Н.Толстой вспоминал: «Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Тольстого, Тургенева…Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал. Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров.

Эта старая семейная традиция особенно полезна для детей, да и взрослым она добавит приятных минут для совместного общения!

Вопросы:

- Опишите семейную традицию.

-В чём её смысл и назначение?

- Какую роль она играет в семье?


3 группа

Молодых людей, приходящих в гости к своим бабушкам и дедушкам влечёт за редким исключением, одна и та же потребность: они хотят, иногда очень страстно, пообщаться со старейшинами своей семьи. Та самая бабушка, которая обыгрывала меня в шашки в мои девять лет, в девятнадцать оказалась для меня мудрым другом и доверенным лицом. Она писала мне письма, длинные, освещающие все семейные новости. Когда я приезжал домой из колледжа, мы с ней подолгу беседовали. И знаете что? Бабушка внимательно меня слушала! Я вскоре обнаружил, что её приводят в восторг мои соображения И у неё гораздо больше времени на то, чтобы слушать меня, чем у моих родителей. Для ваших внуков и внучек, от начала переходного возраста и до свадьбы, самое, возможно, лучшее «развлечение», которое вы можете им предложить, - просто выслушать их, когда они хотят что-то сказать.

Один мудрец сказал, что старик, неторопливый и согбенный, снова способен замечать то же, что и маленькие дети, и рука его как раз вровень с рукой ребёнка, который совершает свои первые шаги. Жуки на асфальте, улитку под капустным листом, дрозда, тянущего червяка из чёрной и влажной от дождя земли, и всех их увидит маленький ребёнок со своим дедушкой.

Наши внуки живут в неправильных семьях, где их неправильно воспитывают неправильные родители – наши далёкие от совершенства сыновья и дочери вместе с нашими зятьями и невестками. Хотя все мы совершали ошибки, когда воспитывали своих детей, для нас найдётся утешительная весть: мы из-за собственной незрелости, воспитывая своих детей – теперешних родителей, - могли не оправдать всех надежд. Но Господь, дав дожить до внуков, поручает нам новое служение, чтобы исправить все ошибки нашего родительского несовершенства.

(Эпизод из книги Э.Виггена Дар вырастить внуков»)

Вопросы:

- Опишите семейную традицию.

-В чём её смысл и назначение?

- Какую роль она играет в семье?


Притча (завершение урока)

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет, и решили они, что надо относиться друг к другу с пониманием, любовью, уважением, добротой, заботой.


Просмотр содержимого документа
«Проверка знаний»

Фамилия, имя _________________________

1. Современники – это люди, которые живут на планете в одно время, в одну эпоху с тобой. Выбери из списка наших современников (несколько вариантов ответа): 1) Д.И.Менделеев 2) В.Путин 3) Платон 4) Екатерина II 5) Аристотель 6) Иван Ургант 7) Барак Обама 8) Пётр I 9) Владислав Третьяк.

2. У каждого члена семьи – свои семейные роли. Выберите семейные роли, которые есть у вас (несколько вариантов ответа): 1) муж 2) отец 3) бабушка 4) жена 5) мать 6) дедушка 7) сын 8) брат 9) внук 10) дочь 11) сестра 12) внучка.

3. Какая это семья, если в ней мама, папа и двое детей: 1) бездетная 2) многодетная 3) многопоколенная 4) двупоколенная.

4. Найдите лишнюю позицию в ряду человеческих качеств, которые помогают избежать семейных конфликтов: 1) взаимопомощь 2) лживость 3) любовь 4) умение уступать 5) чуткость.

5. Причиной семейного конфликта не может стать: 1) небрежное отношение подростка к своим вещам 2) вредные привычки одного из родителей 3) высокая успеваемость подростка в школе 4) различие у родителей в интересах и потребностях.

Фамилия, имя _________________________

1. Современники – это люди, которые живут на планете в одно время, в одну эпоху с тобой. Выбери из списка наших современников (несколько вариантов ответа): 1) Д.И.Менделеев 2) В.Путин 3) Платон 4) Екатерина II 5) Аристотель 6) Иван Ургант 7) Барак Обама 8) Пётр I 9) Владислав Третьяк.

2. У каждого члена семьи – свои семейные роли. Выберите семейные роли, которые есть у вас (несколько вариантов ответа): 1) муж 2) отец 3) бабушка 4) жена 5) мать 6) дедушка 7) сын 8) брат 9) внук 10) дочь 11) сестра 12) внучка.

3. Какая это семья, если в ней мама, папа и двое детей: 1) бездетная 2) многодетная 3) многопоколенная 4) двупоколенная.

4. Найдите лишнюю позицию в ряду человеческих качеств, которые помогают избежать семейных конфликтов: 1) взаимопомощь 2) лживость 3) любовь 4) умение уступать 5) чуткость.

5. Причиной семейного конфликта не может стать: 1) небрежное отношение подростка к своим вещам 2) вредные привычки одного из родителей 3) высокая успеваемость подростка в школе 4) различие у родителей в интересах и потребностях.

Фамилия, имя _________________________

1. Современники – это люди, которые живут на планете в одно время, в одну эпоху с тобой. Выбери из списка наших современников (несколько вариантов ответа): 1) Д.И.Менделеев 2) В.Путин 3) Платон 4) Екатерина II 5) Аристотель 6) Иван Ургант 7) Барак Обама 8) Пётр I 9) Владислав Третьяк.

2. У каждого члена семьи – свои семейные роли. Выберите семейные роли, которые есть у вас (несколько вариантов ответа): 1) муж 2) отец 3) бабушка 4) жена 5) мать 6) дедушка 7) сын 8) брат 9) внук 10) дочь 11) сестра 12) внучка.

3. Какая это семья, если в ней мама, папа и двое детей: 1) бездетная 2) многодетная 3) многопоколенная 4) двупоколенная.

4. Найдите лишнюю позицию в ряду человеческих качеств, которые помогают избежать семейных конфликтов: 1) взаимопомощь 2) лживость 3) любовь 4) умение уступать 5) чуткость.

5. Причиной семейного конфликта не может стать: 1) небрежное отношение подростка к своим вещам 2) вредные привычки одного из родителей 3) высокая успеваемость подростка в школе 4) различие у родителей в интересах и потребностях.

Фамилия, имя _________________________

1. Современники – это люди, которые живут на планете в одно время, в одну эпоху с тобой. Выбери из списка наших современников (несколько вариантов ответа): 1) Д.И.Менделеев 2) В.Путин 3) Платон 4) Екатерина II 5) Аристотель 6) Иван Ургант 7) Барак Обама 8) Пётр I 9) Владислав Третьяк.

2. У каждого члена семьи – свои семейные роли. Выберите семейные роли, которые есть у вас (несколько вариантов ответа): 1) муж 2) отец 3) бабушка 4) жена 5) мать 6) дедушка 7) сын 8) брат 9) внук 10) дочь 11) сестра 12) внучка.

3. Какая это семья, если в ней мама, папа и двое детей: 1) бездетная 2) многодетная 3) многопоколенная 4) двупоколенная.

4. Найдите лишнюю позицию в ряду человеческих качеств, которые помогают избежать семейных конфликтов: 1) взаимопомощь 2) лживость 3) любовь 4) умение уступать 5) чуткость.

5. Причиной семейного конфликта не может стать: 1) небрежное отношение подростка к своим вещам 2) вредные привычки одного из родителей 3) высокая успеваемость подростка в школе 4) различие у родителей в интересах и потребностях.



Просмотр содержимого презентации
«Семейные ценности и традиции»

В сказке Михалкова «Праздник непослушания» родители, устав от непослушных детей, ушли из города и оставили их одних. Сначала дети радовались, но очень скоро поняли, что не знают, что делать со свободой и как жить дальше. Родители вернулись в город. Согласны ли вы с таким концом сказки? А как бы вы могли закончить эту книгу?

В сказке Михалкова «Праздник непослушания» родители, устав от непослушных детей, ушли из города и оставили их одних. Сначала дети радовались, но очень скоро поняли, что не знают, что делать со свободой и как жить дальше. Родители вернулись в город. Согласны ли вы с таким концом сказки? А как бы вы могли закончить эту книгу?

Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений в семье? Почему?

Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений в семье? Почему?

притча О чём эта притча? В чём её смысл? Какое отношение она имеет к теме урока?

притча

О чём эта притча? В чём её смысл? Какое отношение она имеет к теме урока?

Семейные ценности и традиции ПЛАН 1. Семейные ценности. 2. Семейные традиции. Д/З:  §  21 , подготовить рассказ «Традиция в нашей семье» или «Семейная реликвия»

Семейные ценности и традиции

ПЛАН

1. Семейные ценности.

2. Семейные традиции.

Д/З: § 21 , подготовить рассказ «Традиция в нашей семье» или «Семейная реликвия»

Семейные фотографии

Семейные фотографии

Как вы думаете, почему к семейным ценностям нельзя отнести дорогие вещи, драгоценности, т.е. богатство?

Как вы думаете, почему к семейным ценностям нельзя отнести дорогие вещи, драгоценности, т.е. богатство?

А дом, заставленный добром, - ещё не дом. И даже люстра над столом – ещё не дом. И на окне с живым цветком – ещё не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятна и проста- Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. Л.Суслова

А дом, заставленный добром, - ещё не дом. И даже люстра над столом – ещё не дом. И на окне с живым цветком – ещё не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятна и проста- Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. Л.Суслова

Семейная ценность – это то, что служит достоянием для потомков отличает одну семью от другой предмет гордости и уважения к старшим поколениям

Семейная ценность это то, что

служит достоянием для потомков

отличает одну семью от другой

предмет гордости и уважения к старшим поколениям

Задание: работая с рубрикой «Со-ветуем запомнить» на с. 153 § 21 , дайте определение понятия «семейные ценности» и составьте схему Семейные ценности

Задание: работая с рубрикой «Со-ветуем запомнить» на с. 153 § 21 , дайте определение понятия «семейные ценности» и составьте схему

Семейные ценности

Семейные ценности это часть исторической памяти семьи наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов

Семейные ценности

это часть исторической памяти семьи

наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов

Как вы думаете, почему людям дороги фотографии из семейного альбома?

Как вы думаете, почему людям дороги фотографии из семейного альбома?

До сих пор в деревенских избах на стенах висят фотографии. На них все члены семьи, самые крупные портреты родителей

До сих пор в деревенских избах на стенах висят фотографии. На них все члены семьи, самые крупные портреты родителей

На основе фотографий можно заполнить своё родословное древо

На основе фотографий можно заполнить своё родословное древо

верность уважение память предков традиции семьи любовь Семейные ценности – часть исторической памяти. Что туда внесёте?

верность

уважение

память предков

традиции семьи

любовь

Семейные ценности – часть исторической памяти. Что туда внесёте?

О какой семейной ценности идёт речь? притча

О какой семейной ценности идёт речь?

притча

Семейные традиции принятые в семье и передаваемые из поколения в поколение обычаи и взгляды нормы манеры поведения Задание: изучите и прокомментируйте схему. Какие семейные традиции есть в вашей стране?

Семейные традиции

принятые в семье и передаваемые из поколения в поколение

обычаи и взгляды

нормы

манеры поведения

Задание: изучите и прокомментируйте схему. Какие семейные традиции есть в вашей стране?

Семейные обеды

Семейные обеды

Семейные чтения

Семейные чтения

притча

притча

«Свободный микрофон» Я понял (а)… Я хочу… Я узнал (а)…

«Свободный микрофон»

Я понял (а)…

Я хочу…

Я узнал (а)…